Хаецкая Елена Владимировна


ХАЕ́ЦКАЯ Елена Владимировна (псевд. Мэдилайн Симонс, Дарья Иволгина, Владислав Хабаров, Елена Толстая, Дуглас Брайан) [13.10.1963, Л-д] - прозаик.

В 1986 Х. закончила фак-т журналистики ЛГУ; работала в заводских многотиражных газ.

В лит-ре дебютировала романом « Меч и Радуга » (1993), кот. по настоянию изд-ва был издан как произведение иностранного автора по имени Мэделайн Симонс. В одном из инт. Х. так говорит о начале своей лит. деятельности: «Благая весть о существовании жанра фэнтези перевернула мое представление о возможности писательской карьеры. До сих пор альтернативой социалистическому реализму в моем представлении выступала исключительно научная фантастика. Писать про синхрофазотроны было для меня еще скучнее, чем сочинять опусы о передовиках производства. Вымышленные миры, где реальны волшебные существа, стали убежищем на много лет».

Премия «Большой Зилант» (1995), полученная за перв. роман Х. на конвенте ролевых игр и фантастики «Зиланткон», стала переломным моментом в жизни писательницы - здесь она воочию увидела своих читателей, и потому следующий ее роман - « Завоеватели » (1996), написанный в жанре фэнтези, был уже подписан именем Елена Хаецкая.

После этого Х резко изменила стиль. Каждое новое произведения получалось непохожим на все предыдущие. Третьим романом стала историко-фантаст. мистерия « Мракобес » (1997); за ней последовали фантасмагорические, злые, непристойные и веселые « Вавилонские хроники » (1997), а практически сразу после них - « Лангедокский цикл », напис. в стилистике «совр. рыцарской повести» (определение Хаецкой), публ. кот. началась лишь в 2002, когда одна за другой вышли кн. « Бертран из Лангедока », « Жизнь и смерть Арнаута Каталана », « Голодный грек, или Странствия Феодула », « Дама Тулуза » и др.

В 1996–97 Х. (в соавт. с В. Беньковским) завершила роман « Анахрон »; это городская сказка в двух томах, в кот. петерб. неудачнику в самый угар перестройки и связанных с нею мытарств дается второй шанс - обрести любовь и собств. место в жизни (1-й том напеч. в 1997 г., второй - в 2007).

В 2006 Х. изд. роман « Мишель » - фантасмагор. версию биографии и истории гибели М. Лермонтова. Разумеется, изложенная в кн. гипотеза (роман вышел в серии «Ключи от тайн») - не более чем лит. игра. Д. Володихин заметил: «Хаецкая наслаждается пребыванием в мире, созданном из классической литературы, грез об идеальной расстановке приоритетов (прежде всего любовь, вера, творчество, а потом все остальное), филологических игр и максимального удаления от пошлой современности. В сущности, Елена Владимировна сообщает читателю о том, что она в большей степени гражданка литературной мечты, нежели реальности, насквозь пропитанной трефовым интересом» (Знамя. М., 2007. № 8).

Роман «Мишель» открыл цикл «Русские сезоны». После «Мишеля» отд. книгой был напеч. сб. рассказов и повестей « Звездные гусары », где Россия отдаленного (космического) будущего предстала в декорациях лермонтовского времени. В том же мире происходит действие последнего по времени романа Х. - « Падение Софии ». Данные произведения не принадлежат к широко востребованному формату альтернативной фантастики, поскольку для существования подобной России совершенно не требуется допущение «что было бы, если бы... (не было революции, например)». Не приходится ничего менять в прошлом. Достаточно кое-что изменить в настоящем - и наступит будущее «Русских сезонов».

У Х.-литератора весьма большое кол-во псевд.; появление того или иного из них на обложке кн. служит своеобразным маркером, чего следует от кн. ожидать. Межавторские проекты (в перв. очередь «Конан»), новеллизации кинофильмов, книги по компьютерным играм - все они подписаны псевд.; и только собств. проекты Х. подписывает своей фамилией, обосновывая эту позицию так: «Псевдоним стоит на работе ремесленника, предназначенной для потребителя. Настоящее имя - на моей личной работе, предназначенной для читателя. Если потребителя я уважаю и стараюсь дать ему желаемый им продукт, то своего читателя я люблю - и всегда мистифицирую. Это также означает совершенно разный подход к работе».

В 2009 вышла дилогия Х. « Ленька Пантелеев » - рассказ о жизни легендарного питерского налетчика, убитого в Пг. в 1922. Дилогия изд. под псевд. «Елена Толстая».

