Лапченко Александр Федорович


ЛÁПЧЕНКО Александр Федорович [4.4.1939, Л.] - литературовед.

Окончил русское отд. филологич. фак-та ЛГУ (перевелся из МГУ) в 1970. С 1959 по 1962 работал на пред­приятиях Ухты (Коми АССР) и Л-да.

С 1970 - преподаватель ЛГУ. С 1970 по 1977 - ассистент фак-та русского яз. как иностран­ного. С 1977 по 1980 - аспирант кафедры истории сов. лит-ры филологич. фак-та ЛГУ (науч. рук. - д. ф. н. проф. Л. Ерошов). По окончании аспирантуры принят в штат кафедры истории сов. литры филологич. фак-та. С 1980 по 1987 - ас­систент, ст. преподаватель, доц. каф. истории сов. лит-ры. Читал осн. и спец. курсы, вел семинары по проблемам развития совр. русской сов. лит-ры. В 1984 защитил канд. дис. « Русская сов. социально-философская проза 70-х годов (Человек и земля в тв-ве В. Распутина, В. Ас­тафьева, С. Залыгина) ». На основе дис. выпустил кн. « Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х гг. (В. Распутин, В. Ас­тафьев, С. Залыгин) » (Л., 1985).

С июня 1987 (по дек. 2000) - сотрудник ИРЛИ; работал зам. директора по науке, курировал Отдел сов. лит-ры (Отдел новейшей русской лит-ры), РО, Лит. музей и Сектор взаимосвязей русской лит-ры с зарубежными лит-рами, руководил работой по международным связям ИРЛИ.

Гл. науч. труд Л. - монография «Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х гг. (В. Распутин, В. Астафьев, С. Залыгин)», ставшая, по существу, первым по-настоящему удачным опытом объективного и серьезного науч. анализа русской «деревенской прозы». Л. опирается на разработанную Л. Гинзбург концепцию, согласно кот. ключевую роль в поэтич. мире каждого писателя играет создаваемая им оригинальная концепция человека - т.н. мировоззренч. доминанта, организующая единство образа героя (см.: Гинзбург Л. О лит. герое. Л., 1979). Рассматривая произведения представителей «деревенской прозы», Л. стремится обнаружить эту доминанту - характерную для каждого из них концепцию человека - и выявить индивидуальные принципы ее худож. воплощения. Для Распутина такой основополагающей категорией становится, по мнению Л., память: «В художественной системе В. Распутина память, имеющая универсальное значение, отождествляется с самой правдой, в кот. заключен смысл и оправдание человеческого существования». Трактуя память как отправную точку распутинской нравственно-философской концепции человека, Л. прослеживает, как она находит последовательное воплощение в осн. повестях писателя. Для Астафьева гл. показателем духовности и самым существенным критерием нравств. оценки человека, по Л., является отношение к природе: «в зависимости от этого выстраиваются все остальные качества и свойства характера». Под этим углом зрения Л. рассматривает астафьевское повествование в рассказах «Царь-рыба». В смысловой структуре романов Залыгина доминирующее значение имеет, с точки зрения Л., историзм: «Выбирая для изображения переломные, крутые моменты истории русской деревни, писатель ставит своих героев перед обстоятельствами, требующими от них исторического творчества, личного и активного участия в совершающихся преобразованиях».

Наряду с науч. работой занимался переводами произ­ведений Андре Жида. Подгот. публ. в «Ежегоднике РО» (СПб., 1993).

Соч.: Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов (В. Распутин, В. Ас­тафьев, С. Залыгин). Л., 1985.

  • Лапченко Александр Федорович