Ларри Ян Леопольдович


ЛÁРРИ Ян Леопольдович [15(3).2. 1900 , Рига Лифляндской губ. - 18.3. 1977 , Л-д] - детский писатель , фантаст .

Родился в семье рабочих, латышей. Относительно места рождения Л. существует неясность. Согласно мн. энциклопедиям и справочникам, он родился в Риге, но в автобиографии писатель указывает Подмосковье, где в то время работал его отец. Автобиографич. заметку Л. см. в кн. «Редактор и книга» (1963, вып. 4). Осиротев в девятилетнем возрасте, Л. долгое время бродяжничал. Из детского приюта, куда его пытались устроить, сбежал. Работал «мальчиком» в трактире, был учеником часовщика. Затем жил в семье педагога Доброхотова, экстерном сдал экзамены за курс гимназии. Снова скитался по России. Во время Первой мировой войны призван в царскую армию. После Октябрьской революции перешёл на сторону красных, в Красной армии воевал в Гражданскую войну. Дважды перенес тиф.

После революции впервые приехал в Пг., пытался поступить в ун-т, безуспешно. Спустя неск. лет получил высшее образование на биологич. фак-те Харьковского ун-та (по др. источникам - ЛГУ, 1931?). После демобилизации оказался в Харькове, где устроился в газ. «Молодой ленинец». С 1923 активно выступал как журналист, в 1926 в харьковских изд-вах вышли его перв. кн. - « Украдена Краiна » и « Грустные и смешные истории о маленьких людях », адресованные детям. В том же 1926 переехал в Л-д, где продолжал журналистскую работу - служил секретарем в ж. «Рабселькор», работал в газ. «Лен. правда». Печ. в газ. Л-да и Новгорода.

Перв. худож. произведения Л. начали выходить в 1920-х, науч. фантастика - в нач. 1930-х. Член СП с 1928. Перспективный детский прозаик, тяготеющий к сказочно-фантастич. форме, он много печ. в 1930-е. Вышли кн. « Пять лет » (1929, в соавт. с А. Лифшицем), « Окно в будущее » (1929), « Как это было » (1930), « Записки конноармейца » (1931). Позже в автобиогр. заметках Л. пис.: «Вокруг детской книги лихо канканировали компрачикосы детских душ - педагоги, “марксистские ханжи” и другие разновидности душителей всего живого, когда фантастику и сказки выжигали каленым железом... Мои рукописи так редактировали, что я и сам не узнавал собственных произведений, ибо, кроме редакторов книги, деятельное участие в исправлении “опусов” принимали все, у кого было свободное время, начиная от редактора издательства и кончая работниками бухгалтерии... Все, что редакторы “улучшали”, выглядело настолько убого, что теперь мне стыдно считаться автором тех книжек».

В 1931 напис. сценарий фильма «Человек за бортом» (в соавт. с П. Стельмахом). Тогда же в Лен. обл. изд-ве вышла повесть-утопия Л. « Страна счастливых », где он выразил собств. взгляды на ближайшее будущее коммунизма . Имя Л. на неск. лет оказалось под запретом, ибо в «Стране счастливых» он излагал не столько марксистский, сколько романтико-идеалистич. взгляд на коммунистич. будущее - отвергая тоталитаризм и лживость соц. программ, показывая начало экспансии в космос, он наряду с этим моделировал возможность глобальной катастрофы, связ. с истощением мировых энергетич. запасов. Светлый образ завтрашнего дня был «омрачен» предполагаемыми проблемами, порожденными человеч. деятельностью. В повести обнаруживала себя и более явная крамола: в облике мнительного, коварного упрямца Молибдена явно прочитывался намек на Сталина. Критику на «Страну счастливых» см.: Журнал РОСТ. 1932. № 1. Травля повести оказалась столь тяжелой для Л., что он принял решение уйти из лит-ры. Устроился во Всесоюзный НИИ рыбного хозяйства, закончил аспирантуру при НИИ. Работал директором рыбного з-да. Только время от времени писал для лен. газ.

