Хармс Даниил Иванович
ХАРМС Даниил Иванович (наст. Ювачев) [30(17).12.1905, СПб. - 2.2.1942, в заключении] - поэт, прозаик, драматург.
В творч. личности X. по-своему сказались характер и убеждения его отца И. Ювачева, родившегося в семье дворцового полотера, после окончания морского училища служившего на флоте штурманом, участника народовольч. движения. В 1833 И. Ювачев был приговорен к 15 годам заключения. Около 4 лет провел в одиночной камере Шлиссельбургской крепости, откуда был переведен на сахалинскую каторгу. Освободившись (1895), Ювачев порвал с рев. прошлым и проявил себя как глубоко религиозный человек с ортодоксальными принципами. У сына же пост. сочетались творч. дерзость, отрицание установленных канонов с религиозным чувством.
X. учился в Петершуле - Главном немецком училище св. Петра (отсюда свободное владение немецким яз.), перешел во 2-ю Детскосельскую сов. единую трудовую школу (б. Мариинская гимназия в Царском Селе). По ее окончании (1924) поступил в Лен. электротехникум, но его не окончил: увлечение поэзией пересилило др. занятия.
Самое раннее из сохранившихся стих. X. относится к 1922 (« В июле как-то летонаше ...»). А с публичным чтением своих стихов он впервые предстает в 1925 в составе туфановского «Ордена заумников DSO». Сближение с А. Туфановым во многом определило творч. лицо X. Следуя принципу «театрализации жизни», он создал свой экстравагантный образ благородного чудака на иностр. манер: двубортный жилет, гольфы, тяжелая трубка в зубах - и непрерывные странности в поведении, шокирующие здравомыслящих. «Человек-спектакль» - так скажет о нем один из современников (Б. Семенов). Туфановская поэтика тоже оказалась созвучной худож. экспериментам X. Это техника смыслового «сдвига», «текучести», фрагментарность композиции. Правда, уже изначально X. отошел от гл. направления учителя и сделал упор не на фонический принцип стихосложения (хотя и превосходно его использовал при исполнении стихов - своих и чужих), а на семантический: «Как-то бабушка махнула, / И тот час же паровоз / Детям подал и сказал: / Пейте кашу и сундук» (« Случай на железной дороге »).
Отход от Туфанова предопределила и его дружба с не зависимым ни от кого А. Введенским, вместе с кот. в 1926 X. создает «Школу чинарей» - камерное сообщество, куда помимо двух поэтов вошли философы Я. Друскин, Л. Липавский (печ. под псевд. Л. Савельев как автор научно-попул. книг для детей) и увлеченный математикой поэт, впоследствии ред. детского ж. «Еж» Н. Олейников. Существенность игрового момента в деятельности X. и его соратников проявилась в том, что до сих пор ни его псевд., ни смысл слова «чинари» однозначно не расшифрованы. «Хармс» трактуется и как «обаяние», «чары» (от французского charm), и как «вред», «несчастье» (от английского harm), и как Чародей, и как намек на Шерлока Холмса. Всего же около 30 псевд. использовал Даниил Ювачев: кроме указанного основного, - Чармс, Гармониус, Шардам, Дандан, а также Иван Топорышкин, Карл Иванович Шустерлинг и мн. др. И слово «чинарь» (X. подписывался тогда «чинарь-взиральник») имеет тоже лишь предположительное толкование: от понятия «чин» или «духовный ранг». Окончательная расшифровка просто невозможна, ибо гл. принципом тв-ва и жизненного поведения X. и Введенский избрали алогизм. В сер. 1920-х такая позиция окрашивалась еще в веселые тона. Частые выступления где угодно: то в тургеневской биб-ке, то в Госпароходстве, то на вечере в Союзе поэтов (туда X. приняли в марте 1926). Всегда - эпатаж, атмосфера скандала.
Стихи X. появились и в печ.: «Случай на железной дороге» в сб. « Собрание стихотворений » (Л., 1926), « Стих Петра Яшкина » в сб. «Костер» (Л., 1927). В янв. 1928 «Афиши Дома печати» публ. декларацию ОБЭРИУ, где участники объединения претендуют на выражение «органически нового мироощущения». Тогда же они организуют шумный вечер «Три левых часа», гвоздем программы кот. стала постановка пьесы X. « Елизавета Вам ». Творч. лицо ее автора в декларации было определено так: «Поэт и драматург, внимание кот. сосредоточено не на статичной фигуре, но на столкновении ряда предметов, на их взаимоотношениях. В момент действия предмет принимает новые конкретные очертания, полные действительного смысла. Действие, перелицованное на новый лад, хранит в себе „классический” отпечаток и в то же время представляет широкий размах обэриутского мироощущения» (Афиши Дома печати. 1928. № 2). В этой характеристике выделены два свойства хармсовской поэтики: динамизм и, при видимой модернистской алогичности, классическое основание. Неслучайно С. Я. Маршак потом скажет о X.: «Человек с абсолютным слухом и какой-то - может быть, подсознательной - классической основой» (Письмо к А. В. Македонову).
