Ходасевич Владислав Фелицианович
ХОДАСЕ́ВИЧ Владислав Фелицианович [16(28).5.1886, М. - 14.6.1939, Бийанкур под Парижем] - поэт, прозаик, мемуарист.
Отец был польским дворянином одной генеалогич. ветви с А. Мицкевичем, за участие в польском восстании 1833 лишен дворянства, учился в Академии художеств в СПб.; переехав в М., стал фотографом. Дед X. по линии матери перешел из иудаизма в православие; но мать воспитывалась в польской семье, где приняла католич. крещение. Она была носительницей польского и католич. начала в семье и оказала изв. влияние на сына, кот., став литератором, переводил польских поэтов. Учился X. в 3-й Моск. классич. гимназии, что дало ему хорошее знание древних яз. О своих детских воспоминаниях он рассказал в очерке « Младенчество ». С ранних лет X. вращался в сфере искусства: ст. брат Михаил был прекрасным знатоком искусств, а его дочь Валентина Михайловна известна как художница. При всем влиянии на X. - через мать - польской и еврейской (отчасти) культуры истинной колыбелью его всегда оставалась русская словесность и русская культура с культом Пушкина.
В гимназии учился в одном классе с А. Брюсовым (мл. брат уже знаменитого в те годы В. Брюсова). Через него возник интерес к символистской поэзии; большое влияние на формирование и интересов, и вкусов гимназиста X. оказала дружба, продолжавшаяся и в посл. годы, с поэтом В. Гофманом. Среди своих учителей X. называет также изв. литературоведа В. Шенрока (возможно, заложившего в нем интерес к литературоведч. науке) и двух иностр. поэтов: датчанина Т. Ланге и немца Г. Бахмана. Т.о. уже в гимназич. годы многое направляло интересы X. не только в сторону искусства вообще, но к лит. символизму прежде всего. Влияние символизма на формирование тв-ва X. оказалось достаточно сильным - раньше других здесь следует иметь в виду воздействие В. Брюсова. Хотя это влияние и не следует преувеличивать. Манера зрелого X. ни в коей мере не похожа на стихи мэтра. И все же релятивизм символистов (на равных правах у символистов выступают Христос и Антихрист, Бог и Дьявол, добро и зло и т.д.) оставил свой след, трансформировавшись в своеобразный скептицизм, неотъемлемый от мироощущения X. и его стилистич. манеры.
После окончания гимназии X. некот. вр. учится в Моск. ун-те, но учебу прекращает, отдавшись лит. деятельности. Поэзия целиком поглощает его. Он начал печ. с 1905 в альм, и ж. символистов - «Гриф», «Золотое руно» и др. Перв. кн. стихов - « Молодость » - вышла в 1908. Почти все стихи трагичны, пессимистичны. Поэт не видит в жизни, окружающей его со всех сторон как бы серой пеленой, сотканной из скуки и отчаяния, никакого просвета. Всеми доступными ему тогда поэтич. средствами он добивается своей гл. цели - передать читателю чувство обреченности и безысходности. Возможно, столь пессимистич. взгляду на жизнь способствовала обострившаяся болезнь (туберкулез), но главное - в прямом следовании за тогдашними авторитетами - Брюсовым, Блоком, А. Белым, Ф. Сологубом, из произведений кот. он выбирал лишь то, что соответствовало его тогдашнему настроению. И все же иные из стихов «Молодости» были и самостоятельны, и свежи. Неслучайно одно из них (« Время легкий бисер нижет ...») одобрительно цитировал И. Анненский, а В. Брюсов, отличавшийся строгостью оценок, также отметил в одной из статей несомненное дарование молодого поэта.
