Лебедев Алексей Евгеньевич


ЛЕ́БЕДЕВ Алексей Евгеньевич [10.8. 1979, Л-д] - поэт, критик.

Отец - офицер флота; мать - инженер-технолог. Образование - СПбГУ, философский фак-т (1998–2003). Работает с 2009 продавцом-консультантом в гипермаркете «Метрика». Участник конф. молодых писателей Северо-Запада (с 22-й по 27-ю). Член СП России с 2009. Член об-ва «Молодой Петербург» под рук. А. Ахматова с 1996. Зав. отделом поэзии альм. «Молодой Петербург» (совм. с И. Лазуниным). Публ. в ж. «Молодой Петербург», «Аврора», «Невский альм.» «День поэзии 2007», сб. «Красивые вещи»; газ. «Лит. Петербург», «Гончарный круг».

Стихи начал пис. с 12 лет, когда впервые открыл для себя поэзию Н. Старшинова. Слова «стихи» и «Россия» стали для него синонимами. С восьмого класса школы занимался в лит. студии «Дерзание» при Дворце тв-ва юных (рук. Т. Царькова). Тогда же познакомился с тв-вом Ш. Бодлера, кот., по собств. признанию Л., изменил его взгляд на мир.

В критике Л. упоминался как молодой, но весьма перспективный поэт; вместе с тем его стихи вызывали споры и неоднозначные оценки. Более того, именно из-за его нетривиальности всё об-во «Молодой Петербург» неоднократно обвинялось в принципиальных идеологич. расхождениях с СП России, хотя сам автор никогда против союза не выступал. Причиной тому послужило то, что на мн. вопросы истории и религии у него было своё мнение, отличное от общепринятого суждения. Если писательское об-во не всегда готово было принять Л. в свои ряды, то сам стихотворец всегда относился к об-ву с должным пиететом, доходящим почти до преклонения, но при этом никогда от своих мыслей и стихов не отрекался. В стихах Л. соседствуют два взгляда на окружающую действительность. В одних автор предстаёт как ценитель русской природы и истории, в других - как декадент и нигилист. Эти ипостаси нацелены на разную читающую публику. Так, стихи, где поэт с теплотой и нежностью пишет о родной Новгородчине, дали повод Т. Батуриной отметить: «Ярким всплеском звучит окончание стихотворения Л. о беседе земного человека с пришельцем: “Глянь-ка лучше на берёзу эту ― / Молнию в серебряной тельняшке! / Здесь природы непомерна роскошь, / Вот как, межпланетный мой дружище, / Сколько есть в глубинке Новгородской, / Что во всей галактике не сыщешь!” Патриотическое чувство делает стихотворение актом настоящей поэзии». Уже пограничным с традиционным представлением следует назвать цикл историч. стихов Л., в которых даётся трактовка, часто противоречащая общепринятому взгляду на события истории России. Более пристальное внимание уделяется периоду смутного времени. Автор представляет наёмные войска Якоба Делагарди не врагами России, скорее не до конца верными союзниками. Так в стих. « 1609 год » из кн. « Инако » (в этом цикле все стихи именуются по дате описываемого события), где описывается знаменитый поход с целью освобождения Москвы от Польско-Литовских оккупантов совершенный войсками под рук. М. Скопина-Шуйского, автор пишет следующее: «Делагарди назван интервенцией, / Предан, и вовеки не в чести. / Помогите, Франция и Швеция / Родину от нас самих спасти!». Очевидно, что для многих этот взгляд может показаться спорным. Столь же нестандартен подход у Л. и к др. проблемам истории.

С др. стороны, в назв. перв. кн. «Инако» (2009) автор заявлял о полемичности по отношению к традиции. В аннотации утверждалось: «всякий настоящий поэт “неформатен” для своего времени… Да - он спорен, да он - парадоксален, но именно эти особенности и выделяют его из общего ряда». «А не этот ли мир, сатанински прекрасный, могучий, / Я в бессмысленно суетных днях и покое искал!» ― писал Л. в стих. « Полно душу в покое святой добродетели нежить », а в венке сонетов « Храм » был более беспощаден: «Что будет мне тяжёлых дум итогом, / Конфликты с миром и проклятье Бога? / Плиты могильной параллелограмм? / Но это - счастье…» Автор сознательно идет на эпатаж. Р. Круглов считает: «Все аналитические силы гамлетовского ума оказываются брошенными на войну с ветряными мельницами. Ведь мысль “От всех, за ней бегущих, дураков / Увиливает с лёгкостью виверры”… Такое понимание творчества тяготеет к романтизму и декадансу <…> По монументальным линиям готики невозможно пробежаться глазами; читатель просто обречён на глубокое погружение в текст. “Инако” заставляет задуматься. Прихотливый ход авторской мысли, необычность высказываемых положений, тяготение к традиции европейской культуры - всё это говорит читателю: инако - не значит плохо».

Апофеозом декадентской поэзии Л. стал классич. венок сонетов « Храм » (в сб. «Красивые вещи», 2009). Автор уподобляет создание венка сонетов строительству готич. храма, населённого философемами. Л. исследует проблематику соотношения добра и зла, доказывая, что и зло может быть прекрасным. Автор не претендует на согласие или сотрудничество читателя. Л. описывает иную плоскость религиозного мышления, как географ, новые земли, радуясь не только красоте таковых земель, а более тому, что первый бросил якорь. Здесь же был представлен и критич. разбор этого венка И. Лазуниным: «…Всё слито и спаяно в этом сумрачном соборе: и поэтические удачи, и небольшие недоразумения. Твёрдая форма Венка сонетов передалась во всех своих качествах твёрдости лебедевского храма».

Лауреат премии Лит. фонда «Дорога жизни» в номинации «критика». Гл. мысль критика - неприятие любых нестыковок смысла, сбоев ритма или рифмы. Важнее всего то, как автор тех или иных стих. доносит до читателя свою мысль, технич. приёмы, кот. тот пользуется, а не «правильная тема». В ст. « Не вы, не вы, не вы не вы бродили берегом Невы », посвящ. «молодёжному» номеру ж. «Нева» за 2009, Л. пишет: «А пока предупреждение всем начинающим: не бойтесь, что вас не напечатают, а скорее наоборот, бойтесь, что вас напечатают - со всеми вашими ошибками, со всей вашей неуклюжестью, и задумайтесь, кем бы вы хотели предстать перед просвещённым грядущим, людьми мыслящими, или “Дыр бул щилом” хаотического века».

Соч .: [Стихи] // День Поэзии. СПб., 2007; Не вы, не вы, не вы, не вы, бродили берегом Невы // Молодой Петербург: Альм. СПб., 2009; Мортидо в лит-ре, возвращение к истокам // Там же; Инако… СПб., 2009, [Стихи] // Красивые вещи: Альм. СПб., 2009.

Лит.: Ахматов А. Срез. СПб., 2001; Ахматов А. [Рец.] // Лит. Петербург. 2007. № 5, Батурина Т. Неск/ слов о молодой поэзии // Невский альм. 2009. № 5; Лазунин И. Венец не терния, но лавра // Красивые вещи. СПб., 2009; Круглов Р. Однако, Инако… // Молодой Петербург. СПб., 2009.

А. Ахматов

  • Лебедев Алексей Евгеньевич