В 1928 Маршак привлек X. к работе в лен. отделе «Детгиза», и тот стал одним из ближайших его соратников в создании новой лит-ры для детей. « Иван ИванычСамовар » (1928), « Иван Топорышкин » (1928), « О том, как папа застрелил мне хорька» (1929), «Веселые чижи » (в соавт. с С. Маршаком, 1929), « Миллион » (1930), « Врун » (1930) и др. 11 отд. изд. X., предназначенных для детского читателя, появились при его жизни, и А. В. Луначарский сказал, что X. «является первооткрывателем веселой детской книги» (см.: Б. Семенов).
На рубеже 1920–30-х не без влияния «чинарей»-философов, а также космич. супрематизма К. Малевича и «зоркого ведания» М. Матюшина он попытался создать учение о «цисфинитной логике», где отбрасывалась логика «научная», а утверждалась «творческая», по которой нарушение идеального начала в мире создает самоё жизнь (Из рукописной тетради X. 1931. ОР РНБ). Такому миропониманию соответствуют стих. X. « Звонить - лететь (Третья цисфинитная логика) », « Не теперь», «Вечерняя песнь кименам моим существующим » (все - 1930), стихотворные диалоги « Месть » (1930), « Окно», «Вода и Хню», «Комедия города Петербурга » (все - 1931). Неслучаен интерес X. к оккультизму, переписывание им работ Папюса, увлечение загадочными знаками (см.: Никитаев А. Тайнопись Даниила Хармса: Опыт дешифровки // Даугава. 1989. № 8). Вывод X.: художник должен делать установку не на следование нормативной логике, а на отступление от нее. То же и в быту: суть жизни - в отступлении от утвержденных канонов поведения.
Последствия такого умонастроения, кот. X. не скрывал, не заставили себя ждать. В дек. 1931 X. вместе с др. работниками Детского сектора ЛЕНОТГИЗа был арестован по подозрению в антисов. деятельности. На допросах X. вел «абсурдистскую» игру, вызывающе называя свое тв-во «вредительским» и «антисоветским». Был приговорен к заключению в концлагере на 3 года, что было в 1932 заменено ссылкой в Курск, куда его сопроводили вместе с А. Введенским. По возвращении X. в Л-д (нояб. 1932) в его творч. сознании наблюдаются существ. перемены. X. продолжает сотрудничать в ж. «Еж» и «Чиж», публ. там вольный перевод повести В. Буша « Плих и Плюх ». Его принимают в СП СССР (1934). Он, как и прежде, посещает филармонич. концерты (X. великолепно играл на фисгармонии, с особым удовольствием И. Баха). Но стихи пишет все реже и реже. В 1934 начинает работу над философским трактатом « Существование » - не завершает. В марте 1937 в ж. «Чиж» публикует стихи « Из дома вышел человек », после чего его перестают печатать и в детских изд.: уж очень четко был прочитан подтекст «детских стишков» о бесследно пропавшем человеке. В том же 1937 X. приступает к созданию прозаич. цикла « Случаи ». 30 записей, близкие по характеру к анекдотам (туда войдут записи 1933–39), раскроют всю абсурдность окружающего X. Мира - не в сказочной игре случайностей, как прежде, а в трагич. сути ежедневного существования человека. Здесь случайность предстала как сущность, безобразность - как эстетич. канон, незаконченность повествования - как четкое выражение бессмысленности жизни. В повести « Старуха » (1939) торжествует идея «казни без вины», и неспроста она неоднократно будет уподоблена фантасмагориям Ф. Кафки. Лишенный средств к существованию, X. заносит в свой дневник: «Удивляюсь человеческим силам. Вот уже 12 января 1938 года. Наше положение стало еще много хуже, но мы все еще тянем. Боже, пошли нам поскорее смерть» (Горло бредит бритвою ). 23 авг. 1941 как уже бывший под следствием по политич. подозрению X. подвергается аресту. Его принимают за сумасшедшего (возможно, это последняя «игра» Х.), помещают в тюремную психиатрич. больницу, где он и умирает.
