Хазин Александр Абрамович


ХÁЗИН Александр Абрамович [ 12.5(29.4). 1912 , Бердичев - 20.11. 1976 , Л-д , похоронен на Комаровском кладб.] - поэт, прозаик, драматург, сатирик, сценарист .

В 1931–40 работал на Харьковском электромеханич. з-де, учился на вечернем отд. Харьковского электротехнического ин-та (окончил в 1939), но инженером не стал, «беспечно свернув на полную неожиданностей тропу поэта-сатирика» (З. Сагалов «Третья жертва»).

Лит-рой занимался с нач. 1930-х. Печ. с 1931-го. Первоначально, в основном, выступал как поэт. Отд. изданиями вышли его поэтич. кн. « Единственный выход » (1933, в сб. вошли также стихи Б. Котлярова), « Норд-ост » (1933), « Лит. пародии » (1934), поэма « Штамп » (1931), роман в стихах « Дружба » (1934). В 1934 принят в СП СССР .

В годы Великой Отеч. войны был корреспондентом армейской газ. «Знамя Родины». Воевал под Новороссийском, был ранен, лежал в госпитале. Все увиденное и прочувствованное отразилось в лирич. сб. « Военные стихи » (1942), « Земляки » (1945). Д. Гранин, хорошо знавший Х. и друживший с ним, вспоминал: «Он вернулся с войны веселым, счастливым, он сыпал шутками, стихами, люди тянулись к его доброму юмору, вокруг него всегда празднично кипело, вспыхивали розыгрыши, экспромты…» (Судьба Александра Хазина // Был слышен его пулемет… Л., 1990).

З. Сагалов: «Не изменяя поэзии, Хазин успешно дебютировал в драматургии (сценки, монологи, пьеса в стихах “ Второе свидание ”). Особенно удавались ему пародии. Одна из них <…> и стала роковой…».

В сатирич. поэме « Возвращение Онегина » (фрагменты опубл. в ж. «Ленинград» (1946. № 10) в разделе «Лит. пародии») запечатлен послевоенный лен. быт: «В трамвай садится наш Евгений. / О, бедный милый человек! / Не знал таких передвижений / Его непросвещенный век. / Судьба Евгения хранила, / Ему лишь ногу отдавило, / И только раз, толкнув в живот, / Ему сказали: “Идиот!” <…>». Поэма исполнялась по радио А. Райкиным , предполагавшим сделать на ее основе целый спектакль. Пародия стала объектом критики «Постановления ЦК ВКП (б) о журналах “Звезда” и “Ленинград”» (1946), а Х. ― объектом гонений. В партийном постановлении и д-де А. А. Жданова упоминался «некий Хазин» и его «порочный пасквиль». «Смысл пасквиля, сочиненного Хазиным, ― утверждал с трибуны А. А. Жданов, ― заключается в том, что он пытается сравнивать современный Ленинград с Петербургом пушкинской эпохи и доказывать, что наш век хуже века Онегина <…> Как же могла редакция “Ленинграда” проглядеть эту злостную клевету на Ленинград и его прекрасных людей? Как можно пускать хазиных на страницы журналов?..». Позднее сам писатель уподобил эти события асфальтовому катку, кот. расплющил его жизнь.

З. Сагалов: «Помню (в ту пору мне было шестнадцать), как помятый экземпляр журнала со стихами Хазина мы, школьники, украдкой передавали друг другу. Смеялись – классическая “онегинская строфа”, блестяще стилизованная автором пародии, была наполнена знакомыми малоприятными реалиями нашего времени. Весело, непринужденно, остроумно и без всякой злости (Хазин вообще был по натуре человеком добрым и легким) поэма высмеивала многие нелепости послевоенного быта. А ведь какиеярлыки из партийно-разносного лексикона были навешены на харьковского поэта! И “клевета”, и “гнилой замысел”, и “шельмование Ленинграда”, и “пустое зубоскальство”…»

Через неск. дней после выхода в свет Постановления Х. уехал из Харькова. «Куда же скрылся Хазин? Опальный поэт, как это ни странно, на первый взгляд, нашел себе убежище… в Ленинграде. Именно там, где у него было немало истинных друзей, а враги вряд ли знали его в лицо, он мог чувствовать себя в относительной безопасности. Но как жить дальше, чем кормить семью? И вообще - не писать больше? Можно ли было это представить. Ждановский “выстрел” подсек его на взлете» (З. Сагалов). С 1946 жил и работал в Л-де .