Рассказы, вышедшие в авторском сб. « Тролли в городе » (2009), относятся к жанру городской фантазии: здесь совр. СПб. предстает крайне опасным и странным местом, полным таинственных существ. Эту же тему отчасти разрабатывает большой фэнтези цикл « Турагентство тролля », перв. том которого под назв. « Новобранец » увидел свет в 2011.

В наст. время продолжает работать над новыми кн.; кроме того ведет колонку «Записки из Страны Нигде» на сайте книжной ярмарки ДК им. Крупской.

Лауреат нескольких лит. премий в обл. фантастич. лит-ры: «Большой Зилант» («Зиланткон» - 1995, 2010), «Бронзовая улитка» («Интерпресскон», 1998), «Иван Калита» («Басткон» - 2002, 2007), «Странник» (2003), «Меч Руматы» (2003), «Филигрань» (2002, 2009), и др.

Соч. : Меч и Радуга. СПб., 1993; Завоеватели. СПб., 1996; Мракобес. СПб., 1997; Вавилонские хроники. СПб., 1997; Анахрон / В соавт. с В. Беньковским. Т. 1. СПб., 1999; Бертран из Лангедока. М., 2002; Жизнь и смерть Арнаута Каталана. М., 2002; Голодный грек, или Странствия Феодула. М., 2002; Дама Тулуза. М., 2003; СС: В 5 т. СПб., 2003–04; Ульфила. СПб., 2004; Несчастный скиталец / В соавт. с Т. Витковским. СПб., 2004; Поп и пришельцы. СПб., 2004; За Синей рекой. СПб., 2005; Царство Небесное. СПб., 2005; Варшава и женщина. СПб., 2005; Космическая тетушка. СПб., 2005; Синие стрекозы Вавилона. СПб., 2005; Пришельцы и единороги // Хаецкая Е., Витковский Т. Городские легенды. СПб., 2005; Мишель. СПб., 2006; Эльфийская кровь (под псевд. Владимир Ленский; фэнтези-тетралогия). СПб., 2006–07; Анахрон / В соавт. с В. Беньковским. Т. 2. СПб., 2007; Византийская принцесса. СПб., 2007; Летающая Тэкла // Теория неожиданности: Сб. СПб., 2007; Звездные гусары. СПб., 2008; Тролли в городе. СПб., 2009; Ленька Пантелеев (дилогия; под псевд. Елена Толстая). СПб., 2009; Падение Софии. Русский роман. Луганск, 2010; Новобранец. М., 2011.

Лит.: Бережной С. Хаецкая Елена Владимировна // Русская фантастика ХХ в. в именах и лицах. М., 1998; Мазин А. Лучшая книга десятилетия [рец. на: В. Беньковский, Е. Хаецкая. Анахрон] // Питерbook плюс. СПб., 2001. № 1–2; Хаецкая Е. Пишу, что хочу [инт.] // Питерbook. СПб., 2001. № 5; Бережной С. Ист. игры Е. Хаецкой [рец. на: Е. Хаецкая. Голодный грек, или Странствия Феодула] // Питерbook плюс. СПб., 2002. № 5; Гончаров В. Миры и времена Елены Хаецкой [предисл.] // Хаецкая Е. СС: В 5 т. Т. 1. М., 2003; Володихин Д. Рыцарь и город [предисл.] // Хаецкая Е. Дама Тулуза. М., 2003; Володихин Д. Движение в сторону Бертрана // Звездная дорога. М., 2003. № 7–8; Хаецкая Е. Искусство быть читателем [инт.] // Мир фантастики. М., 2004. № 12; Хаецкая. Е. Зачем я хожу в Средневековье? [инт.] // Фома. М., 2005. № 1; Хаецкая Е. Как Буратино, я вырвалась из чулана [инт.] // Политич. ж. М., 2007. 4 июн.; Галина М. Ностальгическая сага [рец. на: В. Беньковский, Е. Хаецкая. Анахрон (М., 1999); Анахрон–2 (М., 2007)] // Реальность фантастики. Киев, 2007. № 9; Володихин Д. Возвращение в потерянный рай [рец на: Е. Хаецкая. Мишель] // Знамя. М., 2007. № 8; Володихин Д. Русский космос как территория любви [рец. на: Е. Хаецкая. Звездные гусары] // Если. М., 2008. № 6.

М. Тизенгаузен

  • Хаецкая Елена Владимировна