Ласкин Семён Борисович


ЛА́СКИН Семен Борисович [22.11.1930, Л-д - 8.4.2005, СПб.] - прозаик, драматург, сценарист.

Родители - врачи. Продолжая семейную традицию, Л. окончил 1-й Лен. мед. ин-т (1956), работал врачом в больнице им. Ленина и на скорой помощи в отд. реанимации (1956–73). Опубл. ряд науч. работ по кардиологии.

Автор 25 книг (вместе с переизданиями). Перв. лит. публикация - рассказ « Бужма » в ж. «Юность» (1963. № 11). Перв. книга - «Боль других» (М., 1967) включала одноименную (еще до выхода кн. экранизированную на телевидении) повесть и рассказы. Само назв. этой книги, как и некот. последующих («На линии доктор Кулябкин» , Л., 1986, экранизирована на ТВ), говорит о том, что мат-л для худож. тв-ва Л. во многом черпал в опыте врача. Однако он, по его собств. признанию, не хотел, чтобы его воспринимали исключительно как «докторского» писателя, стремясь к возможно более широкому охвату жизни. Так, среди героев его кн. рассказов «Голос» (Л., 1990) есть и учителя, и журналисты, и артисты, и, разумеется, врачи, и проблемы они решают общечеловеческие: профессиональный и нравств. долг, взаимоотношения с детьми, с коллегами, соседями по жизни и дорожными попутчиками. «Я сюжетный писатель», - говорил о себе Л., и действительно: описательные элементы, такие, как пейзаж, интерьер, словесный портрет персонажа не занимают в его прозе большого места, авторский замысел раскрывается прежде всего в действии, в поступках героев. Однако и о замысле здесь можно говорить скорее условно: сам автор не раз признавался, что никогда не работает по заранее составленному плану, что не знает, начиная рассказ, чем кончит его - персонажи подчас ведут себя неожиданно, сообразно логике своих постепенно проясняющихся характеров. Естественность, отсутствие малейших признаком заданности, какого-либо «насилия» автора над своими героями, определяли живость и динамизм прозы Л. - качества, неоднократно привлекавшие внимание работников кино и телевидения. Писал Л. и специально для кино, наибольшую известность получила картина «Дела сердечные» (Мосфильм, 1974, сценарий совм. с В. Куниным). Были поставлены худож. кинофильмы «На исходе лета» (Свердловская киностудия, 1979, сценарий совм. с Г. Рябкиным), «Доброта» (студия им. М. Горького, 1979). Телефильм «На исходе лета» удостоен гл. приза - «Золотой нимфы» - на конкурсе в Монте-Карло (1980). В более чем тридцати театрах страны, в т.ч. почти двадцать лет (1980–99) в петерб. Театре комедии, шла комедия Л. «Акселераты» , в десяти театрах, включая «Балтийский дом» в СПб. (1992–96) - комедия «Палоумыч». В различных театрах страны ставились пьесы «Был зимний вечер», «Не любящих Моцарта - не предлагать».

Успешно работал в лит-ре для детей. Юным читателям полюбились его повести «Саня Дырочкин - человек семейный» (1979) и «Саня Дырочкин - человек общественный» (1988). Юным читателям адресована и докум. повесть Л. «Главный доктор республики» , посвящ. Н. Семашко (Л., 1977).

В теч. мн. лет интересовался тв-вом художников русского авангарда, будучи предс. Совета Лен. дома писателей устраивал в его гостиных выставки забытых мастеров отеч. живописи, умерших и здравствующих в забвении и полузабвении. Их драматич. судьбы дали писателю мат-л для целого ряда произведений, созданных им в посл. годы жизни. Среди них выделяется «Роман со странностями» (1998), посвящ. талантливой художнице Вере Ермолаевой, погибшей в сталинских лагерях. Под «странностями», обозначенными в заглавии, подразумеваются прежде всего включенные в ткань повествования беседы с художницей при посредничестве медиумов-экстрасенсов. Это можно воспринимать и просто как экстравагантный худож. прием, однако автор в инт. и частных беседах неоднократно подтверждал, что подобные контакты (несмотря на весь его изначальный скепсис) действительно имели место.

О судьбе яркого и самобытного художника Василия Калужнина повествует появившийся неск. ранее «роман-воспоминание» Л. «Вечности заложник» (СПб., 1991), о жизни др. мастера - книга «Музыка во льду, или Портрет художника К. Кордобовского» (2000, совм. с сыном - писателем А. Ласкиным). Непреходящей заслугой Л. является открытие (во время посещения выставки самодеятельных художников в г. Кировске Мурманской обл.) одного из «русских Пиросмани» - народного художника-примитивиста Н. Макарова. Книга-альбом «Николай Макаров - художник святого сердца» включает, наряду с текстом Л. и репродукциями картин самоучки, ориг. воспоминания Макарова, его самобытные и выразительные письма к открывателю.