Случай изменил судьбу Л.: С. Маршак предложил изв. географу и биологу акад. Л. Бергу, под началом кот. служил Л., написать научно-популярную кн. для детей, кот. должна была быть облечена в форму увлекательной фантастич. истории. Эту задачу Берг переадресовал Л. Над « Необыкновенными приключениями Карика и Вали » Л. работал быстро и увлеченно. В фантастико-приключенч. форме повесть знакомила юного читателя с основами энтомологии. В ней брат и сестра Карик и Валя становятся маленькими и путешествуют в мире насекомых. Прием «уменьшения» позволил писателю показать мир насекомых как поразительную, экзотич. страну, наполненную чудесами и чудовищами. Однако в этой увлекательной истории «компрачикосы детских душ» усмотрели надругательство над могуществом сов. человека. В одной из «внутренних» рец. «Детиздата» звучало: «Неправильно принижать человека до маленького насекомого. Так вольно или невольно мы показываем человека не как властелина природы, а как беспомощное существо... Говоря с маленькими школьниками о природе, мы должны внушать им мысль о возможном воздействии на природу в нужном нам направлении». И только вмешательство влиятельного Маршака решило судьбу произведения: в февральском номере ж. «Костер» за 1937-й появились перв. главы повести в авторской ред. В том же году «Необыкновенные приключения» вышли отд. кн. в «Детиздате». В 1940-м последовало второе, испр. автором изд. с илл. Г. Фетингофа. Кн. восторженно встретили читатели, она неоднократно переизд., в 1987 появилась ее двухсерийная телеверсия с Вас. Ливановым в гл. роли. В 1939 выпустил детскую кн. « Загадка простой воды », напис. в том же научно-популярном русле.

