Лавренев Борис Андреевич


ЛАВРЕНЁВ (наст. фамилия Сергеев) Борис Андреевич [5(17).7.1891, Херсон - 7.1.1959, М., похоронен на Новодеви­чьем кладб.] - прозаик, драматург.

Родился в учительской семье. По мате­ринской линии происходил из старинного казачьего рода. Окончил 1-ю Херсонскую мужскую гимназию, в 1909–15 учился на юридич. фак-те Моск. ун-та. На­чалом тв-ва сам Л. считал рас­сказ « Гала-Петер », напис. в 1916 на фронте (опубл. в 1924). Однако перв. рассказы Л. под фамилией Сергеев появи­лись еще в 1910 в моск. газ. «Студен­ческая жизнь»: « Тобыло раннею вес­ной.. .» (7 нояб.) и « Его смерть » (12 дек.). Тогда же Л. начал публ. и стих., но как поэт известен не стал. Писал для периодич. изд. многочисленные рец. и статьи.

После окончания ун-та, пройдя кратко­срочные курсы воен. училища, в чине по­ручика артиллерии участвовал в Первой ми­ровой войне. Во время Февральской револю­ции был комендантом штаба рев. войск Моск. гарнизона, а затем адъютантом коменданта М. Октябрьская революция вызвала у него растерянность и смятение, в сент. 1918 Л. вернулся в Херсон. Но вскоре снова уехал в М.; работал в Наркомпроде, а с дек. 1918 находился в ря­дах Красной Армии. В янв. 1920 уехал на Тур­кестанский фронт и сразу был назначен воен. комендантом Ташкента, но пробыл на этой должности недолго, т.к. был арестован по подозрению в контррев. деятельности и полтора месяца провел под след­ствием. После оправдания был назначен зам. редактора фронтовой газ. и одно­временно зав. лит. отделом «Туркес­танской правды». С сер. 1920 работал в лит.-издательском отд. Политуправле­ния Туркестанского фронта, преобразованно­го впоследствии в Военно-редакционный совет Туркфронта, с авг. 1921 - в ред. «Крас­ноармейской газ.» (первоначальное назв. «Красной звезды»). Публ. рассказы и стих., статьи, рецензии, фельетоны, карика­туры и рисунки. Печ. не только под фа­милией Л., кот. окончательно принял с 1922 (лит. псевд. стала фамилия од­ного из родственников писателя: «В литерату­ре уже был один Сергеев-Ценский. Нужно бы­ло как-то дифференцироваться от него...»), но и под многочисленными псевд.: Бек, С. Натальский, Б. Наталия, Н. Бо­рисов, Художник, Инцитатус, Антидюринг и др. ― Л. сотрудничал во мн. периодич. изд. Туркестана. Художник-график, за 4 года, проведенных в Ташкенте, выполнил около 1000 рисунков, плакатов, карикатур, обло­жек, заставок, заголовков, эскизов и т.п.

В дек. 1923 уехал из Ташкента в Пг., где его снова призвали на воен. службу, назначив секретарем Военно-науч. об-ва Пг. Воен. округа. 15 дек. 1924 демобилизовался и поступил на работу в Лен. гос. изд-во.

Перв. произведения Л., принесшие ему известность: повести « Ветер » (1924), « Со­рок первый » (1926), « Рассказ о простой вещи » (1927), - посвящены событиям рево­люции и Гражданской войны. «Сорок пер­вый» - признанный шедевр Л., самое изв. (наряду с пьесой «Разлом») из его про­изведений. Это романтич. баллада о трагич. любви рыбачки Марютки, про­стой девушки, ушедшей сражаться за рево­люцию, и поручика Говорухи-Отрока, интел­лигентного офицера-белогвардейца. Одна из посл. постановок ― Моск. худож. театр им. А. П. Чехова (2008, реж. В. Рыжаков ).

Пафос рев. порыва проявил­ся в особом лирико-патетич. стиле, пе­реходящем в своеобразный «орнамента­лизм» (ритмич. склад, повышенная об­разность, вычурный и цветистый яз.): «По­здней осенью над Балтийским морем лохма­тая проседь туманов, разнузданные визги ве­тра и на черных шеренгах тяжелых валов ле­тучие плюмажи рассыпчатой, ветром вздыма­емой пены» («Ветер»). С романтич. вос­приятием жизни связано и тяготение Л. к ис­ключительному, необычному, к выбору экзотич. обстоятельств и места действия.

Критика того времени приветствовала тв-во Л., который «не хотел видеть ре­волюцию будничными глазами» (З. Штейнман). Позднее, когда революцион­ная романтика неск. утратила свою при­тягательность, Л. стали упрекать в том, что он наделил своих героев «лубочными мыслями», да и сами герои предстают как «раскрашен­ный лубок» (З. Штейнман). Но независимо от позиций критики произве­дения Л. 1920-х до сих пор хранят трепетный мир человеч. взаимоотношений и их трудную судьбу в XX в.