Неожиданным для многих было обращение Л. к пушкинистике. Докум. повесть «Версия» (в дополненной книжной публ. 1993 - «Вокруг дуэли» ), явившаяся результатом работы в отеч. архивах, переписки с зарубежными корр. и поездки в Париж, вводит в обиход мат-лы, хранившиеся у потомков Дантеса, писатель высказывает свои предположения относительно обстоятельств дуэли и смерти А. Пушкина. Во время обсуждения в ИРЛИ (Пушкинский Дом) работа Л. вызвала споры, получила неоднозначную оценку, однако историк культуры Н. Эйдельман счел возможным сопроводить своим послесл. ее журн. публикацию (Нева. 1992. № 6). Общение с учеными-филологами дало мат-л для посл. романа Л. - «И сказал Господь, говоря…» (Нева. 1995. № 9–10).

Посмертная лит. судьба Л. отмечена неск. событиями. В 2007 нар. артист России Иван Краско записал на радио «Петербург» цикл из девяти передач по рассказам Л. В 2010 театрал. фонд им. В. Акимова восстановил спектакль «Акселераты» в постановке петерб. театра Комедии (реж. Л. Лемке, реж. возобновления В. Котов). В 2013 опубликована сохранившаяся в архиве детская повесть из цикла о собаке Моте и семье Дырочкиных, в свое время отвергнутая изд-вом из-за необычности формы. В 2015 и 2016 годах были переизданы повести «Саня Дырочкин — человек семейный» и «Саня Дырочкин — человек общественный».

Около пятидесяти лет Л. практически ежедневно писал дневник. Дневник стал основой книги «Одиночество контактного человека» (М., 2019), составленной, снабженной «пояснительными текстами» и примечаниями его сына, писателя А. С. Ласкина. Составитель разбил дневник на главы, что позволило более рельефно представить главных героев и основные темы записей. Отдельные главы посвящены людям, которые во многом определили судьбу Л., — режиссеру И. Авербаху, писателям В. Аксенову, Г. Гору и Д. Гранину, глава — художественной жизни Ленинграда 1960–1990 гг., три главы — дружбе с петербургскими художниками. Издание по новому раскрыло автора дневника и вызвало новый интерес к его творчеству и биографии.

Произведения Л. переводились на немецкий, финский, эстонский, чешский и др. яз.

Соч .: Боль других: Повесть, рассказы. М., 1967; Эта чертова музыка: Рассказы. М., 1970; Абсолютный слух: Повести. Л., 1976; Гл. доктор республики: Рассказы о Н. А. Семашко. Л., 1977; Саня Дырочкин - человек семейный: Повесть. Л., 1979; Чужое прошлое: Повести и рассказы. Л., 1981; Роман со странностями. СПб, 1998; Музыка во льду, или Портрет художника К. Кордобовского. СПб., 2000 (в соавт. с А. Ласкиным); Мотя из семьи Дырочкиных. М., 2012.

Лит .: Гор Г. Предисл. // Ласкин С. Боль других. М., 1967; Исаенкова Г. Повесть, роман, рассказы (о кн. «Боль других») // Смена. 1967. 12 март.; Пономарев Н. Плата за компромисс: Премьера голубого экрана «На соломенном мосту» // Лен. правда. 1975. 8 июл.; Викторова К. Премьера нового года (о спектакле «Акселераты») // Лен. правда. 1981. 2 янв.; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Благодатов Н. Художник святого сердца // Час пик. 1996. 2 авг.; Золотоносов М. Явление «Макаров» // Моск. новости. 1996. № 45. 10–17 нояб.; Герман М. Неслыханная простота // Невское время. 1997. 18 нояб.; Спасов О. «Страна темна, а человек в ней светится…» // Невское время. 1999. 13 нояб.; Гельфман Л. Из медицины - в лит-ру: случай Ласкина // Народ мой. 2005. 28 апр.; Вольгуст Е. Александр Ласкин и его друзья // Алеф. 2018. № 3 (1087); Гулин И. / Новые книги: Выбор Игоря Гулина // Коммерсантъ Weekend. 2019. № 34. 11 нояб.; Плунгян Н. Красная гостиная на Воинова, 18: Дневники Семена Ласкина, его коллекция картин и мистический роман о художниках 1930-х // Colta. 2020. 1 апр. Арсеньева З. Писатель Александр Ласкин рассказал о новых книгах // Российская газета. 2020. 27 апр.

И. Фоняков, А. Оснас

  • Ласкин Семён Борисович