Гуро Елена Генриховна


ГУРО́ Елена (Элеонора) Генриховна (наст. фамилия Нотенберг) [18(30).5.1877, СПб. ― 23.4(6.5).1913, Уусикиркко, Великое княжество Финляндское (в наст. время пос. Поляны Выборгского р-на Лен. обл.), могила не сохранилась] - поэт, прозаик, художник.

Внучка педагога и литератора М. Б. Чистякова - издателя ж. «Детское чтение». Окончила Рисовальную школу при Об-ве поощрения художеств в СПб., занималась живописью в мастерской Я. Ционглинского (1903–05), где познакомилась с художником и музыкан­том М. Матюшиным, став­шим ее мужем. В 1906–07 продолжила заня­тия в живописной школе Е. Званцевой у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского. Худож. манера Г. близка импрессионизму и неопримитизму, и ее колористические эксперименты стали основой теории цвета, разрабатывавшейся Матюшиным и его учениками в нач. 1920-х.

В лит-ре дебютирова­ла лирич. этюдом «Ранняя весна» (Сб. молодых писателей. СПб., 1905), в 1909 вышла перв. кн. рас­сказов, стихов и пьес «Шарманка» (СПб., рис. автора). Для выражения тончайших от­тенков настроений впечатлительной души, детских переживаний, интуитивных прозре­ний Г. избирает жанр лирич. миниатюры. Она тяготеет к описанию периферийных локусов: это лаконичные, но вырази­тельные зарисовки городских окраин, дачной местности, берега моря. Фрагментарность, свободное чередование стихов и прозы, вариация повторов, «перетекание» смыс­лов, эксперименты с «заумью», синкретизм живописи, поэзии и прозы - таковы осн. элементы поэтики Г. как переходного явления от им­прессионистич. символизма к раннему футуризму. В 1908–10 Г. и Матюшин близки к кругу кубофутуристов (Д. и В. Бурлюки, В. Каменский, В. Хлебников, В. Маяковский), их дом на Песочной (Лицейской) ул. в СПб. (ныне Музей петерб. авангарда, ул. проф. Попова, 10) становится одним из центров складывающегося футуристического движения, при их финансовой поддержке под маркой изд. «Журавль» выходят ряд футуристич. сб., Г. участвует, в т.ч. и как оформитель, в двух выпусках сб. «Садок судей» (1910, 1913), в выставках левого искусства («Союз молодежи» и др.).

Следующая кн. Г. «Осенний сон» (1912), проиллюстрированная автором, наряду с лирич. фрагментами включала одноименную пьесу, напис. в манере лирич. драм А. Блока. На кн. обратил внимание мэтр символизма Вяч. Иванов, увидев в ней религиозно-мис­тич. смысл. Он сблизил героя пьесы Г. Вильгельма фон Кранца, выступающего как новое воплощение «рыцаря печального обра­за» - Дон Кихота, с образами князя Мышкина и Христа (Труды и дни. 1912. № 4–5). Миф о юноше-сыне, гибнущем в мире, не готовом принять его духовное совершенст­во, и матери, оплакивающей его жертвенную смерть,- смыслоопределяющий для всего тв-ва Г. Потеряв младенца-сына, она не поверила в его смерть, а внушила себе, что сын продолжает жить около нее. Покупала ему игрушки, книжки, даже писала с него портреты, одевая его по степени возраста (В. Каменский). Сходный сюжет развернут в повести «Бедный рыцарь» (вариант назв. - «История бедного рыцаря»), над кот. Г. работала в посл. период жизни (не оконч.), и в вы­шедшей уже посмертно кн. «Небес­ные верблюжата» (СПб., 1914, рис. авто­ра). Образ, в кот. отразились черты ре­ального человека - друга Г., молодого ху­дожника Б. Эндера, проеци­руется на вселенскую трагедию Христа - Бо­гочеловека, пришедшего в мир, чтобы своей смертью искупить грехи человечества. Хрис­тианская этика (идея любви-спасения) сочетается у Г. как с пантеистическим мотивом «обожения» природы, так и с и теософским – слияния со всеобъемлющим космическим началом. «Где бы вы ни стояли, в лесу или в поле, одинаково обращайте душу свою к тому, откуда исходит,- слышите, что исхо­дит, и узнаёте голоса деревьев, травы и зем­ли? И любовь услышите их, рассеянную в воз­духе и переходящую волнами, облачками тепла и обращенную к вам, так как создания любят внимательных» (РНБ. Ф. 1116). Отожде­ствление лирич. героини с «матерью всех вещей» выдает демиургические претензии автора.

