Лавренев Борис Андреевич
ЛАВРЕНЁВ (наст. фамилия Сергеев) Борис Андреевич [5(17).7.1891, Херсон - 7.1.1959, М., похоронен на Новодевичьем кладб.] - прозаик, драматург.
Родился в учительской семье. По материнской линии происходил из старинного казачьего рода. Окончил 1-ю Херсонскую мужскую гимназию, в 1909–15 учился на юридич. фак-те Моск. ун-та. Началом тв-ва сам Л. считал рассказ « Гала-Петер », напис. в 1916 на фронте (опубл. в 1924). Однако перв. рассказы Л. под фамилией Сергеев появились еще в 1910 в моск. газ. «Студенческая жизнь»: « Тобыло раннею весной.. .» (7 нояб.) и « Его смерть » (12 дек.). Тогда же Л. начал публ. и стих., но как поэт известен не стал. Писал для периодич. изд. многочисленные рец. и статьи.
После окончания ун-та, пройдя краткосрочные курсы воен. училища, в чине поручика артиллерии участвовал в Первой мировой войне. Во время Февральской революции был комендантом штаба рев. войск Моск. гарнизона, а затем адъютантом коменданта М. Октябрьская революция вызвала у него растерянность и смятение, в сент. 1918 Л. вернулся в Херсон. Но вскоре снова уехал в М.; работал в Наркомпроде, а с дек. 1918 находился в рядах Красной Армии. В янв. 1920 уехал на Туркестанский фронт и сразу был назначен воен. комендантом Ташкента, но пробыл на этой должности недолго, т.к. был арестован по подозрению в контррев. деятельности и полтора месяца провел под следствием. После оправдания был назначен зам. редактора фронтовой газ. и одновременно зав. лит. отделом «Туркестанской правды». С сер. 1920 работал в лит.-издательском отд. Политуправления Туркестанского фронта, преобразованного впоследствии в Военно-редакционный совет Туркфронта, с авг. 1921 - в ред. «Красноармейской газ.» (первоначальное назв. «Красной звезды»). Публ. рассказы и стих., статьи, рецензии, фельетоны, карикатуры и рисунки. Печ. не только под фамилией Л., кот. окончательно принял с 1922 (лит. псевд. стала фамилия одного из родственников писателя: «В литературе уже был один Сергеев-Ценский. Нужно было как-то дифференцироваться от него...»), но и под многочисленными псевд.: Бек, С. Натальский, Б. Наталия, Н. Борисов, Художник, Инцитатус, Антидюринг и др. ― Л. сотрудничал во мн. периодич. изд. Туркестана. Художник-график, за 4 года, проведенных в Ташкенте, выполнил около 1000 рисунков, плакатов, карикатур, обложек, заставок, заголовков, эскизов и т.п.
В дек. 1923 уехал из Ташкента в Пг., где его снова призвали на воен. службу, назначив секретарем Военно-науч. об-ва Пг. Воен. округа. 15 дек. 1924 демобилизовался и поступил на работу в Лен. гос. изд-во.
Перв. произведения Л., принесшие ему известность: повести « Ветер » (1924), « Сорок первый » (1926), « Рассказ о простой вещи » (1927), - посвящены событиям революции и Гражданской войны. «Сорок первый» - признанный шедевр Л., самое изв. (наряду с пьесой «Разлом») из его произведений. Это романтич. баллада о трагич. любви рыбачки Марютки, простой девушки, ушедшей сражаться за революцию, и поручика Говорухи-Отрока, интеллигентного офицера-белогвардейца. Одна из посл. постановок ― Моск. худож. театр им. А. П. Чехова (2008, реж. В. Рыжаков ).
Пафос рев. порыва проявился в особом лирико-патетич. стиле, переходящем в своеобразный «орнаментализм» (ритмич. склад, повышенная образность, вычурный и цветистый яз.): «Поздней осенью над Балтийским морем лохматая проседь туманов, разнузданные визги ветра и на черных шеренгах тяжелых валов летучие плюмажи рассыпчатой, ветром вздымаемой пены» («Ветер»). С романтич. восприятием жизни связано и тяготение Л. к исключительному, необычному, к выбору экзотич. обстоятельств и места действия.
Критика того времени приветствовала тв-во Л., который «не хотел видеть революцию будничными глазами» (З. Штейнман). Позднее, когда революционная романтика неск. утратила свою притягательность, Л. стали упрекать в том, что он наделил своих героев «лубочными мыслями», да и сами герои предстают как «раскрашенный лубок» (З. Штейнман). Но независимо от позиций критики произведения Л. 1920-х до сих пор хранят трепетный мир человеч. взаимоотношений и их трудную судьбу в XX в.
