Харчиков Александр Анатольевич


ХА́РЧИКОВ Александр Анатольевич [21.12.1949, с. Кеньша Никольского р-на Пензен­ской обл.] - поэт, композитор, певец.

Родился в семье служащих; семья перееха­ла в Саранск, где X. закончил среднюю школу. В 1966–69 служил на флоте. Принимал учас­тие в египетско-израильской войне 1968, был ранен. После флотской службы учился в Мордовском гос. ун-те в Са­ранске, окончил в 1974, получив диплом специалиста по промышленной элек­тронике. Работал инженером на ряде предпри­ятий Саранска, Пензенской обл., Л-да.

В семье X. была богатая биб-ка, бла­годаря кот. X. с детства приобрел любовь к классике и ист. лит-ре. Перв. стихи соч. еще в юности, подражая Вы­соцкому и Визбору, но профессионально за­ниматься поэзией и музыкой начал с 1991. События этого года, приведшие к распаду СССР, определили место по­эта среди национально-патриотич. оп­позиции. Напряженная полит. борьба 1990-х, охватившая и сферу искусст­ва, привела к рождению особого песенного жанра - «песен сопротивления». «В этих песнях звучит боль за горячо любимую Роди­ну, тревога за ее дальнейшую судьбу и на­дежда на ее возрождение. Эти песни о силь­ных и мужественных людях, которые в наше смутное время не дрогнули и борются за ее честь и независимость. Эти песни написаны <...> болью русской души на нерве, на вскри­ке, на всхлипе, на вздохе»,- отмечал А. Ступников в предисл. к перв. кн. X.

Первые выступления барда состоялись в телепередаче «600 секунд». В дальнейшем X. неоднократно становился победителем Всероссийских конкурсов «Пес­ни русского сопротивления» (1997–2002), лауреатом конкурса «Славься, Отечество» (М., 1999), радиоконкурса «Память сердца» (СПб., 1999), побеждал на 4-м и 5-м конкурсах Международного фе­стиваля военно-патриотич. песни «22 июня, ровно в четыре часа.....» (пос. Рахья Лен. обл.).

Перв. сб. стихов X., « Песни Сопро­тивления », вышел в 1998. В дальнейшем последовали сб. « Моя Родина - Совет­ский Союз » (2000), « Россия, Родина, Любовь » (2001), « Я пою для людей, у которых есть воля » (2002). X.- член СП России, проф. Международной Славян­ской академии, член-корр. Петров­ской АН и искусств. Живет в СПб. Много ездит по стране, выступая на митингах и собраниях, в воинских частях, заводских и сельских клубах, в студенч. аудиториях.

В одной из песен X. признается: «Я пою для людей, у которых есть воля, / У кого не в ломбарде совесть, честь и душа, / Для которых Россия с неласковой долей / Все равно дорога, все равно хороша». Мощная экспрессия, лаконичность худож.-изобрази­тельных средств, черно-белая, без полуто­нов, палитра передают характерную для стих. X. схватку чести и преда­тельства, отражают противостояние любви и ненависти. «В едином порыве сольются сло­ва: / Россия, любовь и надежда, / Но мщенье святое свершится сперва - / Не мир нам, но меч нужен прежде!» (« Размышления в октябре », 1994).

Поэтич. тв-во X. многообразно. Центр. место в нем занимают произведения, направление кот. можно определить как имперский ро­мантизм. В них причудливо соединя­ются имена святых и диктаторов, образы Древней Руси и СССР: «Нам Сталин - отец, / Нам Родина - мать, / Сестра и подруга - / Советская Власть, / В заступниках - Сергий, / В наставницах - Русь, / Соратник - Совет­ский Союз!» (« Нам Сталин - отец... »). Мечта лирич. героя песни-марша « Ода Империи »: «Последним броском на Юг, / Железным потоком на Запад / Россий­ские танки пойдут / И дрогнут спесивые Штаты». Цель этого похода, кот. должен за­вершиться на берегах Ла-Манша - «упразднить безобразия, / Заокеанский ублюдочный сброд / Вышвырнуть вон из Евразии!». В ли­рике X. выделяется пласт песен геополитичес­кой тематики, где олицетворением мирового зла предстает Америка - «хищная держа­ва», кот. «греет руки на кровавой драке» (« Американскому хаму »). В ставшей ши­роко популярной песне « Карфаген дол­жен быть разрушен » использована - с новыми реалиями - знаменитая речь Катона Старшего в римском Сенате: «...Карфаген - исчадие зла. / Новый Карфаген - Америка. / Это наши слова! <...> Соединенные Штаты - наш стратегический враг. / Это не идеология, а абсолютный факт». В творчестве X. оживают образы, стилистика советских политических песен, стих., лозунгов предвоенных лет и пери­ода Отечественной войны. « Песню защит­ника Отечества » (1999) с рефреном «Убей американца» X. публикует с авторским ком­ментарием: «Самыми известными плакатами в Отечественную войну были: „Родина-Мать зовет!”, „Воин Красной Армии, спаси!” и „Убей немца!” И хотя в то время среди нем­цев было немало хороших людей, именно сло­во „немец” ассоциировалось в сознании с об­разом насильника, убийцы и фашиста - вра­га. Сегодня другое слово - „американец” вмещает в себя все эти понятия».

