Лебедев Василий Алексеевич
ЛЕ́БЕДЕВ Василий Алексеевич [10.1.1934, д. Еваново Калининской обл.- 27.11.1981, Л-д, похоронен на Волковом кладб.] - прозаик.
Родился в крестьянской многодетной семье, рано потерял родителей (мать умерла в 1940, отец погиб в 1943 под Смоленском). Опекуном будущего писателя стала его старшая сестра. Вслед за нею в 1949 после окончания 7 классов школы Л. отправился в Л-д, где устроился на работу учеником повара. В этом качестве достиг значительных успехов: в 1952 в числе др. поваров был послан на обслуживание летних Олимпийских игр в Финляндию. Эта поездка послужила импульсом к созданию одн. из ранних повестей Л.- « Жизнь прожить » (1968), о судьбе русского крестьянина Ивана Обручева, оказавшегося в Финляндии после Кронштадтского мятежа и прожившего вдали от родины почти 20 лет.
Впоследствии Л. сменил множество профессий: был инструктором физ-ры в спортивном об-ве «Буревестник», гвоздильщиком на з-де «Сатурн», грузчиком, учителем в сельской школе. Одновременно окончил вечернее отд. филол. фак-та ЛГУ по специальности «русский яз. и лит-ра».
Печ. начал в кон. 1950-х, опубликовав неск. лирич. стих. в районных газ. Перв. рассказ (« Ильин и Ганька », 1963) появился в ж. «Звезда» при содействии писателя В. Курочкина. Формирование творч. индивидуальности было ознаменовано сближением Л. с творч. принципами т.н. деревенской прозы, с кот. в последующие десятилетия художник был связан не столько единством тематики, сколько духовной общностью, заинтересованностью и глубокой озабоченностью проблемами нац. жизни. В произведениях на деревенскую тему (сб.: « Маков цвет », 1969; « Кормильцы », 1977; « Хлебозоры », 1979) Л. писал о трагич. разрыве совр. крестьянина с традиционным укладом русской деревни. Своего рода доминантой рассказов и повестей Л. кон. 1970-х стал мотив конца света, кот. позже, в историч. прозе писателя, постепенно трансформировался в более емкий мотив духовной и национальной разрозненности русского народа, причину кот. и пытался осознать писатель.
Мат-лом для первого ист. романа Л. « Обреченная воля » (1975) послужили события нач. XVIII в. - восстание казаков на Дону под предводительством Кондратия Булавина. Особенность романа проявилась в том, что повествование не стало ист. хроникой (как, напр., в произв. Н. Задонского или Д. Петрова-Бирюка на ту же тему), не было посвящ. и личности вождя (как у В. Буганова), а раскрывало философию событий, логику развития нац. истории. В интерпретации Л. трагизм восстания Булавина объясним не соц. причинами (традиционный аспект данной темы), а особенностями духовного склада нац. характера, духовной «леностью» и «дремотностью» русского народа. Эта идея стала ядром многообразно варьируемого в романе библейского мотива «и восстанет брат на брата», свидетельствуя о глубине и неоднозначности нравственно-философской трактовки Л. событий отдаленного прошлого.
Заявленный в прозе о современности и в романе «Обреченная воля» мотив нац. и духовной разрозненности русского народа нашел свое завершение в романе « Искупление » (1980), посвящ. битве русского воинства на Куликовом поле. Идея искупления, вынесенная в заглавие, стала знаком, под кот. развивалось все повествование. Искупление прочитывается в романе и как избавление от татаро-монгольского ига, и как искупление грехов «вероотступничества, братопредания, небрежения земли своей». Идея национального, шире - общенародного единения представлена на всех уровнях социально-политич. иерархии средневекового Русского государства: Дмитрий (княжеская власть) - Сергий (церковная власть) - Лагута (народ). Худож. символика романа сводит все нити ист. повествования воедино: идея божественного мироустройства становится определяющей поэтич. метафорой. Борьба русских княжеств с татаро-монголами воспринимается вариантом извечной борьбы добра и зла, духа и плоти, света и тьмы.
Ист. романистика художника свидетельствует о большом потенциале автора в осмыслении важнейших конфликтов истории и современности. С углублением в ист. тематику насущные проблемы современности не только не уходили из поля зрения писателя, но их восприятие активизировалось. Проблемы духовного разлада, национал. разрозненности, заявленные писателем в прозе о современности, в рамках историч. контекста драматизировались и обострялись, т.к. историч. ретроспектива обнажала не только сиюминутный смысл, но и историч. итоги и последствия их проявления. Тема искупления как сквозной лейтмотив произведений Л. составила этическую доминанту его тв-ва в целом.
Трагич. гибель (Л. погиб в автомобильной катастрофе) помешала воплощению последующих замыслов художника. В нач. 1980-х Л. начинал работу над романом об Андрее Курбском, обдумывал роман о послевоен. времени « Рябиновый год », готовил к печ. повесть « Стройбат ».
Член СП СССР.
Соч .: Маков цвет: Повести, рассказы. Л., 1969; Высокое поле. Л., 1971; Жизнь прожить: Повести. М., 1972; Его позвал Гиппократ. Л., 1973; Воробей-ленивец. Бобрина правда: Сказки. Л., 1973; На заставе богатырской: Сказка. Л., 1974; Прялка. Иван-землекоп: Сказки. Л., 1975; Утро Московии: Роман. Л., 1976; Обреченная воля: Роман. М., 1976; Внуки: Повести. Л., 1977; Кормильцы: Повесть и рассказы. Л., 1977; Хлебозоры: Повести и рассказы. Л., 1979; Обреченная воля: Повесть о Кондратии Булавине. М., 1979; Искупление: Ист. роман. Л., 1982; Золотое руно: Повести и рассказы. М., 1989; Сказки. Л., 1990.
Лит .: Васильева О. Золотой запас памяти: Эскизы к творч. портрету В. А. Лебедева // О лит-ре для детей. Л., 1987. Вып. 30; Васильева О. Тв-во В. А. Лебедева в лит. процессе 60–80-х гг.: Автореферат канд. дис. Л., 1990; Мессер Р. С чего начинается... // Мессер Р. Идущие вослед. Лит. портреты. Л., 1979; Петровский Ю. Многогранность // Лебедев В. Маков цвет. Наследник. Столкновение. Жизнь прожить. Л., 1981; Богданова О. Ист. проза 1960–90-х гг. СПб., 2004; Васильева О. Тв-во В. А. Лебедева в лит. контексте 1960–90-х гг. СПб., 2005.
О. Богданова