В 1940 напис. сатирич. роман « Небесный гость », главы кот. в дек. 1940-го начал отправлять в М. на имя Сталина. С перв. главами было письмо: «Дорогой Иосиф Виссарионович! Каждый великий человек велик по-своему. После одного остаются великие дела, после другого - веселые исторические анекдоты. Один известен тем, что имел тысячи любовниц, другой - необыкновенных Буцефалов, третий - замечательных шутов. Словом, нет такого великого, который не вставал бы в памяти, не окруженный какими-нибудь историческими спутниками: людьми, животными, вещами. Ни у одной исторической личности не было еще своего писателя. Такого писателя, который писал бы только для одного великого человека. Впрочем, и в истории литературы не найти таких писателей, у которых был бы один-единственный читатель... Я беру перо в руки, чтобы восполнить этот пробел. Я буду писать только для Вас, не требуя для себя ни орденов, ни гонорара, ни почестей, ни славы. Возможно, что мои литературные способности не встретят Вашего одобрения, но за это, надеюсь, Вы не осудите меня, как не осуждают людей за рыжий цвет волос или за выщербленные зубы. Отсутствие талантливости я постараюсь заменить усердием, добросовестным отношением к принятым на себя обязательствам. Дабы не утомить Вас и не нанести Вам травматического повреждения обилием скучных страниц, я решил посылать свою первую повесть коротенькими главами, твердо памятуя, что скука, как и яд, в небольших дозах не только не угрожает здоровью, но, как правило, даже закаляет людей. Вы никогда не узнаете моего настоящего имени. Но я хотел бы, чтобы Вы знали, что есть в Ленинграде один чудак, который своеобразно проводит часы своего досуга - создает литературное произведение для единственного человека, и этот чудак, не придумав ни одного путного псевдонима, решил подписываться Кулиджары...». Сюжет повести прост: в районе Лен. обл. приземляется космич. корабль, Землю посещает пришелец с Марса, где, как выясняется, «советское государство существует уже 117 лет». Рассказчик, выполняющий функции гида, знакомит инопланетянина с жизнью в СССР. Все повествование представляет собой серию диалогов марсианина с представителями различных соц. слоев - писателем, ученым, инженером, колхозником, рабочим. Напр., о газетах: «А скучноватая у вас жизнь на Земле. Читал, читал, но так ничего и не мог понять. Чем вы живете? Какие проблемы волнуют вас? Судя по вашим газетам, вы только и занимаетесь тем, что выступаете с яркими, содержательными речами на собраниях да отмечаете разные исторические даты и справляете юбилеи. А разве ваше настоящее так уж отвратительно, что вы ничего не пишете о нем? И почему никто из вас не смотрит в будущее? Неужели оно такое мрачное, что вы боитесь заглянуть в него?». Далее посланец Марса узнает об ужасающей бедности страны, причиной кот. является «гипертрофическая централизация всего нашего аппарата, связывающая по рукам и ногам инициативу на местах», о бездарности и бессмысленности большинства законов, о том, как выдумываются «враги народа», о трагич. положении крестьянства, о ненависти большевиков к интеллигенции и о том, что во главе большинства учебных заведений и научных учреждений стоят люди, «не имеющие никакого представления о науке». С пронзительной прямотой автор сообщает о развале культуры: «Большевики упразднили литературу и искусство, заменив то и другое мемуарами да так называемым “отображением”. Ничего более безыдейного нельзя, кажется, встретить на протяжении всего существования искусства и литературы. Ни одной свежей мысли, ни одного нового слова не обнаружите вы ни в театрах, ни в литературе». При этом в тот момент Л. не был ярым антисоветчиком: он почти верил в то, что Сталин пребывает в неведении относительно творящихся в стране безобразий. Госбезопасности не составило большого труда разоблачить наивного анонима: через четыре месяца после получения перв. письма НКВД удалось отследить отправителя. В апр. 1941 после 7 отправленных глав Л. был арестован. В обвинительном заключении говорилось: «Посылаемые Ларри в адрес ЦК ВКП(б) главы этой повести написаны им с антисоветских позиций, где он извращал советскую действительность в СССР, привел ряд антисоветских клеветнических измышлений о положении трудящихся в Советском Союзе. Кроме того, в этой повести Ларри также пытался дискредитировать комсомольскую организацию, советскую литературу, прессу и другие проводимые мероприятия Советской власти». 5 июл. 1941 судебная коллегия по уголовным делам Лен. городского суда приговорила Л. к лишению свободы сроком на 10 лет с последующим поражением в правах сроком на 5 лет (по ст. 58–10 УК РСФСР). Постановлением Судебной Коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 21 авг. 1956 приговор в отношении Л. отменен, дело прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления. Л. по данному делу реабилитирован.После освобождения и реабилитации вернулся к лит. труду, сотрудничал с детскими ж-лами, создавал детскую лит-ру. Напис. повести, вышедшие отд. кн.: « Приключения Кука и Кукки » ( 1961 ), « Записки школьницы » ( 1961 ). Одной из посл. прижизненных публ. стала помещенная в ж. «Мурзилка» сказка « Храбрый Тилли: Записки щенка, написанные хвостом » (1970; илл. В. Чижова).

Членом КПСС не состоял. Проживал в Л-де по адресу: пр. 25-го Октября, д. 112, кв. 39.

Соч.: Грустные и смешные истории о маленьких людях. Харьков, 1926; Пять лет. Л., 1929(в соавт. с А. Лифшицем); Окно в будущее. Л., 1929; Как это было. Л., 1930; Записки конноармейца. Л., 1931; Страна счастливых: Публиц. повесть / Предисл. Глебова-Путиловского. Л., 1931; Записки школьницы: Повесть. Л., 1961; Удивительные приключения Кука и Кукки. Л., 1961; Храбрый Тилли: Записки щенка, написанные хвостом // Мурзилка. 1970. № 9–12; Необыкнов. приключения Карика и Вали: Научно-фантастич. повесть. М.-Л., 1937 (АСТ, 2011; Махаон, 2012).

Лит.: Никольская Т. Ларри Ян Леопольдович // КЛЭ. Т. 4. М., 1967; Мацуев Н. Русские сов. писатели. 1917–67. М., 1981; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Любарская А. «За гранью прошлых дней»: Заметки о Маршаке и его редакции // Нева. 1995. № 2; Ларри Ян Леопольдович // Энциклопедия фантастики / Под ред. В. Гакова . М., 1997; Российский гуманитарный словарь. М.-СПб., 2002; Фочкин О. Человек, открывший мир [Ян Леопольдович Ларри] // Читаем вместе. 2010. № 2.

Е. Харитонов
  • Ларри Ян Леопольдович