Гутан Александр Сергеевич


ГУТÁН Александр Сергеевич [7.1.1938, Л-д] ― поэт, прозаик.

По образованию инженер-строитель. Отец - поэт, переводчик, архитектор С. Р. Гутан. Мать - преподаватель кафедры классич. филологии ЛГУ, правнучка поэта Ап. А. Григорьева, Ольга Александровна (урожд. Красовская). Её отец - Александр Фёдорович Красовский - был женат на внучке Ап. Григорьева, изв. петерб. архитектор, академик, автор мн. примечательных зданий в СПб.

Саше не исполнилось и трёх лет, когда отец услышал от сына экспромт: «Павлин на дворе был - на чужом / И вдруг Пушкин оттуда прыгнул / и закричал... И аэроплан - как бахнет!». В прерывающемся от волнения монологе отец-поэт не мог не почувствовать поэтич. заряда.

До войны жили на ул. Кирочной. 21 нояб. 1941 семья была эвакуирована Кировским з-дом, на кот. работал отец, в Челябинск (т.н. «Танкоград»). Весной 1946, по вызову ЛГУ, сыну и матери удалось вернуться домой, отца з-д ещё не отпускал (вернулся осенью 1946).

В школьные годы писал преимущественно басни. В 1953 напис. длинную басню-поэму о Сталине « Пир зверей ». Отец, ознакомившись с новым «произведением», сказал: «Что-то ты забаснился, сын. Лучше бы ты перестал писать басни».

По совету школьной учительницы поступил в театр. студию Дворца пионеров, играл в совр. спектакле, репетировал в намеченной к постановке пьесе Островского. Но оставил занятия, навсегда оставшись артистом в душе.

В 1955 окончил школу и, повторяя путь отца, поступил в ЛИСИ (окончил в 1960). Студ. годы сформировали в Г. не только проф. навыки будущего инженера, но и окончательно определили его духовный и лит. путь. В ин-те участвовал в худож. самодеятельности, где в те годы начинали свой путь бас Евг. Нестеренко и пела однокурсница Лидия Клемент, где встретился с И. Горбачёвым, но материнские и отцовские лит. гены делали своё дело: изнутри шли стихи. И когда Г. написал стих. «Полонез» (1958), оно настолько понравилось отцу, что тот даже выпил за него рюмку: «Больше ямбом пиши!».

Окончательно бросив театр. тему, в нач. 1960-х Г. приходит в ЛИТО «Нарвская застава» (рук. И. Михайлов, потом - Н. Королева). С перв. появления Г. привлёк внимание и симпатии своими стихами, обаянием, собств. интонацией, нетрадиционной формой стиха, новой тематикой и внутренним артистизмом. «Сначала было легко, / напоминало гастроли. / Нравились Франция и оркестр. / Ещё пахли Москвою / одежды, роли / и даже ласковый звук - Пер-Лашез. / А потом, / десятилетия раздавив коленями, / на колени грохнулся / громадный / в колпаке Мономаха: / не было - / колоколов, / схимы, / пенья, / и царства не было - / всё прахом…» - это начало стих. о перв. русской эмиграции «Шаляпин» , в кот. покоряла всех найденная молодым автором гениальная формула ― «Эмиграция умирает лицом на Восток…».

Г. сразу и надолго вошёл в число лидеров ЛИТО, кот. тогда было весьма жёстким по требованиям и кот. позже Г. охарактеризовал так: «Собираются тридцать мальчиков, / двадцать спорят, десять молчат. / У десяти - взлёт начат, / двадцати - не взлетать…». Среди молодых поэтов ЛИТО были А. Морев, Н. Ивановский, Н. Рубцов, Э. Шнейдерман, Б. Тайгин, М. Коносов, С. Розенфельд, В. Беспалько, О. Бешенковская и др. Между тем стихи Г., как и многих «заставцев», практически не публ. - как не подыгрывавшие эпохе.

