Лебедев Алексей Алексеевич
ЛЕ́БЕДЕВ Алексей Алексеевич [14(1).8.1912, Суздаль - 14.11.1941, район о. Кери (Балтийское море)] - поэт.
Отец - юрист, служил адвокатом. Мать - учитель, преподавала русский яз. и лит-ру. После Суздаля семья некот. время жила в Костроме, с 1927 в Иванове. В Иванове Л. печ. перв. стихи. С детства мечтая о море, после окончания девятилетки Л. отправляется на Север, в Заполярье, где в теч. 3 лет служит сначала юнгой, затем матросом на торговых и рыболовных судах. Вернувшись в Иваново, учится в индустриальном техникуме на строительном отд. По окончании в 1933 призван на действительную службу и направлен в Кронштадт, в школу радистов. Здесь окончательно созревает решение Л. посвятить себя флоту. В 1936 подает рапорт и получает направление в Высшее военно-морское училище им. М. Фрунзе, кот. закончил в 1940.
Годы учебы были особенно яркими в жизни Л. Он активно печ. в ж. «Краснофлотец», газ. «Красный Балтийский флот», многотиражной газ. «Фрунзенец». В училище примкнул к ЛИТО, кот. рук. поэт Вс. Азаров. На судьбу Л. повлияла встреча с лидером объединения молодых лен. поэтов А. Гитовичем. В 1939 вышла перв. кн. стихов Л. « Кронштадт ». В этом же году курсант Л. принят в СП. Второй сб. - « Лирика моря » - вышел в год окончания училища (1940). Во время финской кампании Л. был одним из первых в училище, кто подал рапорт о направлении в действующий флот. Командование удовлетворило его просьбу, и поэт участвовал в войне в качестве штурмана-стажера на эсминце «Ленин». Здесь создал цикл новых стихов.
Жизнь русского флота, его история и настоящее, романтика морской службы и будни моряков, наполненные трудом, кодекс чести русского офицера и идеалы, сформированные сов. реальностью,- все это составляет содержание перв. двух прижизненных сб. Л. и не вошедших в них поэтич. циклов 1940 и 1941. Стихи изобилуют реалиями флотской жизни, о чем говорят уже назв.: «Строевая подготовка», «Держать корабль на курсе», «Ремонт шлюпки», «Одежда моряка» и т.д. Для поэта, умело сочетающего пафос и простоту, образность и конкретность, в самих «вещественных» подробностях жизни моряка, морского офицера было заключено немало символического и исторического, будь то «ценимая особо» роба «на белой парусине» (« Одежда моряка ») или специальная таблица - обязательное пособие по артиллерии, входившее в программу подготовки командира флота, исполненная в духе «науч.» поэзии М. Ломоносова. « Артиллерийская таблица » - одно из самых известных стих. Л. - звучит торжественно и весомо: «Но всякий раз мы на пути удачи / С собою книжку тонкую берем, / Рассчитанную методом Сиаччи / Подругу управляющих огнем».
Среди лит. учителей Л. критики называли Н. Гумилева и Н. Тихонова; у них он учился изображению сильного волевого характера, особенной, мужественной музыке стиха, точности детали, сплавляя это с личным поэтич. и человеч. опытом. Лирика Л. подкупает искренностью, открытостью чувства и вместе с тем мужественной сдержанностью: «Вот стол и стопка милых книг / Кровать под серым одеялом / И на стене военный бриг / В боренье с океанским шквалом» (« Отдых на базе »). Кн. стихов имели большой успех, по словам современника, «разошлись моментально» (М. Волков).
Одной из гл. в предвоен. тв-ве Л. была тема героич. прошлого русского флота. Лучшее в этом ряду - « Смерть Нахимова», «Памятник», «Компасный вал ». Не раз говорится в стихах Л. о создателе флота Петре I, о перв. победах русских моряков, о героях Ханко, о битвах при Синопе и Наварине, об обороне Севастополя в 1854-55, о бесстрашных русских флотоводцах и мореходах, тех, кто «доблестно и прямо, / Форштевнем разрубив струю, / В боях Гангута и Гренгама / Стоял за Родину свою». Поэт создал вполне монументальные образы, овеянные высокой юношеской романтикой, искренней мечтой о героическом, что стало особенно актуальным в молодой поэзии кон. 1930-х. Во мн. стихах Л. 1940 звучит мотив готовности к жертве во имя родины - типичная форма выражения гражданского идеала «юношей 1941» («...бороться так, как Матюшенко, / И умирать, как умер Шмидт»). Это общечеловеческое, а не только флотское содержание поэзии Л. отметил Н. Тихонов в очерке о тв-ве и личности поэта-мариниста: «...перед нами раскрывается морской мир, но раскрывается не как самоцель, а громадная область человеческой деятельности...».
