Лапшин Игорь Петрович


ЛАПШИ́Н Игорь Петрович [15.1.1960, г. Кадиевка, Луганского р-на - 24.1.1997, СПб., похоронен в Колпино] - прозаик.

Отец - инженер Шахттреста, мать - украинка, техник-инженер. Дошкольное детство Л. прошло в Индии. Закончил кораблестроительный ин-т в Нико­лаеве, 13 лет работал в КБ Средне-Невского судостроительного з-да инженером-конструкто­ром. Жил в общежитии з-да в пригороде Л-да. В 1989 предпринял попытку поступить в моск. Лит. институт им. М. Горького, не прошел экз. В лит. портфеле Л. тогда лежало две повести. Одну из них в дек. 1988 так характеризовал В. Акимов: «…поражает умение автора не говоря ни о чем, сказать все же многое о самом слове, делая его гибким и многообразно выразительным. Умение камуфлировать бесконечными словесными гирляндами любой предмет и выражать им любое состояние - виртуозно. Само слово и сочетание слов и становятся в конечном итоге способом и предметом писания. При минимуме “информации” о том, что не стало словом и не служит слову. …автору доставляет несомненное удовольствие “беспредметная” игра сплетением теней и отражений, реминисценций и интонаций, демонстрация редкостной словесной эквилибристики». Л. испытывал патологическую тягу к разговорам о смерти; зная это странное пристрастие, друзья приносили ему трактат «Молот ведьм», энц. смерти «Хроники Харона» и др. книги подобной тематики.

Единственная прижизненная публ. Л. - новелла « Сочинение №... » (1993). Эта тонкая и вычурная вещь осталась вне внимания массового читателя, поскольку читать Л., по словам А. Пикача, это «блуждать по лабиринтам зеркал, находя потаенные мысли и разматывая сложнейшие пассажи». Одно из лучших произведений Л. « Пергамент » (первонач. - « Бесполезная поэма »). Речь идет о четырех животных: Черном Буйволе, Желтом Верблюде, Сером Осле и Белом Коне. Четверо верных друзей разбредаются по свету, чтобы, встретившись вновь, поведать друг другу о своих приключениях и о чудесных всадниках, кот. каждому из них довелось встретить. Очевидно, что речь идет о четырех религиях и о четырех носителях веры. Рассказу предпослан эпиграф из В. Хлебникова: «На свете потому так много зверей, что они умеют по-разному видеть Бога». Об этом произведении Б. Хосид писал: «Эта пограничная вещь между светской и духовной литературой. Ее уникальность состоит в том, что Игорь художественным языком описывает Бога и делает это с точки зрения разных религий. Поражает, если можно так выразиться, верность их ощущения… Однако мне думается, что его художественный, творческий, писательский метод познания Бога, то есть не традиционно религиозный (молитва и пост) не дал, расшириться его душе и телу, что бы воспринять такое знание. Священники постом и молитвой постепенно расширяют себя, как сосуд, вместилище Бога. А Игорь, написав “Пергамент” и тем самым совершив духовный, но дерзновенный подвиг, надорвался, что, кажется, и явилось причиной столь раннего ухода… Если дальше говорить о литературных достоинствах Игоря Лапшина, то текст его совершенен, язык его, красивый и неторопливый, уходит корнями в классическую русскую прозу. Но Лапшину не хватает уже сложившегося языка, и он где-то подправляет его своими окончаниями слов или другими литературными изысками, дабы не сбивалась какая-то древняя восточная мелодия, звучавшая в его душе. Эта мелодия и есть та красная нить, вокруг которой сотканы его произведения, насыщенные красотой этики и письма».

Соч .: Сочинение №... // Васильевский о-в (альм.). 1993. № 1; Сочинения: Сб. философских эссе. СПб., 1998; Сочинение №... // Сев. Аврора. 2006. № 3.

Лит .: Николаев С. Между Сциллой жизни и Харибдой искусства // Сочинения. СПб., 1998; Ахматов А. Неск. слов о Лапшине // Там же; Окунь М. Автор повести «Вина» // Там же; Хосид Б. Мой Игорь Лапшин // Там же; Акимов В. О рукописи И. Лапшина «Сочинение №...» (Апокастасис) // Там же; Пикач А. Оборванное эхо // Там же; Ахматов А. Размышления о совр. прозе (О тв-ве Игоря Лапшина и не только) // Срез: Сб. лит.-критич. ст. СПб., 2001.

А. Ахматов

  • Лапшин Игорь Петрович