Лаврухин Дмитрий


ЛАВРУ́ХИН Дмитрий (наст. Георгиевский Александр Исаевич) [1897 - 24.2.1939, Л-д] - прозаик.

Отец - трубачист, мать - крестьянка. До революции работал слесарем на ряде з-дов: Балтийском судостроительном, Адмиралтейском, Шлиссельбургском и др.

Член ВКП(б) с 1917. В составе красногвардейского отряда сражался против Колчака, под Гатчиной против Керенского, охранял Смольный. В 1918 плавал на канонерке «Смерч» Амурской флотилии, затем партизанил в Уссурийском крае, воевал в Забайкальске. Сидел в тюрьме у белых в Благовещенске, подвергался истязаниям. Из Красной Армии ушел по инвалидности.

По оконч. войны учился в Ком. вузе. Был членом «Кузницы». В дек. 1930 вместе с др. членами группы вошел в РАПП. Первые произведения Л. высоко оценил М. Горький и Р. Ролан.

Л. принадлежит неск. произведений, напеч. в ж. «Пролетарский авангард», «Ленинград», из кот. важнейшие - « Повесть в очерках », « По следам героя » (1930). При слабой сюжетной связи очерки, составляющие повесть, органически объединены общностью темы: соц. стройки и переделки человеч. мат-ла в процессе актив. участия в строительстве.

«По следам героя» является одной из удачных попыток показать рабочий класс в его многообразии. В центре внимания Л. - образ крепкого передовика-коммуниста, четко осознавшего необходимость «глядеть в оба, кругом, бдительно, как на вахте в непогодицу, в ночь», тип беспартийного активиста, старого производственника, заявляющего: «Мы и не в партии, а за нее стоим», и тип рабочего, связанного с деревней («крестьянская психология»). Л. выдвигал ряд актуальнейших по полит. остроте проблем: поднятия производительности труда, взаимоотношения рабочих со специалистами, взаимоотношения новых специалистов со старыми, междунар. связи пролетариев и пр. С особым вниманием Л. останавливался на проблеме борьбы нового со старым, показывая сложные социально-бытовые и психологич. коллизии, когда люди «спотыкаются», запутываются и все-таки преодолевают настроения «стороны» - эту «грязь старого общества». К недостаткам повестей Л. можно отнести излишнюю перегрузку в показе авторской лаборатории («завязки-развязки-миниатюры-темы-детали-факты-мелочи-замыслы»), целый ряд композиционных и экспериментаторских излишеств в области яз. Слишком увлекаясь поисками «блещущих и полных соков жизни слов», Л. нередко, по его собств. признанию, заставляет своих героев «стоять в нетерпении», «топтаться на месте» и «больше, чем надо, махать руками».

В 1931 «Изд-вом писателей в Ленинграде» изд. втор. книга Л. - « Речь по поводу » - сб. рассказов на темы совр. быта.

В посл. год жизни работал над романом «Хозяин», посвящ. 1930-м гг.

Соч .: По следам героев. Л., 1930; Речь по поводу. Портреты. Л., 1931; Я учился бороться. Л.-М., 1931; Невская повесть. Ч. 1. Л., 1934.

Лит.: Перцович Ю. [О романе «По следам героев»] // Звезда. 1930. № 3; Корелин Л. Очерк, беллетристика, публицистика // На лит. посту. 1930. № 3; Саянов В., Воронцов А. [О романе «По следам героев»] // Красная новь. 1930. № 5; Бахметьев Вл. По следам жизни // Пролетарский авангард. 1930. № 4; Амурский Д. Заметки о герое // Молодая гвардия. 1930. № 15–16; ЛЭ. М., 1932. Т. 6; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982.

Б. Брайнина

  • Лаврухин Дмитрий