Один из наставников и соратников X. отмечал, что для него было характерно «понимание жизни как чуда, причем абсолютно бескорыстного чуда», «потому он говорил, что в жизни есть две высокие вещи: юмор и святость». Причем «три главные темы его творчества - жизнь в чуде, обнажение некоторых лицемерно скрываемых сторон его жизни и тема недочеловека - настолько переплетаются, что создается какой-то новый литературный жанр. Страшное в этих вещах уже уходит за пределы искусства» (Друскин Я. Дневники. СПб., 1999). Мрачным искусством стала в конце концов жизнь X. А вот его тв-во жизнестойко. Он является несомненным классиком детской литры, в обл. драматургии предвосхитил и в чем-то превзошел новации абсурдистов С. Беккета и Э. Ионеско, стал достойным соперником Ф. Кафки в обл. прозы, создал жанр совр. «черного анекдота» (не случайны появления анекдотов, приписываемых X. См.: Горло бредит бритвою). В целом же X. подарил нам образ человека, кот. в тисках жесткого режима был верен принципу: «Мы хотели быть истинно свободными...». А гармонию нес в своей душе: «Это единственное, чем я горжусь: вряд ли кто чувствует так гармоничность в человеке, как я. Может быть, на всей земле всего тысяча таких людей. Одни чувствуют ее в руках, другие в голосе, а я во всем. И это совсем не правильность черт. Можно быть одноглазым и гармоничным» (Липавский Л. Из разговоров «Чинарей» // Аврора. 1989. № 6).
Соч .: Собр. произведений. Bremen. Кн. 1, 2. 1978; Кн. 3. 1980; Кн. 4. 1988; Избр. Würzburg, 1974; Полет в небеса: Стихи, проза, драмы, письма. Л., 1988; Случаи. М., 1989; Ванна Архимеда: Сб. Л., 1991; Горло бредит бритвою: Случаи, рассказы, дневниковые записи // Глагол. 1991. № 4; Поэты группы «ОБЭРИУ»: Сб. СПб., 1994 (БП. БС); Соч.: В 2 т. М., 1994; ПСС: [В 3 т.]. СПб., 1997; «...Сборище друзей, оставленных судьбою»: «Чинари» в текстах, док-тах, иссл-ях: В 2 т. [М., 1998]; ПСС: Неизданный Д. Хармс. СПб., 2001; ПСС: Записные книжки. Дневники: В 2 кн. СПб., 2002; Даниил Хармс: Сб. / Вст. ст. В. Глоцера. М., 2003 (Антол. сатиры и юмора); Малое СС / Сост., вст. ст. и комм. В. Сажина. СПб., 2003; Случаи и вещи / Сост. и прим. А. Дмитренко и Вл. Эрля; подгот. текстов Вл. Эрля. СПб., 2004; О женщинах и о себе: Дневниковые записи, стихи, проза. М., 2006; Рисунки Хармса / Сост. Ю. Александров. СПб., 2006; Стихотворения. Драм. произведения / Вст. ст., сост., подгот. текста и прим. В. Сажина. СПб., 2007 (Новая БП. МС).
Лит.: Рахтанов И. «Еж» и «Чиж» // Рассказы по памяти. М., 1969; Семенов Б. Даниил Иванович Хармс // Время моих друзей: Воспоминания. Л., 1982; Бахтерев И. Когда мы были молодыми // Воспоминания о Заболоцком: Сб. М., 1984; Daniil Kharms's and the Poetics of the Absurd: Essays and Materials. London, 1991; Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб., 1995; Кукулин И. Рождение постмодернистского героя по дороге из С.-Петербурга через Ленинград и дальше // Вопросы лит-ры. 1997. № 4; Ямпольский М. Беспамятство как исток (Читая Хармса). М., 1998; Кобринский А. «ОБЭРИУ» в контексте русского лит. авангарда. М., 1999; Токарев Д. Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета. М., 2002; Котельников В. «Звезда бессмыслицы» взошла над Петербургом // Вопросы лит-ры. 2004. Нояб.-дек.; Шубинский В. Даниил Хармс. Жизнь человека на ветру. СПб., 2008; Кобринский А. Даниил Хармс. М., 2009; Гришин А. Произведения классика русского авангарда на пути к читателю // Библиография. 2010. № 4.
Г. Филиппов