Хворостьянова Елена Викторовна


ХВОРОСТЬЯ́НОВА Елена Викторовна [10.8.1960, Л-д] ― теоретик и историк лит-ры, стиховед.

Родилась в семье служащих. В 1979 поступила на русское отд. филологич. фак-та ЛГУ. В студенч. годы была участником стиховедческого семинара В. Е. Холшевникова, под его рук. начала заниматься поэтикой и в 1984 защитила дипломную работу « Эпиграммы Д. Д. Минаева ». Анализу эпиграмм и пародий поэтов некрасовской школы были посвящ. и первые науч. публикации Х. (1983–85). По окончании ЛГУ поступила в аспирантуру ИРЛИ РАН, где под рук. В. А. Туниманова работала над канд. дис. « Русская лит. пародия 80–90-х гг.XIX в .», кот. защитила в 1988. С 1987 работает на кафедре истории русской лит-ры филол. фак-та ЛГУ (СПбГУ). Преподавательская деятельность началась с чтения лекций по истории русской лит-ры втор. пол. XIX в., практических, а затем и лекционных занятий по курсам «Поэтика и стилистика», «Введение в литературоведение», «Теория лит-ры». Вела спецсеминар «Вторичные лит. явления», позднее ― «Поэтика ритма». В нач. 1990-х Х. становится одним из инициаторов и создателей лекционно-практич. цикла курсов «Теория лит-ры», в кот. вошли курсы «Введение в литературоведение», «Композиция и структура текста», «Стиховедение», «Стилистика и риторика», «Герменевтика» (подготовила авторский курс «Стиховедение»). Впоследствии читала спецкурсы «Стиховедение нач. ХХ в.: наука и научн. мифология», «Русский стих: поэтическая теория и практика», «Герменевтика стиха» и др. Ею организован спецсеминар «Совр. проблемы описания ритмической структуры стихотворного текста», участниками кот. были студенты, магистранты и аспиранты разных отд. филфака.

С сер. 1990-х приоритетное направление научн. деятельности Х. связано с изучением проблем истории и теории стиха. В разные годы мат-лом стиховедческих исследований Х. становились заговоры и причитания (« Стих причитаний Русского Севера и проблема описания народного стиха », 1998; « Ритмический строй севернорусских заговоров », 2004; и др.); драматургия и сонеты А. Пушкина (« Ритм трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов” », 2000; « ”Русские сонеты” А. С. Пушкина (К проблеме пушкинской строфики) », 2002; « Ошибка Сальери (О риторической функции муз. цитат в трагедии А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери”)» , 2003); лирике, эпосу и автометаописательной прозе нач. ХХ в. (« ”Жест смысла”: Инвариантные структуры ритма как семантический принцип поэмы М.Цветаевой “Молодец” », 1996; « Мистификация в творч. автобиографии (Марина Цветаева – Андрей Белый) », 1999; « Стопа в русской силлаботонике: К проблеме “Иванов-стиховед и Иванов-стихотворец” », 2010; «”Экспериментальная эстетика” Андрея Белого и проблема герменевтики стиха », 2011); лирике поэтов втор. пол. ХХ в. (« Лирика Андрея Битова» , 2007). Ряд работ посвящ. проблеме соотношения имманентной и сформулированной поэтики (« Проблема поэтич. эквивалентности в русской лит-реXVIII в. (две редакции “Россияды” М. М. Хераскова )», 2004; « Реформа русского стиха: теория и практика. Позиция Тредиаковского », 2004; и др.).

В нач. 2000-х Х. напис. свыше 90 стиховедч. статей для «Российского гуманитарного энц. словаря» (2002) и энц. «Три века СПб. Осьмнадцатое столетие» (2001). В то же вр. опубл. перв. монография Х. (« Поэтика Олега Григорьева », 2002), ставшая одновременно и первым научн. исследованием лирики поэта петерб. андеграунда. В 2008 вышла втор. монография – « Условия ритма: Историко-типологич. очерки русского стиха », в кот. предложена концепция ист. типов развития русского стиха. Она легла в основу докт. дис. Х. « Ритмическая композиция русского стиха: Ист. типология и семантика », защищенной в СПбГУ в 2009.

Во втор. пол. 2000-х науч. работа Х. направлена на возрождение традиций подготовки справочных изданий по русскому стиху XVIII–XX вв. – в первую очередь, метрико-строфических справочников и науч. словарей рифм. В 2007 при ИФИ СПбГУ Х. организован научно-практический семинар «Стиховедение». В рамках работы семинара подготовлены первые науч. описания метрики, строфики, ритмики и рифмы петерб. поэзии XVIII–XX вв. («Петерб. стихотворная культура: Мат-лы по метрике, строфике, ритмике петерб. поэтов», 2008; «Петерб. стихотв. культура – II: Мат-лы по метрике, строфике, рифме петерб. поэтов», 2013). В кон. 2000-х – нач. 2010-х в рамках сотрудничества с ИЛИ РАН Х. предложены и практически реализованы концепции первого полного метрико-строфического справочника и первого науч. словаря рифм.