До выхода втор. кн. (« Счастливый домик », 1914), т.е. на протяжении 6 лет, X. много пишет и много печатается: он переводил польских поэтов, публ. критич. статьи и рец., обнаруживавшие его собств. внутр. рост и складывавшиеся эстетич. взгляды (уже не во всем совпадавшие с символизмом], сотрудничает в «Универсальной биб-ке» и в «Русских ведомостях». То была весьма плодотворная пора, заметно переменившая его прежнее заимствованно-пессимистич. отношение к жизни. Он связывает свою судьбу (на 10 лет) с Анной Ивановной Гренцион, мл. сестрой писателя Г. Чулкова, и новый круг интересов и забот, любви и житейских тревог подводит его к мысли о ценности простых чувств и «живого счастья». Трагедия бытия существует, но над нею, выше ее стоит и торжествует именно простая человеч. жизнь. Поэт в «Счастливом домике» не забывает о «роковой грани» между этими двумя мирами, но душа его и поэзия тяготеют к «простому» и «невинному». Книга открывается «Элегией» с призывом «спокойно жить и мудро умереть». Когда все же другой - «страшный» - мир напоминает о себе, поэт обращается к миру пушкинской гармонии. Именно в «Счастливом домике» выходят едва ли не на первый план и едва ли не демонстративно традиции стиха начала XIX в. Помимо Пушкина это Баратынский и молодой Фет. Во многом новое миропонимание сильнейшим образом сказалось на стилистике и поэтике X. Тяготение к «простому миру», к «пыльце на крыльях мотылька» повлекло его как художника к «прозаизмом жестким» (Н. Берберова), стихам Тютчева, к К. Случевскому, но прежде всего опять-таки к Пушкину и в особенности к Державину. Автора знаменитых од и «Водопада» он любил страстно и вдумчиво, учился его непреднамеренному, далекому от «канонов», «варварскому» слогу. О Державине он развернуто и впервые написал в 1916 - к столетнему юбилею поэта, а потом, в 1931, закончил одно из самых сильных своих прозаических и литературоведч. произведений - книгу « Державин ». Следующая после «Счастливого домика» книга (третья по счету) - « Путем зерна » - вышла в 1920.
В годы Первой Мировой войны, если говорить об обществ.-полит. взглядах поэта, он занимал нейтральную позицию, склоняясь скорее к осуждению войны; Февральскую революцию принял восторженно. Его взгляды этой поры можно охарактеризовать как левые, с изв. даже симпатией к «большевикам». Его многолетнее «отлучение» от русской лит-ры и от его родины было вызвано сотрудничеством в эмигрантской газ. «Возрождение», отличавшейся антисоветизмом. Однако X. настаивал на том, что «быть большевиком не плохо и не стыдно. Говорю прямо: многое в большевизме мне глубоко по сердцу...» (Письмо Б. А. Садовскому от 10 февр. 1920 // Вопросы лит-ры. 1987. № 9). В годы революции и Гражданской войны X. читает лекции в Студии Пролеткульта, работает в Наркомпросе, руководит моск. отделением изд-ва «Всемирная лит-ра», организованного М. Горьким в Пг., заведует моск. книжной палатой. Вся эта разнообразная деятельность сближает его с новой жизнью страны и сказывается на стихах. Они становятся и острее, и откровеннее. Название книги «Путем зерна» носит глубоко символич. характер, восходящий к евангельской притче о зерне, которое должно умереть, чтобы вновь воскреснуть. Он проецирует смысл притчи на новую действительность, полагая, что кровавые испытания дадут свежие побеги, что молодая поросль жизни восторжествует. В книге, естественно, уже нет той, хотя и временной, гармонии, кот. пытался достичь X. в «Счастливом домике», - жизнь разломилась, окровавилась, о равновесии не может быть и речи. Поэтому стих в книге «Путем зерна» напряжен и драматичен - он опять-таки ориентирован на Пушкина и его «плеяду», широко используется ямб - он становится отныне почти пост. размером в поэтич. тв-ве X. Но и ямб, и пушкинское начало глубоко растворены в сложившейся индивидуальной манере автора, они живут как бы в его поэтич. подсознании, являясь интимной опорой души и творчества. Сам X. связывает появление новой манеры с переменами в обществ. истории. В ст. « Колеблемый треножник » (1921) он писал, что петровский и петерб. период русской истории кончился, что возврат к старому немыслим.