Д. Гранин: «Двери редакций, издательств испуганно захлопывались перед ним. Театральные завлиты молча разводили руками… Не только имя его стало запретным, но боялись всего того, что он писал, ― все смешное было опасным. А иного он писать не мог, не умел, таков был склад его таланта, редкий, надо сказать, род дарования в русской нашей многострадальной литературе».

В теч. неск. лет Х. был лишен возможности печ. под своим именем, писал для эстрады под псевд. А. Балашов. К кон. 1950-х возобновилось сотрудничество с Райкиным и его театром. В 1958–67 Х. был зав. лит. частью Лен. театра миниатюр, одним из авторов эстрадных спектаклей этого театра. Монологи, сценки, интермедии Х. вошли в спектакли « Человек-невидимка » (1955), « Времена года » (1956), « Белые ночи » (1957) и др. Х. стал автором цельного спектакля « Волшебники живут рядом » (1964), одной из лучших работ театра. Спектакль состоял из небольших пьес и сценок, построенных на условном приеме диффузии - персонажи меняются местами. Афоризмы и остроты Х., произнесенные устами райкинских персонажей, разносились по всей стране. В небольшой сценке « Юбилей », где Райкин изображал важную номенклатурную единицу, кот. руководит всем и вся, писатель-сатирик, в рамках дозволенного, фактически рассчитывался со своими хулителями и гонителями ― и делал это единственным оружием, которым он владел – смехом. Невежественный бюрократ Пантюхов, олицетворявший порождение эпохи культа личности, стал яркой фигурой в сатирич. лит-ре 1960-х: «В искусстве я долго продержался. Ох, сколько по моей вине не вышло хороших книг, не поставлено интересных пьес. Сколько стихов погибло, сколько фильмов не появилось…»

Х. писал для многих артистов: прозаич. и поэтич. монологи для Г. Орлова (« Цель жизни», «С любовью не шутят», «Честное слово »), для М. Мироновой и А. Менакера (сценка « Ангел » и др.), для Ю. Тимошенко и Е. Березина ; и др.

Нередко обращался к классич. сюжетам, используя прием травестии (в сценке « Девушка и Смерть », перифразе рассказа М. Горького: Смерть отступает перед бюрократом).

В лучших вещах X. сатира соседствует с драматизмом, лирикой, его репризы ироничны, язвительны («партия учит нас, что газы при нагревании расширяются»; «не поймите меня правильно»), помогают раскрыть характер персонажа. Обладал тонким юмором, никогда не гнался за количеством «смехов».

По сценариям Х. сняты кинофильмы « Невские мелодии», «Повесть о молодоженах » (оба 1959). Автор текста песен для кинофильма « Каин XVIII» (1963) .

Как только позволили обстоятельства, организовал (вместе с И. Меттером) при Лен. Доме писателей театрализов. альм. «Давайте не будем», каждый выпуск кот. становился событием в городе. «В узком зазоре дозволенного… - писал Д. Гранин, - сумел сохранить жизнь сатиры, ее горький и сладостный вкус, ее особый смех, пересыпанный солью раздумий».

В 1970-е работал над сатирич. романом « И. О.», поэмой « Акулина », повестями и рассказами, опубл. после его смерти.

Автор восьми пьес, многочисленных фельетонов, очерков, рассказов, миниатюр и др. произведений для эстрады (сб. « Текущие дела », 1958; « Волшебники живут рядом », 1967; « Артём », 1970; « Рассказы. Фельетоны. Пьесы », 1974). В 1990 вышла кн. Х. « Был слышен его пулемет… ». «Возвращение Онегина» были изд. в сб. «Русская лит-ра XX в. в зеркале пародии» (1993) и « Судьба Онегина » (2001).

Супруга - актриса лен. Театра комедии , Тамара Сезеневская (1915–87), наибольшую популярность кот. принесла роль Марьяны, одной из дочерей мачехи в кинофильме « Золушка ». В 1982 Сезеневская опубл. пьесу в 2 действ. « Чудаки из Грин-Тауна » по мотивам повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков» - авторы Т. Сезеневская и Х. (М. ВААП-Информ, 1982).

Соч.: Текущие дела: Стихи, фельетоны, сцены. Л., 1958; Волшебники живут рядом: Сценки, монологи, фельетоны, пьеса. Л.-М., 1967; Артем: Пьеса в 3 ч. Л., 1971; Рассказы, фельетоны, пьесы. М., 1974; Был слышен его пулемет…: Рассказы, роман, повесть. Л., 1990; Возвращение Онегина // Москва с точки зрения. М., 1991.

Лит.: Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Орлов Г. Монолог длиной в жизнь. Л., 1991; Фролов В. Александр Хазин // Москва с точки зрения. М., 1991.

Е. Уварова

  • Хазин Александр Абрамович