Гуревич Любовь Яковлевна


ГУРЕВИЧ Любовь Яковлевна (псевд. Л. Горев; Эльгур; Эль-Гур; Н. Н.; Н. Репнин и др.) [1.11(20.10).1866, СПб. - 17.10.1940, М., похоронена на Новодевичьем кладб.] - прозаик, лит. и театр. критик, переводчик, издатель.

Отец - изв. педагог и благотворитель Яков Григорьевич Гуревич (1843–1906), оконч. ист.-филол. фак-т СПб. ун-та, основал изв. частное учебное заведение «Гимназия и реальное училище Гуревича» (1869), бессменный ред. ж. «Русская школа». Мать - Любовь Ивановна, дочь нач. Кремлевского дворца И. И. Ильина. Племянница писателя и переводчика Е. И. Жуковской (урожд. Ильиной, печ. под псевд. Д. Торохов, 1841–1913) и публициста Ю. Г. Жуковского (1822–1907). Сестра писателя Якова Яковлевича Гуревича . Брат Яков (1869–1942) был дедом литературоведа И. Л. Андроникова .

Окончила гимназию кн. А. А. Оболенской ( 1884 ) и словесно-ист. отд. Высших женских (Бестужевских) курсов ( 1888 ). После второго курса Г. поехала лечиться во Францию, где познакомилась с живописью недавно скончавшейся молодой художницы М. Башкирцевой и ее матерью Марией Степановной, с кот. впоследствии много лет состояла в переписке. Дебютировала в печ. в 1887. Первые статьи посвятила памяти Марии Башкирцевой и ее «Дневнику» («Русское богатство», 1887–88 ; и др.). Г. переведет «Дневник» Башкирцевой, кот. та вела на франц. яз., и опубликует его в ж. «Сев. вестник» (1892. № 1–12); выпущенный отд. изд. (СПб., 1893), «Дневник» выдержит позже неск. изд.

Писать Г. начала еще в отрочестве. Вероятно, в 1879 соч. повесть « Сестра », а чуть позже повесть « Три ночи ». Задумала большой роман « Неудачники », кот. завершила неск. лет спустя, переименовав его в « Плоскогорье » (1896). В 1887–88 работала над переводом с латинского переписки Б. Спинозы.

В 1890-х познакомилась с Н. М. Минским , Д. С. Мережковским . В кружке А. А. Давыдовой познакомилась с критиком А. Л. Волынским, стала его единомышленницей. В 1891 приобрела ж-л «Сев. вестник», сделав его трибуной Волынского. Волынский вспоминал: «Весь путь “Северного Вестника” мы прошли вместе, рука об руку в полной солидарности и по всем вопросам журнального боя и редакционной дипломатии». Привлекла к ж-лу Н. Лескова, Л. Толстого, В. Стасова, Н. Минского, Д. Мережковского, З. Гиппиус, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, Вл. Соловьева, М. Лохвицкую, С. Дягилева, М. Горького и др. Много писала в нем сама, в т.ч. статьи, рассказы (« Шурочка» , 1893 , № 2; « Поручение », 1893 , № 10; « Странная история », 1894 , № 11; « Тоска» , 1897 , № 10), роман («Плоскогорье», 1896 –97), библиогр. обозрения и обзоры провинц. печ. (под псевд. Л. Горев). Вела отдел «Провинциальная печать». В этой, еще ранней прозе, отмечалось сочетание быта современности с тонким психологизмом и импрессионизм стиля.

После закрытия ж-ла (1898, из-за финансовых трудностей и цензурных преград) пережила глубокий кризис, занялась обществ. деятельностью. В СПб. 9 янв. 1905 стала свидетелем событий « Кровавого воскресенья ». На основании своих впечатлений и опросов свидетелей составила бюллетень с описанием трагич. событий, кот. нелегально распространялся в России вместе с текстом Рабочей петиции и воззваниями Г. Гапона .

После революции 1905–07 занималась проблемой «народ и интеллигенция», «женским вопросом». Участвовала в борьбе за женское равноправие, была одной из активисток «Всероссийского союза равноправия женщин». Принимала участие в деятельности либерального « Союза освобождения » и в деятельности «Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. СПб.». В 1906 опубл. в «Былом» ст. « Народное движение в Петербурге 9-го января 1905 г .» и брошюру « 9 января по данным анкетной комиссии », снабж. подробными прим.

В эти годы в поисках заработка преимущественно занималась переводами - перевела драму Г. Гауптмана «Ткачи», переводила Стендаля, Э. Ренана, Г. де Мопассана, Ш. Бодлера, А. Франса, М. Пруста и др. Как критик сотрудничала во мн. периодич. изд. СПб. - «Бодрое слово», «Всеобщий ежемесячник», «Живописное обозрение», «Жизнь для всех», «Запросы жизни», «Образование» и проч. Печ. в «Жизни» (статьи, рассказы, в т.ч. « Седок » - 1900. № 1), « Русской мысли », «Мире Божьем», «Освобождении», «Нашей жизни», «Слове», «Речи» (в 1911 16 пост. рецензент спектаклей и зав. театр. отделом; псевд. Эльгур, Эль-Гур), «Русских ведомостях», «Русской молве». В 1913 ред. «Русской мысли» поручает Г. лит.-критический отд., а вскоре и беллетристический. Сотр. в Энц. Брокгауза и Ефрона.

