Холопов Георгий Константинович


ХО́ЛОПОВ Георгий Константинович [9.11(27.10).1914, г. Шемаха Бакинского у. ― 31.12.1990, СПб.] ― прозаик.

Родился в бедной армянской семье, с восьми лет на заработ­ках, позже обучался в школе, но систематич. образования не получил. В годы гражданской войны вместе с семьей некот. вр. жил в Астрахани, впоследствии, после вхождения Азербайджана в СССР, переехал в Баку, где был портовым рабочим. В нач. 1930-х, в семнадцатилетнем возрасте, переехал в Л-д, совме­щая работу в кач-ве слесаря с занятиями лит-рой.

С 1934 в газ. «Трибуна», «Крестьянская правда», молодежных ж. «Резец», «Юный пролетарий» публ. перв. рассказы X., но его первые кн. ― сб. рассказов. « Бегство Сусанны » и роман « Медвежий лог » выходят в свет только в 1940. Молодого тогда писателя актив. поддержал Н. Тихонов, бывший в те годы рук. Лен. писательской организа­ции. Это было неслучайно. Ранние, довоен. произведения X. во многом находились в русле сложившейся к тому вр. приподнято-романтической, овеянной романтикой прозы с её увлечением необычными сюжетами, языковыми исканиями, националь­ной и этнографич. экзотикой. Органом такой лит-ры в Л-де был в первую очередь ж. «Звезда», с которым впоследствии на многие десятилетия будет связана судьба X. Но сложность лит. биографии X. состояла в том, что будучи на 15–20 лет моложе писателей-романтиков революции, лично участвовавших в гражданской войне и успевших сложиться как литераторы еще в 1920-х, X. входил в лит-ру в то время, когда в обществ. и культурной атмосфере СССР происходили и уже произошли кар­динальные изменения. Активный и жесткий идеологич. контроль, все более усиливавшийся культ личности И. В. Сталина, становление и разрастание диктата партийно-гос. номенклатуры, ох­ватывавшей неизбежно и творч. круги,― все это толкало молодых писателей в область догматов соц. реализма, уже вполне сложившегося как метод сов. лит-ры к I Всесоюзному съезду писателей 1934-го. Как и мн. др. писатели, желавшие быть честными перед читателями и собой, Х. уже до войны обращается не к полит. повседневности, а к ист. прозе («Медвежий лог»), ставшей впоследствии основной в его тв-ве.

С перв. дней войны X. в рядах действующей армии в кач-ве воен. корр. в различных периодич. изд. снача­ла 7-й Отд. армии Карельского фронта, затем в 9-й Гвардей­ской армии 3-го Украинского фронта, принимал участие в освобож­дении Венгрии, Австрии, Чехословакии. Мат-лы и наблюдения этих лет мн. лет спустя составили « Двекниги о войне » ― сб., включивший в себя циклы « Невыдуманные рассказы о войне » и « Маленькие рассказы и большая повесть ». Эти произведения, хотя и написаны на документальной основе, все же не встали в один ряд с воен. прозой таких авторов, как В. Астафьев, Ю. Бондарев, В. Некрасов, т.к. некая фактографичность, с одн. стороны, и «панорамность» общего взгляда на события, с другой, явно мешали автору в психологич. истолковании изображаемого, вели к описательности, а во многом и к устоявшимися идеологич. стереотипам изображения трагич. и во многом не понятых до сих пор событий 1941–45.

В кон. 1940-х ― 50-х писатель вновь возвращается к жанру ист. прозы. Но охватывают они события по тому вр. относительно недавнего прошлого и во многом основываются на личных воспоминаниях, связанных с детскими и юношескими впечатлениями автора. В период пребывания X. в Астрахани и Баку там актив. разворачивалась деятельность видного деятеля ВКП(б) С. М. Кирова, впоследствии возглавившего Лен. партийную орг-цию. Имя Кирова было пост. на слуху у жителей юга России и Азер­байджана, поэтому интерес к личности и различным аспектам его биографии выглядит для Х. вполне закономерным. Романы « Огни в бухте » и « Грозный год » посвящ. событиям гражданской войны на Сев. Кавказе. Изображаемые события, личность Кирова, образы др. персонажей изображаются автором в приподнятом романтическом ключе. В критике отмечалось определенное сходство некот. эпизодов, особенно в «Грозном годе», с традициями «Железного потока» А. С. Серафимовича (Мессер Р. Г. К. Холопов. Очерк тв-ва. Л., 1974).

