Харчиков Александр Анатольевич
ХА́РЧИКОВ Александр Анатольевич [21.12.1949, с. Кеньша Никольского р-на Пензенской обл.] - поэт, композитор, певец.
Родился в семье служащих; семья переехала в Саранск, где X. закончил среднюю школу. В 1966–69 служил на флоте. Принимал участие в египетско-израильской войне 1968, был ранен. После флотской службы учился в Мордовском гос. ун-те в Саранске, окончил в 1974, получив диплом специалиста по промышленной электронике. Работал инженером на ряде предприятий Саранска, Пензенской обл., Л-да.
В семье X. была богатая биб-ка, благодаря кот. X. с детства приобрел любовь к классике и ист. лит-ре. Перв. стихи соч. еще в юности, подражая Высоцкому и Визбору, но профессионально заниматься поэзией и музыкой начал с 1991. События этого года, приведшие к распаду СССР, определили место поэта среди национально-патриотич. оппозиции. Напряженная полит. борьба 1990-х, охватившая и сферу искусства, привела к рождению особого песенного жанра - «песен сопротивления». «В этих песнях звучит боль за горячо любимую Родину, тревога за ее дальнейшую судьбу и надежда на ее возрождение. Эти песни о сильных и мужественных людях, которые в наше смутное время не дрогнули и борются за ее честь и независимость. Эти песни написаны <...> болью русской души на нерве, на вскрике, на всхлипе, на вздохе»,- отмечал А. Ступников в предисл. к перв. кн. X.
Первые выступления барда состоялись в телепередаче «600 секунд». В дальнейшем X. неоднократно становился победителем Всероссийских конкурсов «Песни русского сопротивления» (1997–2002), лауреатом конкурса «Славься, Отечество» (М., 1999), радиоконкурса «Память сердца» (СПб., 1999), побеждал на 4-м и 5-м конкурсах Международного фестиваля военно-патриотич. песни «22 июня, ровно в четыре часа.....» (пос. Рахья Лен. обл.).
Перв. сб. стихов X., « Песни Сопротивления », вышел в 1998. В дальнейшем последовали сб. « Моя Родина - Советский Союз » (2000), « Россия, Родина, Любовь » (2001), « Я пою для людей, у которых есть воля » (2002). X.- член СП России, проф. Международной Славянской академии, член-корр. Петровской АН и искусств. Живет в СПб. Много ездит по стране, выступая на митингах и собраниях, в воинских частях, заводских и сельских клубах, в студенч. аудиториях.
В одной из песен X. признается: «Я пою для людей, у которых есть воля, / У кого не в ломбарде совесть, честь и душа, / Для которых Россия с неласковой долей / Все равно дорога, все равно хороша». Мощная экспрессия, лаконичность худож.-изобразительных средств, черно-белая, без полутонов, палитра передают характерную для стих. X. схватку чести и предательства, отражают противостояние любви и ненависти. «В едином порыве сольются слова: / Россия, любовь и надежда, / Но мщенье святое свершится сперва - / Не мир нам, но меч нужен прежде!» (« Размышления в октябре », 1994).
Поэтич. тв-во X. многообразно. Центр. место в нем занимают произведения, направление кот. можно определить как имперский романтизм. В них причудливо соединяются имена святых и диктаторов, образы Древней Руси и СССР: «Нам Сталин - отец, / Нам Родина - мать, / Сестра и подруга - / Советская Власть, / В заступниках - Сергий, / В наставницах - Русь, / Соратник - Советский Союз!» (« Нам Сталин - отец... »). Мечта лирич. героя песни-марша « Ода Империи »: «Последним броском на Юг, / Железным потоком на Запад / Российские танки пойдут / И дрогнут спесивые Штаты». Цель этого похода, кот. должен завершиться на берегах Ла-Манша - «упразднить безобразия, / Заокеанский ублюдочный сброд / Вышвырнуть вон из Евразии!». В лирике X. выделяется пласт песен геополитической тематики, где олицетворением мирового зла предстает Америка - «хищная держава», кот. «греет руки на кровавой драке» (« Американскому хаму »). В ставшей широко популярной песне « Карфаген должен быть разрушен » использована - с новыми реалиями - знаменитая речь Катона Старшего в римском Сенате: «...Карфаген - исчадие зла. / Новый Карфаген - Америка. / Это наши слова! <...> Соединенные Штаты - наш стратегический враг. / Это не идеология, а абсолютный факт». В творчестве X. оживают образы, стилистика советских политических песен, стих., лозунгов предвоенных лет и периода Отечественной войны. « Песню защитника Отечества » (1999) с рефреном «Убей американца» X. публикует с авторским комментарием: «Самыми известными плакатами в Отечественную войну были: „Родина-Мать зовет!”, „Воин Красной Армии, спаси!” и „Убей немца!” И хотя в то время среди немцев было немало хороших людей, именно слово „немец” ассоциировалось в сознании с образом насильника, убийцы и фашиста - врага. Сегодня другое слово - „американец” вмещает в себя все эти понятия».