В 1904 прежде печатавшиеся в ж-лах рассказы Г. собрала в сб. «”Седок” и другие рассказы » (СПб., 1904).

В сер. 1900-х гл. «героем» Г. становится театр. Ее рецензии появляются на следующий день после премьер в газ. «Русские ведомости», «Слово» (под псевд. Н. Репнин), «Речь», где она заведует театр. отделом, «Русская мысль», «Столичная почта» и др. В 1912 вышел сб. ее критич. статей о лит-ре и театре « Литература и эстетика » (М., 1912), куда вошли и ностальгические воспоминания о времени «Сев. вестника» и его авторах. Гл. пафос сборника - «обращение к классике».

Позже Г. попытается разобраться в сути актерства и изложит свои наблюдения в кн. « Творчество актера » (1927), где рассмотрит вопросы «о спектаклях и школах актерской игры», «о психологии творчества актера» и «о сценическом переживании и перевоплощении». Еще через десять лет в кн. « История русского театрального быта » (т. 1 - 1939, т. 2 в рукописи - ЦГАЛИ), заглянув в глубину веков, Г. расскажет о русском театре ХVII–ХVIII вв., об иностр. театральных труппах в России ХVIII в., о крепостном театре России.

В 1901 во вр. первых гастролей МХТ в столицу Г. знакомится с К. С. Станиславским, становится одной из самых прозорливых и пост. рецензентов его спектаклей. «Я знаю, - писал ей Станиславский в 1909, - что Вы нас не забыли, а Вы знаете, что мы Вас не можем забыть. Разве оазисы в пустыне забываются? Вы такой оазис в нашей артистической жизни. Боже, до чего все остальное большинство критиков тупы, узки и не вдумчивы». Дружила с К. С. Станиславским , оставила воспоминания « К. С. Станиславский » ( 1929 ).

После 1917 активно сотрудничала в театр. учреждениях Пг., затем М., куда переехала в 1920. Можно предположить, что одной из причин переезда в М. была близость к МХТ. «Гуревич сделалась и историком МХАТ (ей принадлежит книга о Станиславском (1929), и статья о нем в сб. “Мастера МХАТ”), - свидетельствовал В. Виленкин, - и помощником К. С. в его литературных занятиях. По его просьбе она знакомилась с его записями и знакомила с ними людей близкого ей круга, подбирала для него высказывания зарубежных театральных мыслителей и пр. Она же в дальнейшем взяла на себя труд подготовки первого в СССР издания “Моей жизни в искусстве” (1926); <…> Он доверил Гуревич подготовку его “Художественных записей. 1877–1892 гг.” Ее усилиями был сделан и выпущен уже после ее кончины первый (основополагающий в “станиславоведении”) сборник документов и мемуарных свидетельств (“О Станиславском”. 1948)». Занималась компл. библиотек, редакторской и комментаторской работой.

Большое место в лит. наследстве Г. занимают воспоминания-портреты: Н. Лескова, Л. Толстого, А. П. Чехова, М. Н. Альбова, А. А. Блока, К. С. Станиславского, И. Ф. Анненского. В «Невском альманахе жертвам войны» (Вып. 1. Пг., 1915) напеч. письма к Г. Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, Я. П. Полонского.

Автор романа « Разлука », вызвавшего многочисл. отклики. Образ героини автобиографичен.