В иронич. романе-памфлете « Крушение республики Итль » (1925) Л. высмеял буржуазное устройство государства в сатирич. и одновременно фантастич. повествовании. Роман высоко оценил М. Горький. В то же время писатель продолжал развивать темы революции и Гражданской войны в повестях « Зеленый цвет » (1924) - о столкновении красноармейцев с басмачами у подножия Памира, « Происшествие » (1924) - о налете банд на украинские городки, « Полынь-трава » (1925) - о жестокости классовых битв, разлучающих влюбленных. В 1926 Л. выпустил сб. рассказов « Шалые повести », в кот. отразилось иронич. отношение автора ко времени нэпа, кот. резко контрастировало с недавним прошлым.
Большое место в тв-ве Л. занимала тема интеллигенции, ее отношения к народу, ее места в революции: повести « Седьмой спутник » (1928) - история прихода в революцию старого русского интеллигента, « Гравюра на дереве » (1928) - об искусстве и судьбе художника; произведение, проникнутое духом Л-да, поэтич. реминисценциями из Ф. Достоевского и в то же время сатирич. ядом против приспособленчества в искусстве.
Л. обращался в прозе к самым разным жанрам, но наиболее полно его художнич. индивидуальность раскрылась в драме. В 1925 он опубл. романтич. мелодраму « Мятеж » о белогвардейском восстании в Ташкенте в 1919, в 1926 - ист. драму « Кинжал » о декабристах.
Итогом творч. поисков драматурга стала драма « Разлом » (1928). В основу пьесы легли ист. события: переход легендарного крейсера «Аврора» (в пьесе прозрачно переименованного в «Зарю») в ночь на 25 окт. 1917 к Николаевскому мосту. Л. развил в драме две волновавшие его темы: участие флота в революции (к морской тематике Л. был неравнодушен всю жизнь: будучи еще гимназистом, он пытался поступить в Морской корпус в СПб., но не прошел по зрению) и взаимоотношения интеллигенции и революции. Название пьесы символично: «разлом» происходит и в семье Берсеневых (Берсенев - капитан «Зари»), и в сознании каждого героя пьесы, встающего по одну или др. сторону баррикады, и в жизни целой страны. «Разлом» был поставлен Театром Вахтангова в М. и БДТ в Л-де; он сразу стал классикой сов. драматургии.
В 1930-е Л. отдал дань романтике арктич. открытий (повесть « Большая земля» , 1935), писал о борьбе испанского народа против фашизма (повесть « Чертеж Архимеда », 1937; пьеса « Начало пути », 1938). Событиям 1914 писатель посвятил неоконченный роман « Белое и синее » (1934; был неодобрительно встречен критикой) и докум. повесть « Стратегическая ошибка » (1934), сюжетно дополняющую финальные главы 1-й части романа. Во втор. пол. 1930-х Л. писал рассказы о солдатах революции, моряках Красного флота.
С нач. Великой Отеч. войны Л. ушел на фронт добровольцем. Был воен. корр. центральных периодич. изд. на Балтике, на Севере, на Черноморье. Изд. сб. рассказов « Балтийцы раскуривают трубки » (1942). В 1943 опубл. героико-романтич. пьесу « Песнь о черноморцах », в 1945 - драму « За тех, кто в море! » (пьеса имела успех, мн. раз ставилась на театр. сцене).
Начиная с сер. 1940-х работал преимущественно как драматург (политич. драма « Голос Америки », 1950; пьеса « Лермонтов », 1953). Часто выступал как публицист по проблемам международной политики.
Экранизации посл. лет: 1974 - « Марина »; 1975 - « Рассказ о простой вещи »; 1986 - « Комендант Пушкин »; 2003 - « Срочный фрахт »; 2010 - « Око за око ».
Соч .: СС: В 6 т. М., 1982; СС: В 8 т. М., 1995; Сорок первый. М.: Вече, 2011.
Лит .: Шгейнман З. Навстречу жизни. Л., 1934; Вишневская И. Борис Лавренев. М., 1962; Старикова Е. Б. А. Лавренев // Лавренев Б. СС: В 6 т. Т. 1; Танакова Т. Я всегда буду любить революцию... // Лавренев Б. Ветер: Повести и рассказы. М., 1988; Леонов Б. Б. А. Лавренев // Лавренев Б. Гравюра на дереве. М., 1989; Казак В. Лексикон русской лит-ры ХХ в. М., 1996; Лавренев Борис Андреевич // Энц. фантастики / Под ред. Вл. Гакова . М., 1997.
В. Макашина