Наряду с патриотич. песнями, выполненными в намеренно упрощенной, «лозунговой» манере («Моя Родина - Советский Союз», « Черное море - русское море », « Мы еще вернемся, брат », « Реквием-93 », « Сталинский марш », « Лукашенко, приди! »), X. является автором мн. глубоко лирич. произведений. Один из своих магнитоальбомов X. посвятил « Русской женщине ». Образцом лирики X. является сб. « Любовь уходит ». Ностальгические ноты звучат в исполненных нежности и грусти строках «С фотографии в старом альбоме, / Прежней песнею в сердце звеня, / В подвенечном веселом уборе / Ты с улыбкой глядишь на меня». Боль поэта утишает вспоминание о событии, свидетелем которого он однажды оказался,- венчании лишившегося ног на Чеченской войне солдата и дождавшейся его невесты: «И только любовь в нашем сердце живет / И лечит его и ласкает. / И только любовь никогда не умрет, / Она не предаст, не оставит» (« Когда мне бывает порой тяжело... »).
Вместе с тем X. отдает дань и острой соц. сатире, доходящей до гротеска, в песнях « Демократ», «Либерализм», «Песенка про иуд», «Пятой колонне», «Жирик», «Президенту банановой республики от гражданина советской страны ».
Остро и едко поэт высмеивает убогость чувств и мысли, свойственные, по его мнению, «либеральной интеллигенции». Жесткая гражданская позиция поэта приводит его к совершенно опр., чуждым всякой «политкорректности», выводам: «Либерал - это смерть, либерал - это мор, / Либерал - это голод и арах» (« Либералу »), побуждающие к не менее решительным действиям: « Булыжник - оружие пролетариата », « Готовьте списки !», «Гарант, несущий горе и смерть, / За все / России / - ответь!», « К топору !». Не чужд X. и сатиры на представителей «поп-культуры», как, напр., в стих. « Бабка Пугачиха ». Шуточные песни (« Бредятина-отсебятина », « Галиматья »), где русские сказки и анекдоты переплетаются с совр. жизнью страны, содержат непринужденную народную и житейскую мудрость.
Два аудиодиска X. Посвящ. русским офицерам. Военные действия на Сев. Кавказе, побудили X. откликнуться песенным сб. « За что вы гибнете, ребята ». В « Послании в Чечню », напис. в 1995, еще в период первой Чеченской войны, X. с позиций русского солдата объясняет ее смысл: «Мы вернулись затем, чтоб на месте / Вскрыть дудаевский гнойный нарыв, / Чтоб чеченцу и русскому вместе / Упредить вседержавный разрыв, / Чтобы банда абреков-шакалов / Не терзала чеченский народ, / Чтобы злому шайтану Джохару / Не дурачить его наперед». С другой стороны, вечного позора достойны офицеры, покончившие с собой, отказавшиеся бороться за Отчизну («Найдется ль один, кто из вас вспотрошил / Хоть пару, хоть тройку банкиров, / Кто прежде себя с пистолета прошил / Делягу, заплывшего жиром?») (« Офицерам, бесславно ушедшим из жизни в течение года »).
Мн. из произведений X. посв. памяти героев Великой Отеч. войны (« Петергофский десант», «Зоя», «От Любани до Мги», «Ижорский батальон», «Песня о советской пехоте», «Победа »). Эта память побуждает к бескомпромиссным призыву в стих. «Пожелания защитнику Родины»: «Нынешних дней очевидец, землю родную любя, / Ты научись ненавидеть, чтоб не утратить себя. / Целься в подонков вернее и - да не дрогнет рука - / Кончатся пули - смелее пользуйся сталью клинка!»
Осмыслению происходящего в России посвящ. песни « Разговор с Россией», «Сквозь стоны, гам...», «У России два товарища», «Братья-славяне », сб. « Русский характер ». Немало стих, навеяны «черным октябрем» 1993: «Не забывайте этот дым / Над белой крепостью восставших, / Не растопчите крови павших, / Разбрызганной по мостовым». О прошлом страны, ее историческом пути X. размышляет в песнях « Стрельцов вели на плаху», «Рождалась наша Русь в надеждах и печали», «Лежал Восток под нашими ногами», «Воспоминания об ушедшей Победе», «Нам на коленях ползать не пристало ».
Соединение публиц. начала с сильнейшим эмоц. зарядом, хрипловатый, порой срывающийся на крик, голос рождают особую энергетику, привлекающую на концерты X. множество слушателей. Музыка X., без кот. трудно оценивать и воспринимать его поэзию, демонстрирует разные музыкальным стили. X. считает себя бардом и действительно наследует традиции русской авторской песни. Но достаточно часто X. использует мотивы народной песни, ист. баллад, былинных сказов, солдатских песен, блатного фольклора.
X. выступает и как публицист, в частности, на страницах газ. «Дуэль»: « Только месть » (1997. № 11), « О конкурсах и конкурсе » (2002. № 39), « Ищите лидера! » (2004. № 7), «Еще раз про любовь» (2004. № 47) и др.
Соч.: Песни сопротивления. М., 1998; Моя Родина - Советский Союз. М., 2000; Россия, Родина, Любовь. СПб., 2001; Я пою для людей, у которых есть воля... СПб., 2002; ...и Разумом... и Сердцем... и Душою. М., 2007.
Лит .: Ступников А. От составителя // Харчиков А. Песни сопротивления. М., 1988; Митрофанова А. Песни русского Сопротивления: [Кн. о певце Александре Харчикове]. М., 2006.