Соч.: Памяти М. Башкирцевой // Биржевая газ. 1887. 11 июн.; М. К. Башкирцева (Биографическо-психологический очерк) // Русское богатство. 1888. № 2; Переписка Бенедикта де Спинозы / Перев. Л. Г. под ред. А. Волынского. СПб., 1891; Из дневника журналиста (Личные воспоминания о Н. С. Лескове) // Сев. вестник. 1895. № 4; Плоскогорье (роман). СПб.: тип. М. Меркушева, 1897; Седок // Жизнь. 1900. № 1; Рассеянность // Россия. 1901. 17–18 июн.; У рулетки // Живописное обозрение. 1902. № 27–29; В снега // Мир Божий. 1902. № 10; «Седок» и другие рассказы. СПб.: Изд. М. В. Пирожкова, 1904; Почему нужно дать женщинам все права и свободу. СПб.: Верный путь, 1906; Народное движение в Петербурге 9 янв. 1905 г. // Былое. СПб., 1906. № 1; 9 января. По данным анкетной комиссии. СПб.: Изд. О. Н. Поповой, 1906; Смена: Драма // Русская мысль. 1907. № 3; [Н. Репнин]. Театральные впечатления // Слово. 1907. 2 окт.; 20 нояб.; 18 дек.; 1908. 3 янв.; 18 апр.; 30 апр.; 6 мая; Петерб. театры // Русские вед. 1909. 17 окт.; Посмертный лик Чехова // Русская мысль. 1910. № 2, II отд.; Памяти И. Ф. Анненского // Там же. № 1; Заметки о современной литературе // Там же. № 5; Автобиография // Первые лит. шаги. Автобиографии совр. писателей: Сб. под ред. Ф. Ф. Фидлера. М., 1911; О посмертных худож. произведениях Толстого // Русская мысль. 1912. № 1; О «Живом трупе» // Запросы жизни. 1912. № 15; Лит-ра и эстетика. Критич. опыты и этюды. М.: Изд. «Русской мысли», 1912; Александринский театр // Речь. 1913. 13 нояб.; История «Северного Вестника» // Русская литература XX в.: Сб. под ред. С. А. Венгерова. Т. 1. М ., 1914 (2-е изд. М., 2000); Немецкий романтизм и символизм нашего времени // Русская мысль. 1914. № 4, II отд.; Театр А. С. Суворина // Речь. 1915. 21 сент.; С. А. Толстая // Жизнь искусства. 1922. № 299–300, 302–303 (от 22 по 27 нояб.); Творчество актера: О природе художественных переживаний актера на сцене: Опыт разрешения векового спора. М.: Изд. ГАХН, 1927 (2 изд. М., 2012); Из переписки с А. Блоком // Литература и искусство. Киев, 1928. 26 июня; К. С. Станиславский. М.: Теакинопечать, 1929; История русского театрального быта. От сер. ХVII до нач. ХIХ вв. М.-Л.: Искусство, 1939 (2-е изд. М., 2012); К. С. Станиславский // Мастера МХАТ. М.-Л., 1939; О Станиславском. 1863–1938. Сб. восп. М., 1940 (М. 1948); «Чудо святого Антония» (Театр. обозрение. 1921. 11 дек.) // Евгений Вахтангов. М., 1984; Моск. Худож. театр. «Горе от ума» // «Горе от ума» на русской и сов. сцене: Свидетельства современников. М., 1987; «У царских врат» Кнута Гамсуна; Александринский театр. «Романтики» Мережковского // Мейерхольд в русской театр. критике: 1898– 1918. М ., 1997; [Статьи] // Московский Художественный театр в русской театр. критике: 1906–18. М., 2007.

Лит.: Энц. словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. 1890–1907. Т. 18. СПб., 1893 (СПб., 1911); Волынский А. Л. Русские критики. СПб., 1896; Минский Н. Русская лит-ра за 1898 г. // Новости. 1899. № 28; Фидлер Ф. Ф. Первые шаги. М., 1911; Владиславлев И. В. Русские писатели XIX–XX ст. Опыт библиогр. пособия по новейшей русской лит-ре. 3-е изд. М., 1918; Волынский А. Русские женщины. Ст. 2-я // Жизнь искусства. 1924. № 6; Максимов Д. Е. «Сев. вестник» и символисты // Из прошлого русск. журналистики. Л., 1930; КЛЭ; Клинчин А. П. Письма К. С. Станиславского к Л. Я. Гуревич // К. С. Станиславский. Материалы и исследования. М., 1955; Рогожин Н. П. Лит.-худож. альманахи и сборники: 1912–17 гг. М., 1958; Куприяновский П. В. Л. Н. Толстой и Н. Лесков в ж-ле «Северный вестник» // Ученые записки Ивановского Пед. ин-та им. Д. А. Фурманова. Иваново, 1962; Крутикова Л. В. «Сев. вестник» // Очерки истории русской журналистики и критики. Т. 2. Л ., 1965; Куприяновский П. В. М. Горький в ж. «Сев. вестник» // М. Горький и его современники. Л., 1968; С. Н. Сергеев-Ценский. Письма к Л. Я. Гуревич // Ежегодник РО ПД. 1975. Л ., 1977; Гречишкин С. С. Архив Л. Я. Гуревич // РО ПД. 1976. Л., 1978; Очерки истории русской театральной критики. Кон. ХIХ - нач. ХХ вв. Л., 1979; Петровская И. Обзор периодич. изданий о театре // Петровская И. Театр и зритель российских столиц. 1895– 1917. Л ., 1990; Кумпан К. А. Гуревич Л. Ю. // Русские писатели. 1800–1917. Биогр. словарь. Т. 2. М ., 1992; Динесман Т. Г. Л. Я. Гуревич – Блоку // Александр Блок. Новые материалы и исследования. Кн. 5. М ., 1993; Русские писатели. 1800–1917. Т. 1–5. М., 1989–99; Венгеров С. А. Критико-биогр. словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). Т. I–VI. СПб., 1889–1904. СПб.: Наука, 2001.

Евг. Биневич

  • Гуревич Любовь Яковлевна