В «Небесных верблюжатах» стих. сосед­ствуют с дневниковыми записями, миниатю­ры-притчи - с медитативными размышления­ми, этюды - с эпистолярными фрагментами. Эти внешне случайные отрывки образуют сложное единство, сплетаются в прихотливую ассоциативную вязь. Внимание автора, во­влекающего читателя в процесс сотворчест­ва, сосредоточено на самом моменте рожде­ния смысла, когда только «готова выглянуть суть, для которой еще вовсе нет названия» (письмо Г. к А. Крученых).

Содержанием лирики Г. считают своеобр. мифологию материнства во взаимоотношениях человека и природы. «Гуро так была ответна нежности, роазлитой повсюду вокруг в природе, что с нежной улыбкой примирения, не иначе, принимает она жизнь…» (Д. Бурлюк).

Уже после смерти Г. был издан совм. сб. «Трое» (Е. Гуро, А. Крученых, В. Хлебников) с илл. К. Малевича (1913).

Восприятие жизни природы и души в их взаимной проекции, смеше­ние сна и яви, «реального» и «сверхреально­го», устремленность к интуитивному постиже­нию глубинной сущности мира - все эти чер­ты поэтич. мироощущения Г. позволили критику В. Ховину отнести ее к типу поэтов, чье тв-во рождено стихией бессозна­тельного. По его мнению, Г.- «радостная в ясновидениях своих интуитивистка» (Ховин В. Елена Гуро // Очарованный странник. СПб., 1914. Вып. 5).

Соч.: Selected Prose and Poetry: Дневник, стихи, про­за, повесть «Бедный рыцарь». Stockholm , 1988; Небес­ные верблюжата. Бедный рыцарь: стихи и проза / Автор-сост. статей и прим. Л. Усенко. Ростов н/Д., 1993; Елена Гуро. Поэт и художник. 18771913: Живопись. Графика. Рукописи. Книги: Каталог выставки. СПб., 1994; Selected Writings from the Archives / Ed. A. Ljunggren, N. Gourianova. Stockholm , 1995; Из записных книжек (1908–13). СПб., 1997; «Жил на свете рыцарь бедный». СПб., 1999; Небесные верблюжата. Избр. / Сост., предисл. и комм. А. Мирзаева. СПб., 2001.

Лит.: Харджиев Н. Маяковский и Елена Гуро // Харджиев Н., Тренин В. Поэтич. культура Маяковского. М., 1970; Ковтун Е. Елена Гуро, поэт и художник // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1976. М ., 1977; Усенко Л. Импрессионизм в русской прозе нач. XX в. Ростов н/Д., 1988; Минц З. Футуризм и «неоромантизм»: К проблеме генезиса и структуры «Истории бедного рыцаря» Е. Гуро // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Вып. 822. Тарту, 1988; Биневич Евг. Многоликая муза Елены Гуро // Новый ж. СПб., 1993. № 3; Топоров В. Миф о воплощении юноши-сына, его смерти и воскресении в тв-ве Елены Гуро // Топо­ров В. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Иссл. в обл. мифопоэтического. М., 1995; Школа органич. искусства в русском модернизме: Сб. Helsinki, 1999 (Studia Slavica Finlandensia. Т. 16. № 1–2); Никольская Т. О рецепции тв-ва Елены Гуро в русской поэзии 1910–20-х гг. / Никольская Т. Авангард и окрестности. СПб., 2002; Иньшакова Е. «До конца я тоже избегаю быть женщиной…»: Неизв. мат-лы о тв-ве Елены Гуро // Амазонки авангарда / Отв. ред. Г. Коваленко. М., 2004; Корин А. Осиновая бабочка (Елена Гуро) // Женщины Серебряного века. М., 2008.

H. Грякалова

  • Гуро Елена Генриховна