Лебеденко Александр Гервасьевич
ЛЕБЕДЕ́НКО Александр Гервасьевич [21(9).6.1892, Черкассы ― 9.12.1975, Л-д] - прозаик.
Ученич. годы Л. совпали с событиями перв. русской революции, отзвуки кот. докатились и до уездного городка на Днепре, где родился и окончил гимназию будущий писатель. Позднее о детстве и юности Л. расскажет в романе « Первая министерская » (М., 1934). Серьезным испытанием для Л. станет Первая мировая война: в мае 1915 студент фак-та восточных яз. СПб. ун-та идет на фронт в кач-ве вольноопределяющегося и служит в артиллерийском дивизионе. Итогом мучительных размышлений о судьбах России стало участие в работе рев. комитетов и приход в 1918 в ряды Красной Армии. Л. был участником борьбы против Юденича, дважды подвергался аресту: 20 окт. 1918 по делу «бывших офицеров» (освобожден 27 окт. 1918), 14 янв. 1935 арестован и постановлением Особого совещания про НКВД СССР приговорен к высылке в Казахстан на 3 года. Реабилитирован в апр. 1995.
Лит. деятельность Л. началась во фронтовой печ., «Боевой правде», газ. 7-й армии. С 1920 по 1925 Л. работает в «Лен. правде» (ночной ред., зав. отделом, секретарь редакции). Человек широкого кругозора, влюбленный в свое дело газетчик, Л. много путешествовал. В период между 1923 и 1925 побывал в Турции, Китае, Маньчжурии, Монголии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Германии, Испании. В 1926 Л. принимает участие в перелете Амундсена, Эльсверта-Нобиле на дирижабле «Норвегия» (Европа–Шпицберген–Аляска). Впечатления Л. нашли отражение в очерках « Перелет Москва–Монголия–Пекин » (Л., 1925), « Как я летал в Китай » (Л., 1926), « На полюс по воздуху » (М.-Л., 1927) и мн. др.
Востоковед по образованию, пишет книгу для детей « Индия, Индия », неск. кн. о Китае (« Четвертая пуля Ли Сяна »). Его кн. об Индии и Китае и такие книги, как « Пожар в Испании », « Крестовый поход », были заметным явлением в тогдашней детской лит-ре. В них умело сочетались увлекательная форма изложения с насыщенностью подлинно науч. мат-лом. Худож. достоинства книг Л. для детей отметил К. Федин, оценивший в них «сжатую собранность формы».
Важной вехой на творч. пути писателя стала повесть « Восстание на „СвятойАнне” » (М.-Л., 1930), где поставлены мн. проблемы, ставшие гл. в романе « Тяжелый дивизион » (Л., 1932) и « Лицом к лицу » (Л., 1957).
Роман «Тяжелый дивизион» свидетельствовал о творч. возмужании автора. Манера автора показывать события «изнутри», с их будничной стороны, в значительной степени определила своеобразие стиля писателя, чуждого громкой фразе, риторике. У писателя скромная, сдержанная манера повествования. К тому времени, когда вышел «Тяжелый дивизион», лит-ра о Первой мировой войне исчислялась мн. романами и повестями. Писатель не повторил своих предшественников. Выступая с докладом о худож. прозе лен. писателей в авг. 1934, К. Федин отметил, что война нашла среди прозаиков Л-да своего нового художника - Л., который ввел в свой роман мн. нового, малоизвестного материала. Особо удачными Федин считал батальные сцены, картины распада и поражения царской армии. Связав тему войны с темой революции, писатель развернул достоверную картину прозревания народа на войне, революционизирования солдатской массы и ее перехода на позиции большевиков после Февраля. Психологически правдиво в романе дана эволюция прапорщика Андрея Кострова. Война с ее противоречиями, поражениями русских войск, боями, атаками, трудным бытом миллионов людей в серых шинелях показана Л. через сознание честного русского интеллигента. Война заставляет Кострова посмотреть на мир не «с башни благополучия, а из глубин человеческого моря, простого, из плоти и крови». С горькой иронией вспоминает Костров рассказы о войне полковника Келлера в духе красочных картин Ф. Купера и Г. Эмара. На фронте Андрей приходит к выводу, что «война это жизнь, полнокровная жизнь миллионов людей, только в других условиях, по-другому». Отбирая из перв. воен. впечатлений самое главное, Андрей рассказывает своим родственникам в Горбатове не о героических подвигах, а о тяжелых боях, о ночном картеже, о контузиях... Гл. для Л.-художника - реалистическое изображение будней войны. Роман изобилует сценами, рисующими фронтовой быт, переходы, ночевки солдат, офицерские романы и кутежи, повседневную жизнь солдат и офицеров. Суровая жизнь тяжелого батальона показана с большим знанием дела, с массой любопытнейших деталей, бытовых и психологич.
