Лебедев Василий Алексеевич


ЛЕ́БЕДЕВ Василий Алексеевич [10.1.1934, д. Еваново Калининской обл.- 27.11.1981, Л-д, похоронен на Волковом кладб.] - прозаик.

Родился в крестьянской многодетной се­мье, рано потерял родителей (мать умерла в 1940, отец погиб в 1943 под Смоленском). Опекуном будущего писателя стала его стар­шая сестра. Вслед за нею в 1949 после окон­чания 7 классов школы Л. отправился в Л-д, где устроился на работу учеником повара. В этом качестве достиг значительных успехов: в 1952 в числе др. поваров был по­слан на обслуживание летних Олимпийских игр в Финляндию. Эта поездка послужила импульсом к созданию одн. из ранних по­вестей Л.- « Жизнь прожить » (1968), о судьбе русского крестьянина Ивана Обру­чева, оказавшегося в Финляндии после Крон­штадтского мятежа и прожившего вдали от родины почти 20 лет.

Впоследствии Л. сменил множество про­фессий: был инструктором физ-ры в спортивном об-ве «Буревестник», гвоз­дильщиком на з-де «Сатурн», грузчиком, учителем в сельской школе. Одновременно окончил вечернее отд. филол. фак-та ЛГУ по специальности «русский яз. и лит-ра».

Печ. начал в кон. 1950-х, опуб­ликовав неск. лирич. стих. в район­ных газ. Перв. рассказ (« Ильин и Ганька », 1963) появился в ж. «Звезда» при со­действии писателя В. Курочкина. Формирование творч. индивидуальности было ознаменовано сближением Л. с творч. принципами т.н. деревенской прозы, с кот. в последующие десятилетия художник был связан не столько единством тематики, сколько духовной общностью, заинтересо­ванностью и глубокой озабоченностью про­блемами нац. жизни. В произведе­ниях на деревенскую тему (сб.: « Маков цвет », 1969; « Кормильцы », 1977; « Хлебозоры », 1979) Л. писал о трагич. разрыве совр. крестьянина с традиционным укладом русской деревни. Своего рода доми­нантой рассказов и повестей Л. кон. 1970-х стал мотив конца света, кот. позже, в ис­торич. прозе писателя, постепенно трансформировался в более емкий мотив ду­ховной и национальной разрозненности рус­ского народа, причину кот. и пытался осознать писатель.

Мат-лом для первого ист. романа Л. « Обреченная воля » (1975) по­служили события нач. XVIII в. - восстание казаков на Дону под предводительством Кондратия Булавина. Особенность романа про­явилась в том, что повествование не стало ист. хроникой (как, напр., в про­изв. Н. Задонского или Д. Петрова-Бирюка на ту же тему), не было посвящ. и личности вождя (как у В. Буганова), а раскрывало философию событий, логику развития нац. истории. В интерпре­тации Л. трагизм восстания Булавина объяс­ним не соц. причинами (традиционный аспект данной темы), а особенностями духовного склада нац. характера, духовной «леностью» и «дремотностью» рус­ского народа. Эта идея стала ядром многооб­разно варьируемого в романе библейского мотива «и восстанет брат на брата», свиде­тельствуя о глубине и неоднозначности нрав­ственно-философской трактовки Л. событий отдаленного прошлого.

Заявленный в прозе о современности и в романе «Обреченная воля» мотив нац. и духовной раз­розненности русского народа нашел свое за­вершение в романе « Искупление » (1980), посвящ. битве русского воинства на Ку­ликовом поле. Идея искупления, вынесенная в заглавие, стала знаком, под кот. раз­вивалось все повествование. Искупление прочитывается в романе и как избавление от татаро-монгольского ига, и как искупление грехов «вероотступничества, братопредания, небрежения земли своей». Идея нацио­нального, шире - общенародного единения представлена на всех уровнях социально-по­литич. иерархии средневекового Рус­ского государства: Дмитрий (княжеская власть) - Сергий (церковная власть) - Лагута (народ). Худож. символика романа сводит все нити ист. повествования воеди­но: идея божественного мироустройства ста­новится определяющей поэтич. метафо­рой. Борьба русских княжеств с татаро-мон­голами воспринимается вариантом извечной борьбы добра и зла, духа и плоти, света и тьмы.

Ист. романистика художника свидетельствует о большом потенциале авто­ра в осмыслении важнейших конфликтов ис­тории и современности. С углублением в ист. тематику насущные проблемы современности не только не уходили из поля зрения писателя, но их восприятие активизи­ровалось. Проблемы духовного разлада, национал. разрозненности, заявленные пи­сателем в прозе о современности, в рамках историч. контекста драматизировались и обострялись, т.к. историч. ретроспек­тива обнажала не только сиюминутный смысл, но и историч. итоги и последствия их проявления. Тема искупления как сквозной лейтмотив произведений Л. составила этиче­скую доминанту его тв-ва в целом.

Трагич. гибель (Л. погиб в автомо­бильной катастрофе) помешала воплощению последующих замыслов художника. В нач. 1980-х Л. начинал работу над романом об Андрее Курбском, обдумывал роман о по­слевоен. времени « Рябиновый год », го­товил к печ. повесть « Стройбат ».

Член СП СССР.

Соч .: Маков цвет: Повести, рассказы. Л., 1969; Высокое поле. Л., 1971; Жизнь прожить: Повести. М., 1972; Его позвал Гиппократ. Л., 1973; Воробей-ленивец. Бобрина правда: Сказки. Л., 1973; На заставе богатырской: Сказка. Л., 1974; Прялка. Иван-землекоп: Сказки. Л., 1975; Утро Московии: Роман. Л., 1976; Обреченная воля: Роман. М., 1976; Внуки: Повести. Л., 1977; Кормильцы: Повесть и рассказы. Л., 1977; Хлебозоры: Повести и рассказы. Л., 1979; Обреченная воля: Повесть о Кондратии Булавине. М., 1979; Искупле­ние: Ист. роман. Л., 1982; Золотое руно: По­вести и рассказы. М., 1989; Сказки. Л., 1990.

Лит .: Васильева О. Золотой запас памяти: Эскизы к творч. портрету В. А. Лебедева // О лит-ре для детей. Л., 1987. Вып. 30; Василье­ва О. Тв-во В. А. Лебедева в лит. про­цессе 60–80-х гг.: Автореферат канд. дис. Л., 1990; Мессер Р. С чего начинается... // Мессер Р. Идущие вослед. Лит. портреты. Л., 1979; Петровский Ю. Много­гранность // Лебедев В. Маков цвет. Наследник. Столк­новение. Жизнь прожить. Л., 1981; Богда­нова О. Ист. проза 1960–90-х гг. СПб., 2004; Васильева О. Тв-во В. А. Лебедева в лит. контексте 1960–90-х гг. СПб., 2005.

О. Богданова

  • Лебедев Василий Алексеевич