В 1968 у «Нарвской заставы» вышел колл. сб. с публикацией одного-двух (за редким случаем трёх-четырёх) стих. отд. автора. У Г. напеч. только одно стих. 1962-го - «Я думал, он в Азии…» , посвящ. памяти Л. Соловьёва, автора романа «Возмутитель спокойствия», умершего в Л-де. Эта книга и ее автор были важными для Г. ― они запали в душу со времён эвакуации, когда долгими зимними вечерами читали её вслух вместе с отцом. «Я думал, он - в Азии, а он жил тут - / автор умной, весёлой книжки... / Я уверен, его и теперь ждут / в Бухаре - чайханщики, в Багдаде - мальчишки. / <…> А мёртвый - это не ты, / в бедной квартире - и тесной, / и душной. / И хоть не так уж мы все просты, / ты обмани нас, Ходжа, / так нужно: / Завтра на кладбище / крышку сбей / бутафорного, рыжего гроба / запылённой в дороге туфлёю своей - / толпа шарахнулась чтобы. / …Подойди ко мне и скажи, как прежде: / “Дорогу осилит идущий”. / Ты будешь, конечно, в дорожной одежде - / перед дорогой, / далеко зовущей».

«В о льница» шестидесятых быстро миновала. Дальнейшие времена «задавили» мн. молодых поэтов, не только Г. Стихи он писал всё время, но их не брали к публ. Тогда Г., как и многие, перешёл на прозу. Писал рассказы («Правнучка Аполлона», «Внучка поэта», «Сказка», «Есть в городе памятимного домов…» ), повести («Апраксин переулок», «Хутынь», «Старорусский блокнот» ) и др., кот. в публ. оказались несколько успешнее стихов (все три большие вещи напеч. ж-лом «Нева»).

Проза Г. отличается крепкой реальной основой - он пишет только о том, что знает досконально, что пропущено через его богатую событиями жизнь и через его любящее героев сердце. Но это проза поэта - героями повестей и рассказов становятся вполне конкретные люди: родители, певица Л. Клемент, актёр И. Смоктуновский, писатель Ф. Достоевский, простые жители Л-да (СПб.), Старой Руссы, Новгорода и др.

В 1990 Г . изд. книгу стихов отца - С. Гутана «Судьба иная». О. Бешенковская рассказывала в беседе с Г. в газ. «Литератор»: «Я увидела в Лавке писателей белоснежную обложку “Судьба иная” - Сергей Гутан, и вздрогнула - опечатка, ведь ты - Александр... А в следующую минуту поняла: ты никогда бы не издал себя раньше отца».

В 2016 завершил и выпустил большую докум. работу - повесть о судьбе изв. флотоводца, командующего Черноморским флотом России (в период Первой мировой войны) адмирала Андрея Августовича Эбергарда. Книга-архив « Адмирал Эбергард. Время и судьба » (СПб.: Арт-Волхонка, 2016) охватывает самый критич. момент деятельности героя на этом посту и освещает его взаимоотношения с императором Николаем II, т.е. сюжет может быть определяемый двумя словами - царь и адмирал. Докум. свидетельства современников перемежаются размышлениями автора о судьбе героя в контексте ист. эпохи, но и с личными трагич. судьбами его рода.

Г. - талантливый специалист в инженерном деле. Он был бы и талантливым актёром, если бы не оставил это занятие. Но, несмотря ни на какие повороты эпохи, стал талантливым самодостаточным писателем – поэтом и прозаиком, имеющим что сказать городу и миру.

Соч. : «Я думал, он в Азии…» // Половодье: Сб. Л., 1968; Морев в кафе. Запрет: стихи // Венок другу. Вып. 1. Л ., 1981; Морев. ЛИТО. «Он к нам зайдёт…»: стихи // Венок другу. Вып. 2. Л ., 1988; Горячие цветы (Прощанье с Моревым): стихи // Венок другу. Вып. 3. СПб., 1994; Блокада: стихи // СПб. ведомости. 1994. 27 янв.; Правнучка Аполлона: рассказ // Колпица. 1994. № 11; Апраксин переулок, 1967: повесть // Нева. 1995. № 9; Внучка поэта. Сказка: рассказы // Питерbook Плюс. 1995. № 10; Путь. Морев. ЛИТО. Запрет: стихи // Колпица. 1996. № 31; Хутынь. 1967: Повесть // Нева. 1998. № 5; Старорусский блокнот: повесть // Нева. 2000. № 2; «Прошли весенними полями…»: стихи // Михайловский замок. СПб., 1999; «Есть в городе памяти много домов…»: рассказ // Пеликан. 2003. № 4; Спектакль // В кругу Матвея Дубровина: сб. воспоминаний. СПб., 2006; Адмирал Эбергард. Время и судьба. СПб.: Арт-Волхонка, 2016.

Лит .: Бешенковская О. Построят ли предприниматели храм? // Литератор. 1991. № 29, июль; Лившиц Л. Предисл. к рассказам // Питерbook Плюс. 1995. № 10.

А. Домашёв

  • Гутан Александр Сергеевич