В кон. 1920 X. переезжает в Пг. - поселяется в знаменитом Доме искусств на Мойке и переживает огромный творч. подъем - тому, возможно, способствовала сама лит.-обществ. атмосфера тогдашнего Пг. В 1922 он выпускает свою четвертую кн. - « Тяжелая лира » (первонач. Назв. - « Узел »). Для нее характерна подчеркнутая традиционность: главенствует ямб и ориентация на лит. опыт XIX (отчасти кон. XVIII) столетия. Вполне возможно, что в «классицизме» новой книги сказалось влияние и самого города, и т.н. петерб. школы поэзии. Символично, однако (и весьма характерно для X.), что внутри ограниченного и строгого «классицизма» живут боль и страдание, вызванные не только личными событиями той поры, но, пожалуй, г.о., событиями в стране, пошедшей, по мнению поэта, по неверному пути. Он горько разочаровывается в т.н. достижениях революции, ему глубоко претит то явление, которое Маяковский примерно в то же вр. назвал «мурлом мещанина». Смерть Блока и Гумилева окончательно отвратили его от «диктатуры пролетариата», вырождавшейся к тому же, по его выражению, в «диктатуру бельэтажа», т. е. новых сытых мещан. В его психологическом и худож. мире снова появилась трагичность. Весь мир кажется ему шатким и чреватым ежеминутной бедою. Скепсис, столь характерный для зрелого X., набирает свою силу именно в этой книге.
В июне 1922 X. вместе с Н. Берберовой, ставшей его женой, покидает Россию. На пути лежит сначала Берлин, потом - Париж. Посл. цикл X. называется « Европейская ночь » (отд. книгой опубл. не был). Поэт мн. путешествует, но всюду бедствует. Его мучает лит. поденщина и болезни. Отношения с эмигрантской средой сложные. X. Публ. статьи и рец. в газ. «Дни» (под ред. А. Керенского), «Посл. новости» (ред. П. Милюков), работает над кн. о Державине, начинает кн. о Пушкине, пишет исследование о Павле I. Стихи почти исчезли - после «Тяжелой лиры» и цикла «Европейская ночь» их всего несколько. Живет в нужде, на скудный лит. заработок и только по этой причине начинает сотрудничать в правой газ. «Возрождение», где ведет раздел «Лит. летопись». Посл. прижизненный сб. X. « Собрание стихов » вышел в 1927. После сб. он издал биографию Державина, сб. статей « О Пушкине » (1937) и кн. воспоминаний и лит. портретов « Некрополь » (1939).
Адреса в Пг.: 1920–21 - ДИСК, пр. 25-го Октября , д. 15; 1922 - Каменноостровский пр., д. 23.
Соч.: Стихотворения. Л., 1989 (БП. БС); Державин. М., 1988; Собр. стихов. М., 1992; Некрополь. Воспоминания. М., 1996; Из еврейских поэтов. Переводы. М.-Иерусалим, 1998; Некрополь. М., 2001; Стих. / Сост., подгот. текста, вст. ст., прим. Дж. Малмстада. СПб., 2001; Стих. / Сост. В. Зверев. М., 2003; Стих. М., 2007.
Лит.: Вейдле В. Поэзия Ходасевича. Париж, 1948; Зорин А. Начало // Ходасевич В. Державин. М., 1988; Богомолов Н. Жизнь и поэзия Владислава Ходасевича // Ходасевич В. Стих. Л., 1989; Лаврин А. Дар тайнослышанья тяжелый // ХодасеВИЧ В. Собр. стихов. M., 1992; Толаев В. Мат-лы к творч. биографии // Российский литературоведческий ж. 1994. № 5–6; Берберова Н. Курсив мой. Автобиография. М., 1996; Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ в.: Энц. биогр. словарь. М., 1997.
А. Павловский