Наряду с патриотич. песнями, вы­полненными в намеренно упрощенной, «ло­зунговой» манере («Моя Родина - Совет­ский Союз», « Черное море - русское море », « Мы еще вернемся, брат », « Реквием-93 », « Сталинский марш », « Лука­шенко, приди! »), X. является автором мн. глубоко лирич. произведений. Один из своих магнитоальбомов X. посвятил « Русской женщине ». Образцом лирики X. является сб. « Любовь уходит ». Ностальгические ноты звучат в исполненных нежности и грусти стро­ках «С фотографии в старом альбоме, / Прежней песнею в сердце звеня, / В подвенеч­ном веселом уборе / Ты с улыбкой глядишь на меня». Боль поэта утишает вспоминание о со­бытии, свидетелем которого он однажды ока­зался,- венчании лишившегося ног на Чечен­ской войне солдата и дождавшейся его невес­ты: «И только любовь в нашем сердце живет / И лечит его и ласкает. / И только любовь ни­когда не умрет, / Она не предаст, не оставит» (« Когда мне бывает порой тяжело... »).

Вместе с тем X. отдает дань и острой соц. сатире, доходящей до гротеска, в пес­нях « Демократ», «Либерализм», «Песенка про иуд», «Пятой колонне», «Жирик», «Президенту банановой респуб­лики от гражданина советской страны ».

Остро и едко поэт высмеивает убогость чувств и мысли, свойственные, по его мнению, «либе­ральной интеллигенции». Жесткая граждан­ская позиция поэта приводит его к совершенно опр., чуждым всякой «политкор­ректности», выводам: «Либерал - это смерть, либерал - это мор, / Либерал - это голод и арах» (« Либералу »), побуждающие к не менее решительным действиям: « Булыж­ник - оружие пролетариата », « Готовь­те списки !», «Гарант, несущий горе и смерть, / За все / России / - ответь!», « К топору !». Не чужд X. и сатиры на представителей «поп-культуры», как, напр., в стих. « Бабка Пугачиха ». Шуточные песни (« Бредятина-отсебятина », « Галиматья »), где русские сказки и анекдоты переплетаются с совр. жиз­нью страны, содержат непринужденную на­родную и житейскую мудрость.

Два аудиодиска X. Посвящ. русским офицерам. Военные действия на Сев. Кавказе, побудили X. откликнуться песенным сб. « За что вы гибнете, ребята ». В « Послании в Чечню », напис. в 1995, еще в пери­од первой Чеченской войны, X. с позиций русского сол­дата объясняет ее смысл: «Мы вернулись за­тем, чтоб на месте / Вскрыть дудаевский гнойный нарыв, / Чтоб чеченцу и русскому вместе / Упредить вседержавный разрыв, / Чтобы банда абреков-шакалов / Не терзала чеченский народ, / Чтобы злому шайтану Джохару / Не дурачить его наперед». С дру­гой стороны, вечного позора достойны офи­церы, покончившие с собой, отказавшиеся бороться за Отчизну («Найдется ль один, кто из вас вспотрошил / Хоть пару, хоть тройку банкиров, / Кто прежде себя с пистолета прошил / Делягу, заплывшего жиром?») (« Офицерам, бесславно ушедшим из жизни в течение года »).

Мн. из произведений X. посв. па­мяти героев Великой Отеч. войны (« Петергофский десант», «Зоя», «От Любани до Мги», «Ижорский батальон», «Песня о советской пехоте», «Победа »). Эта память побуждает к бескомпромиссным призыву в стих. «Пожелания защитнику Родины»: «Нынешних дней очевидец, землю родную любя, / Ты научись ненавидеть, чтоб не утратить себя. / Целься в подонков вернее и - да не дрогнет рука - / Кончатся пули - смелее пользуйся сталью клинка!»

Осмыслению происходя­щего в России посвящ. песни « Разговор с Россией», «Сквозь стоны, гам...», «У России два товарища», «Братья-славяне », сб. « Русский харак­тер ». Немало стих, навеяны «черным октяб­рем» 1993: «Не забывайте этот дым / Над белой крепостью восставших, / Не растопчи­те крови павших, / Разбрызганной по мосто­вым». О прошлом страны, ее историческом пути X. размышляет в песнях « Стрельцов вели на плаху», «Рождалась наша Русь в надеждах и печали», «Лежал Восток под нашими ногами», «Воспо­минания об ушедшей Победе», «Нам на коленях ползать не пристало ».

Соединение публиц. начала с сильнейшим эмоц. зарядом, хрипловатый, порой срывающийся на крик, голос рождают особую энергетику, привле­кающую на концерты X. множество слушате­лей. Музыка X., без кот. трудно оцени­вать и воспринимать его поэзию, демонстри­рует разные музыкальным стили. X. считает себя бардом и действительно наследует тра­диции русской авторской песни. Но достаточ­но часто X. использует мотивы народной пес­ни, ист. баллад, былинных сказов, солдатских песен, блатного фольклора.

X. выступает и как публицист, в частнос­ти, на страницах газ. «Дуэль»: « Только месть » (1997. № 11), « О конкурсах и конкурсе » (2002. № 39), « Ищите ли­дера! » (2004. № 7), «Еще раз про лю­бовь» (2004. № 47) и др.

Соч.: Песни сопротивления. М., 1998; Моя Роди­на - Советский Союз. М., 2000; Россия, Родина, Лю­бовь. СПб., 2001; Я пою для людей, у которых есть во­ля... СПб., 2002; ...и Разумом... и Сердцем... и Душою. М., 2007.

Лит .: Ступников А. От составителя // Харчиков А. Песни сопротивления. М., 1988; Митрофанова А. Песни русского Сопротивления: [Кн. о певце Александре Харчикове]. М., 2006.

С. Лебедев

  • Харчиков Александр Анатольевич