Второе направление науч. деятельности Х. связано с историей стиховедч. науки. В 1990-х – 2000-х Х. подгот. к печ. новые, испр. и доп. издания учебных пособий В. Е. Холшевникова «Основы стиховедения: Русское стихосложение» (3-е изд. – 1996, 4-е изд. – 2002) и «Мысль, вооруженная рифмами» (3-е изд. – 2005); опубл. переписку К. Ф. Тарановского с В. Е. Холшевниковым; выступила сост., автором вступ. статей и прим. к сб. стиховедч. статей Б. Томашевского (Томашевский Б. Избр. работы о стихе, 2008), а также сб. науч. работ по стихосложению М. Ломоносова (Словарь языка М. В. Ломоносова. Мат-лы к словарю. Вып. 1. Иссл. и мат-лы по стихосложению М. Ломоносова, 2010). Благодаря усилиям Х. в 2010 на филфаке СПбГУ была организована Междунар. науч. конф. «Отечественное стиховедение: 100-летние итоги и перспективы развития», приуроченная к 100-летию со дня выхода в свет монографии А. Белого «Символизм», положившей начало формированию новой стиховедч. парадигмы, и 100-летию со дня рождения В. Холшевникова. По мат-лам конф. составлен сб. статей («Отечественное стиховедение: 100-летние итоги и перспективы развития», 2010).

В обл. научн. интересов Х. входят и проблемы поэтики текста и культурологии. Разработке этих проблем посвящ. статьи 2000-х (« Женщина как источник социальной угрозы в русском романеXIX в. », 2002; « Имя кыси: сюжет, композиция, повествователь романа Т. Толстой “Кысь” », 2002; « ”Дон Кихот” против Дон Кихота в общественном романе М. Е. Салтыкова-Щедрина », 2005; и др.).

Докт. филол. наук, проф. СПбГУ.

Соч. : Пародия в тв-ве Н. А. Добролюбова // В мире Добролюбова. М., 1989; Поэтика пародийного текста (Ранний Чехов) // От Пушкина до Белого: Сб. СПб., 1992; «Жест смысла»: Инвариантные структуры ритма как семантический принцип поэмы М. Цветаевой «Молодец» // Wiener Slawistischer Almanach. Band 37. Wien, 1996; Мистификация в творч. автобиографии (Марина Цветаева – Андрей Белый) // Москва и «Москва» Андрея Белого. М., 1999; Ритм трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» // Онтология стиха: Сб. СПб., 2000; «Русские сонеты» А. С. Пушкина (К проблеме пушкинской строфики) // Пушкин и его современники: Сб. Вып. 3 (42). СПб., 2002; «Забытый смех» // Измайлов А. Кривое зеркало. Книга пародии и шаржа. СПб., 2002; Женщина как источник соц. угрозы в русском романе XIX в. // Язык – гендер – традиция. СПб., 2002; Имя кыси: сюжет, композиция, повествователь романа Т. Толстой «Кысь» // Традиционные модели в фольклоре, лит-ре, искусстве: Сб. СПб., 2002; Поэтика Олега Григорьева. СПб., 2002; Ошибка Сальери (О риторической функции муз. цитат в трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери») // Риторич. традиция и русская лит-ра. СПб., 2003; Реформа русского стиха: Теория и практика: Позиция Тредиаковского // Тредиаковский: К 300-летию со дня рожд. СПб., 2004; «Дон Кихот» против Дон Кихота в обществ. романе М. Е. Салтыкова-Щедрина // IBERICA. К 400-летию романа Сервантеса «Дон Кихот». СПб., 2005; Лирика Андрея Битова // Russian Literature. LXI (2007) IV; Стиховедч. наследие Б. В. Томашевского // Томашевский Б. Избр. работы о стихе. СПб.-М., 2008; Петерб. стихотв. культура // Петерб. стихотв. культура: Мат-лы по метрике, строфике и ритмике петерб. поэтов. СПб., 2008; Условия ритма: Ист.-типол. очерки русского стиха. СПб., 2008; Стопа в русской силлаботонике: К проблеме «Иванов-стиховед и Иванов-стихотворец» // Вячеслав Иванов: Мат-лы и иссл. Вып. 1. СПб., 2010; Тв-во М. И. Цветаевой // Лит-ра русского зарубежья (1920–40). СПб.-М., 2010; Словарь языка М. В. Ломоносова: Мат-лы к словарю. Вып. 1, 2. СПб., 2010; Испанские романсеро в русских переводах // Отеч. стиховедение: 100-летние итоги и перспективы развития. СПб., 2010 (совм. с О. Светлаковой); «Экспериментальная эстетика» Андрея Белого и проблема герменевтики стиха // Андрей Белый в изменяющемся мире: Мат-лы междунар. науч. конф. (25–30 нояб. 2010). Белград-М., 2011.

О. Лалетина

  • Хворостьянова Елена Викторовна