Роман «Тяжелый дивизион» лежит в русле русской лит. традиции, прежде всего традиции Л. Толстого. От русского классика писатель воспринял метод срывания «всех и всяческих масок» (напр., главы «Брест», «Поставь!», главы о привилегированном госпитале). Пристальное внимание писателя к внутреннему миру героев идет также от Толстого. В 1930-е отд. критики называли Л. «советским Ремарком». Однако такое определение не соответствует ни замыслу сов. писателя, ни его худож. воплощению.
Горький не был знаком с Л., но знал и ценил его кн. «Тяжелый дивизион». Летом 1935 группа руководителей партизанского движения побывала в гостях у Горького. Память Г. Шелеста сохранила горьковскую оценку: «Есть вот хороший писатель Александр Лебеденко. Он написал „Тяжелый дивизион”. Замечательное произведение <…> Книга написана сердцем, и вам неплохо бы встретиться с такими писателями и рассказать им все, что пережили. Советую вам прочесть эту книгу».
После завершения «Тяжелого дивизиона» Л. задумывает новый роман « Лицом клицу », повествующий о Пг. 1918–19 (1-е изд. - Л., 1957). В новом романе - переплетение человеч. судеб, столкновение зачастую противоположных интересов, взглядов, точек зрения на события, сложные процессы, происходящие в сознании мн. героев. Из всего этого складывается достоверная картина жизни Пг. 1918–19, когда лицом к лицу в схватке столкнулись два мира. Писатель рисует жизнь Пг. не с парадной, а с будничной стороны. Бытовой мат-л не превращается в привесок, отяжеляющий повествование и имеющий только ист. интерес. Он необходим писателю. Картина жизни создается описанием самых разных сторон жизни революционного города - обыски, офицерские заговоры, суровый героич. быт людей революции. Позиция и пути интеллигенции волнуют писателя, на перв. план выдвигается проблема выбора и сложность ее решения русской интеллигенцией.
Критика откликнулась на выход в свет романа «Лицом к лицу» ст. В. Герасимовой «Неизбежная победа» (Новый мир. 1957. № 11), Е. Катерли «Страницы борьбы» (Звезда. 1957. № 11), А. Тамарченко «Страницы истории» (Лен. альм. 1957. № 13). Критики отметили актуальность и проблемность произведения, ист. точность в воссоздании сложнейшей эпохи, убедительность образов гл. героев. Вместе с тем были отмечены и просчеты писателя (необязательность отд. эпизодов и отд. второстепенных и эпизодических героев, излишние подробности, некот. витиеватость речи).
В 1960–70-е напис. ряд повестей и романов, среди них повесть « Зоя Сергеевна », роман « Шелестят паруса кораблей » и др. произведения.
Член СП СССР.
Соч.: СС: В 3 т. / Предисл. Г. Холопова. Л., 1978–79; Восстание на «Святой Анне». Л., 1930 и др. изд.; Тяжелый дивизион. Л., 1932 и др. изд.; Книга о Беломорканале. М., 1934; Книга о челюскинцах. М., 1934; Лицом к лицу. Л., 1957; Ошибка в пути: Повести. М.-Л., 1962; Дом без привидений. Л., 1963; Первая министерская. Л., 1963 и 1967; Шелестят паруса кораблей. Л., 1974.
Лит.: Филатова А. Александр Лебеденко // Звезда. 1972. № 3; Бахтин В. М. Горький о «Тяжелом дивизионе» // Нева. 1974. № 6; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982.
А. Филатова