Лазунин Игорь Анатольевич


ЛАЗУ́НИН Игорь Анатольевич [6.1.1975, Жданов] - поэт.

Отец - русский, инженер-конструктор; Мать - украинка, мед. работник. Получил среднетехническое образование в Мариупольском индустриальном техникуме (1990–94). Служил в Нац. гвардии Украины (1994–96). Работал сварщиком на металлургич. комбинате (1996–98). С 1998 проживает в СПб. Работает сварщиком в мостоотряде. Участник 25, 26 и 27 конф. Молодых писателей Северо-Запада. Член СП России с 2007. Зав. отделом поэзии альм. «Молодой Петербург».

Л. в дневнике отмечал, что, несмотря на то что стихи начал писать в отрочестве, серьёзное отношение к стихосложению сформировалось только после переезда в СПб. и знакомства с ЛИТО «Молодой Петербург» при СП России под рук. А. Ахматова. В 2000 последовала перв. публикация в альм. «Молодой Петербург», о кот. поэт и эссеист Е. Жабинковская в ст. «Осторожно: вход свободный!» заметила: «Л. один из интересных и перспективных авторов» (Молодой Петербург. 2000. Вып. 4). В последующ. годы Л. стал пост. автором этого альм., а так же др. сб. поэзии - «Приневье» (2002), «Посвящение Петербургу» (2003), «Всерусский собор» (2005), «День Поэзии» (2007), «Красивые вещи» (2009), « Аничков мост» (2010). Стихи и критич. ст. Л. неоднократно публ. в периодич. печати: ж. «Невский альм.», «Вокзал», «Аврора», «Сев. Аврора», в газ. «Гончарный круг», «Морская газ.», «Лит. Петербург» и др.

Перв. кн. Л. «Чужие сны» (2003) отличает подчёркнутый метафоризм и чуткая пристальность к реалиям окружающей жизни. Во вст. ст. А. Ахматов пишет: «А что, собственно, ассоциируется у читателя именно с питерской поэзией или, если хотите, с питерской школой? Классичность, т.е. традиционность формы, строгий подход к выразительным средствам, т.е. отсутствие китча, детализация, т.е. предметы даны крупным планом, и, наконец, некоторая холодность, т.е., иными словами, рассудочность: все признаки у Л., что называется, налицо. Он традиционен, как ритмически, так и в строфическом рисунке. Он весьма разборчив в лексике… поэт ощупывает рельеф окружающего мира своим духовным зрением, находя соответствия между различными его составляющими. Называя их, он как бы лепит их заново, а точнее, проявляет их в сознании читателя, как поводырь проявляет в сознании слепого окружающую действительность, описывая её». В «Чужих снах» ещё заметно влияние на Л. совр. поэтов-метафористов, но в отд. стих. («Смерть», «Азовское море», «Мушкетёрик» ) он выступает как сформировавшийся автор, со своей сложившейся морально-эстетич. платформой.

Появление в 2006 кн. стихов «Легкая атлетика» , являющейся совм. проектом Л. и поэта К. Пасечника, было отмечено поэтом Г. Горбовским: «Молодые лирики пишут от себя и о себе, т.е. о том, что более всего познали. Выбор их слов - не тривиален, не затёрт подошвами размеренного стихоплётства… Так что, читая их, не задохнешься от уныния…». В петерб. отд. СП кн. была встречена неоднозначно. Но в ст. «Скрестив, словно шпаги слова…», опубл. в газ. «Лит. Петербург» (2006. № 62), о Л. сказано: «…глобальных вещей Л. в своём творчестве не касается. Л. предпочитает свой лаз. Но это не значит, что он проигрывает. Его вселенная камернее, но и она иногда до боли пронзительна, когда он говорит: “И твоих коленей плохонькое чудо / я во сне не буду целовать, не буду…”, “…в эротизме Л. точно лидирует, причём его эротика обыденна, грубовата, но окрылённая образным мышлением запоминается надолго: «Вижу март изнуряющий зиму / И апрель, из которого ты / В расклешенной джинсовой корзине / Принесёшь наслажденья плоды”». В «Лёгкой атлетике» Л. предстаёт перед читателем как умелый метафорист («Воздух, как покойник, отрешённо-чистый», «Играет метель на перилах балкона…»), проникновенный лирик («Как лаврами, увенчаны июлем…», «Мы выпали из полусна…» ). Кропотливая работа с эпитетами и инверсиями делает его лирику фотографически точной, выпуклой.

О кн. стих. «Макет весны» (2010) гл. редактор альм. «Красивые вещи» Р. Круглов в ст. «Гнездовье ангелов» говорил, что «своеобразие творчества Л. обусловлено, прежде всего, неординарностью и новизной выразительных средств, реализующихся в рамках традиционного стихосложения. Лирический сюжет большинства стихотворений Л. строится по индуктивной схеме классической медитативной лирики, восходя от описания действительности, как правило ярко детализированного, к созерцанию поэтического универсума. В тексте присутствует буквализм логических построений, хотя воздействие на реципиента осуществляется, в основном, за счет мастерского использования тропов, в особенности мотивированных метафор. Формальная составляющая при этом неотъемлема от лирического содержания: силлабо-тонический стиховой строй, традиционная строфика и рифма функционируют непосредственно в качестве текстообразующего фактора, что лишний раз дает читателю возможность убедиться в неисчерпаемых возможностях традиционного русского стихосложения и силе таланта данного автора». В альм. «Молодой Петербург» А. Лебедев подчёркивает: «…самого по себе быта в стихах нет в принципе, поскольку такие стихи состоят из раздельных метафор, объединенных простым перечислением. А вот уже сама метафора, улавливающая скрытую связь всех вещей в мире и действующая тем более сильно, чем более далекие вещи соотносит, и является пресловутым переходом к космосу…».

Член СП России.

Соч.: Чужие сны: Стих. СПб., 2003; Лёгкая атлетика: Стих. СПб., 2006; День поэзии: Альм. СПб., 2007; Красивые вещи: Альм. СПб., 2009; Макет весны: Стих. СПб., 2010; Аничков мост: Альм. СПб., 2010.

Лит.: Жабинковская Е. Осторожно: вход свободный // Молодой Петербург. 2000. № 4; Ахматов А. Скрестив, словно шпаги слова… // Лит. Петербург. 2006. № 62; Круглов Р. Гнездовье ангелов // Красивые вещи. СПб., 2009; Лебедев А. Мортидо в лит-ре: Возвращение к истокам // Молодой Петербург. СПб., 2010.

А. Ахматов

  • Лазунин Игорь Анатольевич