Уже в этих произведениях автор широко использует воспоминания детских лет, когда сама рев. стихия, казалось, непосредственно формировала и жизненный опыт, и мироощущение людей. Однако определенный схематизм, одноплановость, идеологич. заданность все же значительно повлияли на художественную ценность, этих произведений, тем более что написаны они были в сложный для нашей лит-ры период господства теории «бесконфликтности», кот. не могла не сказаться на ист. прозе, особенно при изображении событий революции и гражданской войны.

Автобиогр. начало еще более усиливается в дилогии X. ― романах « Гренада » (I960) и « Докер » (1954). Изображая, в основном те же события, кот. запечатлены в предыдущих романах, автор находит новый ракурс. Они предстают перед читателем как моменты мировосприятия гл. героя ― мальчика, позднее юноши Гарегина, во многом alter ego писателя. Перед нами не просто изображение ист. фактов общественно-полит. реальности 1920-х, но живо представленная мозаика отдельных зарисовок быта, наполненного прихотливым восточным колоритом, яркие, живые характеры, кот. автор рисует то в драматическом, а то в юморист. освещении. Дилогия выглядит незавершенной, т.к. повествование заканчивается на годах ранней юности гл. героя, однако впоследствии X. больше не возвращался к этой теме, хотя до посл. лет сохранил интерес к зарисовкам нац. характеров, особенностей быта и жизни разных народов (« Венгерские рассказы», «Армянский триптих», «Последний печник » и мн. др.), мн. из кот. группируются в опр. циклы.

X. был удостоен мн. правительственных наград, стал лауреатом Гос. премии PCФCP.

В 1957–89 гл. редактор ж. «Звезда». Член СП СССР, в 1973–76 возглавлял ЛО СП.

Архив хранится в ЦГАЛИ СПб. Ф. 608. 83 х ед. хр. 1919–90 гг. и включает в себя рукописи: роман «Огни в бухте», повесть «Грозный год», рассказы, статьи, доклады; «Книга воспоминаний» (о В. А. Рождественском, А. И. Черненко, М. Л. Слонимском и др.). Письма к Х. С. А. Баруздина, Л. Пантелеева, Н. С. Тихонова и др. Отзывы Ф. А. Абрамова, А. Е. Решетова, В. А. Рождественского, М. Л. Слонимского и др. о повести «Гренада». Фото; и др.

Соч.: Бегство Сусанны: Рассказы. Л., 1940; Медвежий лог: роман. Л., 1940; Четыре рассказа. Л., 1943; Огни в бухте: Роман. Л., 1947; Грозный год: Повесть. М., 1955; Русские солдаты: Рассказы. Л., 1955; Неизвестный боец. М., 1955; Тринадцатый: Рассказы. М., 1958; Солдаты идут. М., 1958; Грозный год. Огни в бухте.: Дилогия. Л., 1959; Невыдуманные рассказы о войне. Л., 1960; Гренада: Роман. Л., 1962; Огни в бухте. Гренада. Рассказы о войне. М.-Л., 1964; Докер: Роман. М., 1965; Гренада. Докер. Л., 1969 (М., 1978); Маленькая повесть и большие рассказы. М., 1970; Две книги о войне: Рассказы и повесть. Л., 1972 (М., 1975); Мозаика: Рассказы, очерки, дневники. Л., 1973; Мальчик в пионерском галстуке: Рассказ. Л., 1974; Избр. произведения: В 2 т. Л., 1974; Иванов день: повести и рассказы. Л., 1977; Путешествие в Буркут. Рассказы о писателях. Л., 1979; Избр.: В 2 т. Л., 1982; Венгерская повесть. Иванов день и др. Л., 1983.

Лит.: Тихонов Н. Огни в бухте // Культура и жизнь. 1948. 31 авг.; Грудцова О. Гарегин, его друзья и враги // Октябрь. 1962. № 2; Дитц В. Георгий Холопов // Нева. 1964. № 12; Тельпугов В. Человек на войне // ЛГ. 1969. 9 февр.; Чупринин С. Простые тяжести земли... // Дон. 1971. № 5; Луговцов Н. Георгий Холопов: Очерк жизни и тв-ва. Л., 1979; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Молдавский Д. Предисл. // Холопов Г. Избр.: В 2 т. Л., 1982.

Г. Муриков

  • Холопов Георгий Константинович