С перв. дней Великой Отеч. войны Л. - на боевых кораблях Балтики. Перед тем как назначить его штурманом на минзаг Л-2, ему предложили работу в штабе. Л. откажется: «Я штурман, и если пойду в штаб, то и стихов писать не смогу. Мое место на боевом корабле». Поэт-подводник писал свои стихи как дневник, бережно, день за днем, фиксируя воен. будни моряков. Глав. темы - тяжелый труд воина, героизм, который стал повседневной реальностью, победа, в которой никто не сомневался с первых дней войны. Одн. из важных тем поэзии Л., как и всей русской поэзии 1941–45, стала тема смерти. О ней Л. писал и раньше, и, как у мн. молодых поэтов, в предвоенные годы она ставила точку в судьбе. В годы войны в стихах Л. мотив гибели за родину и смерти как таковой получает развитие, переход по сути, в просветленный трагедией мотив бессмертия. Об этом поэт говорит с суровой простотой. Так, в стих. « На дне » трагич. картина, намеченная точными реалистическими мазками («Лежит матрос на дне песчаном / Во тьме зелено-голубой...») вырастает в высокий символ бессмертия человеческого духа, подвига «ради жизни на земле». Профессия обязывала Л. смотреть в лицо правде военной реальности, и в стих. « Тебе », написанном в авг. 1941, обращаясь к любимой, поэт говорит о возможной гибели («И если пенные объятья / Нас захлестнут в урочный час...»), но не отрекается от любви к морю, - его «могиле и купели». Строки оказались пророческими. 11 нояб. в посл. письме из Кронштадта в Л-д Л. пишет: «Через пару часов я уже буду далеко. Вернусь или нет - не знаю...». Подводная лодка Л-2 из похода не вернулась. Она шла в составе конвоя, следовавшего на Ханко для эвакуации гарнизона. При форсировании минного заграждения противника Л-2 дважды подорвалась на мине и через час после второго взрыва затонула. Уцелели 3 чел. Лейтенант Л. отдал свой спасательный жилет оказавшемуся вблизи краснофлотцу. Нравств. программа, заявленная в стихах поэтами предвоен. поколения, была полностью реализована ими в жизни. Гибель штурмана и поэта Л. - тому доказательство.
Архив находится в ЦГАЛИ СПб. Ф. 474. 49 ед. хр. 1912–85 гг. и включает рукописи стих-й «Поколения моряков», «Дань романтике», «Осень на флоте», «Подводная лодка» и др. (1930–41), библиографию изд. произведений Л. и лит-ры о нем (1972), рукописи произведений В. Б. Азарова, С. В. Ботвинника, В. Данилова, В. Сердюка, М. Феддер и др.
Соч .: Кронштадт: Стихи. Л., 1939; Лирика моря: 2-я кн. стихов. Л., 1940; Огненный вымпел: Стихи. М.-Л., 1942 (Калининград, 1972); Морская сила: Стихи. Иваново, 1945; Родному флоту: Стихи. М., 1950; Избр. стихи. Л., 1956; Путь на моря: Стихи. М., 1956; Балтийская слава: Стихи. 1970; Стихотворения. Л., 1975; Огненный вымпел: Стихотворения. Калининград, 1972; Стихи. Л., 1977; Рейд: Письма и стихи. М., 1988.
Лит .: За сов. Родину: Памяти лен. писателей, погибших во время Великой Отеч. войны. Л.: Лен. газ.-журн. и кн. изд-во, 1949; Зонин А. Жизнь продолжается // Просоленные годы. М., 1967; Ружина В. Песня как парус: Об Алексее Лебедеве, человеке и поэте. Ярославль, 1979; Ружина В. Шторма и рифмы: Об Алексее Лебедеве, штурмане и поэте. Кишинев, 1982; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Корчагина З. Поэт Алексей Алексеевич Лебедев: Указатель лит-ры. Иваново, 1988; До последней минуты...: лен. писателям, павшим на фронтах Великой Отеч. войны 1941–45 гг. и во время блокады / Сост. З. Дичаров. Л.: Лениздат, 1983; Памяти павших за Родину / Сост. А. И. Белинский. СПб.: Дума, 2011.
М. Лопачева