Гуревич Любовь Юрьевна


ГУРЕ́ВИЧ Любовь Юрьевна [30.10.1946, г. Невель Псковской обл.] - прозаик, эссеист, искусствовед, критик.

Родители - ветеринарные врачи. В 1964 приехала в Л-д. В 1970 окончила Лен. гос. ин-т культуры им. Н. Крупской. Более трех лет работала библиотекарем в сельской биб-ке во Всеволожском р-не Лен. обл., затем - сменным химиком на дрожжевом з-де, библиотекарем в биб-ке для слепых, экспедитором в типографии Об-ва слепых.

В студ. годы занималась психологией восприятия худож. текста, затем - психологией личности, по этим проблемам опубл. две ст.

В нач. 1980-х вошла в среду неофиц. искусства с целью ее изучения. До перестройки публ. в самиздате - в ж. «Часы», «Красный щедринец» (под псевд. Любовь Брет). За немногим исключением тексты Г., позже опубликованные, посвящ. лен. худож. андеграунду, совр. петерб. живописи и проблемам совр. изобразительного искусства. К числу немногих исключений относится эссе « Подвижная мишень », посвящ. психологии восприятия книги.

В противоположность единству темы подходы и жанры работ Г. разнообразны: от любовного романа, философской или психологич. прозы до критич. эссе, искусствоведч. статей, историч. изысканий, хроники и пр. Так, « История, извлеченная из дневника » ─ любовный роман, герой кот. неофициальный художник. В предисл. к несостоявшемуся отд. изданию кн. В. Шинкарев писал: «”История, извлеченная из дневника” имеет такое же отношение к стандартному женскому роману, как “Имя розы” к стандартному детективу, ибо в ней, помимо любовной истории (кот. как раз не претерпевает никакого изменения, в этом смысле это женский антироман) есть многое…». О серии портретов художников, опубликованных в разделе прозы ж. «Нева» во внутренней рец. С. Лурье отметил: «Это проза ─ по концентрации мысли, по точности, многозначности». Он же определил жанр критич. эссе « Прельститель », опубликованного в ж. «Постскриптум», как философскую прозу.

В 2001 появляется « Сборник статей », посвящ. острым проблемам совр. искусства. Трофименков М. пишет о нем: «Эта книга - настоящий и безумно смелый террористический акт против священных коров постмодернизма.<…> Гуревич - один из немногих авторов, выполняющий функцию интеллектуала - бдить, чтобы в культуре не появились «неприкасаемые» (Pulse. 2002. Март).

Автор и составитель библиогр. словаря « Художники лен. андеграунда » (2007). Г. является серьезным исследователем и историком лен. андеграунда. Она сумела превратить биогр. словарь в лит.-худож. повествование, включающее справочные статьи и краткие жизнеописания, напис. стройно и ярко. В рец. на кн. С. Гедройц пишет: «Помимо редчайшего дара - писать об искусстве понятно (даже пользуясь при этом профессиональными терминами) - тут с необычайной силой проявляется и другой, вообще невозможный: под ее пером (в смысле - под клавишами) никто ни на кого не похож; каждый из этих художников - будь он, допустим, ничтожен или, предположим, велик - похож только на самого себя; как явственная личность, как персонаж настоящей литературы; как если бы Любовь Гуревич всех по очереди - по алфавиту - выдумала» (Звезда. 2007. № 8). «Искусствоведческий инструментарий … подчас конгениален описываемому живописному стилю и средствам в стремлении дать их словесный эквивалент» (А. Скидан). «Как не локализует автор свою задачу, не страхует себя жанром, его работа внутренней своей устремленностью и энергией перехлестывает установленные им самим задачи» (А. Боровский). Валерпий итожит: «Л. Гуревич сумела биографический словарь превратить в увлекательное литературно-художественное повествование. <…> Вазариевский размах она ужала до хронологии Пселла. Удивительно плотное письмо. <…> В одной фразе зачастую умещается несколько смысловых ходов. У автора редкий талант прозаика».

Г. занималась исследованием тв-ва художников круга Арефьева - о них выпущена кн. «Арефьевский круг» . Об «Арефьевский круге» (Г. - сост., автор комм., науч. редактор. СПб.: ООО «П.Р.П.», 2002) С. Гедройц пишет: «Она составлена так, что история одной богемной компании превращается в историю поколения, лишенного не только свободы, но и контакта с мировой культурой».

Кн. «Арефьевский круг» в 2002 была включена в short-list премии А. Белого. Эта же кн. в 2003 получила на Международной ярмарке «Невский книжный форум» Гран-при как лучшая кн. года и «Серебряную литеру» как лучшая кн. по искусству.

Соч.: Владимир Шагин - патриарх лен. андеграунда // Декоративное искусство. 1989. № 2; [Арефьевцы] // Лен. андеграунд: Начало. Л., 1990; Подвижная мишень // Новый мир. 1992. № 8; Три портрета на фоне холстов // Нева. 1994. № 7; Прельститель: Попытка критики // Постскриптум. 1995. № 2; История, извлеченная из дневника // Нева. 1997. № 9; Неофиц. художники 70-х: Время натиска // Звезда. 1998. № 8; Поэт // Владимир Шагин. СПб., 1999; Сб. статей. СПб., 2001; Объявление о смерти: Читая новую арт-критику // Звезда. 2001. № 3; [Владимир Стерлигов] // Пространство Стерлигова. СПб., 2001; [Игорь Иванов] // Школа Сидлина. СПб., 2001; Александр Арефьев: Банная серия. СПб., 2001; Арефьевский круг / Сост. Л. Гуревич. СПб., 2002; Голос одинокого человека // Геннадий Устюгов. СПб., 2002; «Прекрасное должно быть величаво»: Воспоминания о Рихарде Рудольфовиче Васми (1929–98) // Звезда. 2002. № 4; Всемирная лит-ра или дар синтеза // Звезда. 2003. № 8; [Татьяна Кернер] // Татьяна Кернер. 1941–73. СПб., 2004; [Владимир Шинкарев] // Владимир Шинкарев. СПб., 2006; Художники лен. андеграунда: Биогр. словарь. СПб., 2007; Людмила и Руслан: Искусствоведч. склока в одиннадцати абзацах. СПб., 2008; Прелесть бытия // Владимир Яшке. СПб., 2008; Юлия Сопина. Картины 2006–07. СПб., 2008; Великий манипулятор // Дело. 2008. 29 окт.; Нет девиза на щите: Арефьевский круг // Искусство. 2009. № 2; Рихард Васми // Рихард Васми. 1929–98. СПб., 2009; Обязательный пейзаж. СПб., 2011; Шемякин в худож. ландшафте. СПб., 2011.

Лит.: Трофименков М. Любовь Гуревич. СПб., 2001 // Pulse. 2002. Март; Флоренский А. «Авангард на Неве» // Art & times. 2002. № 5; Гедройц С. [О кн. «Арефьевский круг»] // Звезда. 2003. № 7; Скидан А. Путеводитель по миру андеграунда // НОМИ. 2007. № 3; Боровский А. Неистовый ревнитель // НОМИ. 2007. № 3; Валеприй. Лен. андеграунд всегда был питерским // Прочтение. 2007. № 6/7; Гедройц С. Л. Гуревич. Художники лен. андеграунда [Рец.] // Звезда. 2007. № 8.

Е. Письманик

  • Гуревич Любовь Юрьевна