В иронич. романе-памфлете « Кру­шение республики Итль » (1925) Л. вы­смеял буржуазное устройство государства в сатирич. и одновременно фантастич. повествовании. Роман высоко оценил М. Горький. В то же время писатель про­должал развивать темы революции и Граж­данской войны в повестях « Зеленый цвет » (1924) - о столкновении красноармейцев с басмачами у подножия Памира, « Происше­ствие » (1924) - о налете банд на украин­ские городки, « Полынь-трава » (1925) - о жестокости классовых битв, разлучающих влюбленных. В 1926 Л. выпустил сб. расска­зов « Шалые повести », в кот. отрази­лось иронич. отношение автора ко вре­мени нэпа, кот. резко контрастировало с недавним прошлым.

Большое место в тв-ве Л. занимала тема интеллигенции, ее отношения к народу, ее места в революции: повести « Седьмой спутник » (1928) - история прихода в рево­люцию старого русского интеллигента, « Гра­вюра на дереве » (1928) - об искусстве и судьбе художника; произведение, проник­нутое духом Л-да, поэтич. ре­минисценциями из Ф. Достоевского и в то же время сатирич. ядом против приспособ­ленчества в искусстве.

Л. обращался в прозе к самым разным жанрам, но наиболее полно его ху­дожнич. индивидуальность раскрылась в драме. В 1925 он опубл. романтич. мелодраму « Мятеж » о белогвардей­ском восстании в Ташкенте в 1919, в 1926 - ист. драму « Кинжал » о декабри­стах.

Итогом творч. поисков драматурга стала драма « Разлом » (1928). В основу пье­сы легли ист. события: переход ле­гендарного крейсера «Аврора» (в пьесе про­зрачно переименованного в «Зарю») в ночь на 25 окт. 1917 к Николаевскому мосту. Л. развил в драме две волновавшие его темы: участие флота в революции (к морской тема­тике Л. был неравнодушен всю жизнь: будучи еще гимназистом, он пытался поступить в Морской корпус в СПб., но не про­шел по зрению) и взаимоотношения интелли­генции и революции. Название пьесы симво­лично: «разлом» происходит и в семье Берсе­невых (Берсенев - капитан «Зари»), и в со­знании каждого героя пьесы, встающего по одну или др. сторону баррикады, и в жизни целой страны. «Разлом» был по­ставлен Театром Вахтангова в М. и БДТ в Л-де; он сразу стал классикой сов. драматургии.

В 1930-е Л. отдал дань романтике арктич. открытий (повесть « Большая зем­ля» , 1935), писал о борьбе испанского наро­да против фашизма (повесть « Чертеж Ар­химеда », 1937; пьеса « Начало пути », 1938). Событиям 1914 писатель посвятил не­оконченный роман « Белое и синее » (1934; был неодобрительно встречен критикой) и докум. повесть « Стратегическая ошибка » (1934), сюжетно дополняющую финальные главы 1-й части романа. Во втор. пол. 1930-х Л. писал рассказы о солда­тах революции, моряках Красного флота.

С нач. Великой Отеч. войны Л. ушел на фронт добровольцем. Был воен. корр. центральных периодич. изд. на Балтике, на Севере, на Черноморье. Изд. сб. рассказов « Балтийцы раскуривают трубки » (1942). В 1943 опубл. героико-романтич. пьесу « Песнь о черноморцах », в 1945 - драму « За тех, кто в море! » (пьеса имела успех, мн. раз ставилась на театр. сцене).

Начиная с сер. 1940-х работал преимущественно как драматург (политич. драма « Голос Америки », 1950; пьеса « Лермонтов », 1953). Часто выступал как публицист по проблемам международной по­литики.

Экранизации посл. лет: 1974 - « Марина »; 1975 - « Рассказ о простой вещи »; 1986 - « Комендант Пушкин »; 2003 - « Срочный фрахт »; 2010 - « Око за око ».

Соч .: СС: В 6 т. М., 1982; СС: В 8 т. М., 1995; Сорок первый. М.: Вече, 2011.

Лит .: Шгейнман З. Навстречу жизни. Л., 1934; Виш­невская И. Борис Лавренев. М., 1962; Старикова Е. Б. А. Лавренев // Лавренев Б. СС: В 6 т. Т. 1; Танакова Т. Я всегда буду любить революцию... // Лав­ренев Б. Ветер: Повести и рассказы. М., 1988; Леонов Б. Б. А. Лавренев // Лавренев Б. Гравюра на дереве. М., 1989; Казак В. Лексикон русской лит-ры ХХ в. М., 1996; Лавренев Борис Андреевич // Энц. фантастики / Под ред. Вл. Гакова . М., 1997.

В. Макашина

  • Лавренев Борис Андреевич