Лебедева Элеонора Сергеевна


ЛЕ́БЕДЕВА Элеонора Сергеевна [ 11.12.1936, Л-д - 18.12.2016, СПб., похоронена на Казанском кладб. г. Пушкина] пушкинист, очеркист.

Родилась в семье военнослужащего. В июне 1941 эвакуирована с детским садом в Челябинскую обл. В 1945 вернулась в Л-д, где в 1954 закончила школу с серебряной медалью. В том же году поступила на филологич. фак-т ЛГУ, кот. окончила в 1959, защитив диплом на тему « Осн. черты эволюции жанра посланий в тв-ве Пушкина ». С 1959 по 1963 ― учитель русского яз. в ср. школах Л-да и Пушкина. С 1964 работала в отделе информации ЦНИИ фанеры в должности мл. науч. сотрудника. В 1968 поступила на работу во Всесоюзный музей А. Пушкина, с 1969 по 1999 заведовала Методическим отделом, с 1999 ― ведущ. науч. сотрудник.

Выступила как составитель (наряду с Е. Пролет и Г. Тюриной) альбома « Мир Пушкина » (1990), в кот. были включены автографы, прижизненные портреты, пейзажи, отрывки из сочинений и писем, свидетельства современников.

В 1990-е гл. предметом исследований Л. стали христианские традиции в тв-ве Пушкина, судьба поэта в свете христианства. Л. стала основателем и ред.-сост. альм. « Христианская культура. Пушкинская эпоха », где опубл. мат-лы и иссл., целиком посвященные этой теме. С 1993 по 2008 в серии вышло 26 вып., некоторые из кот. имели доп. заголовок (напр., вып. 20 ― «А. С. Пушкин в Царском Селе»; вып. 26 ― «Ангел царя Александра») и кот. явили собой опр. вклад в пушкиноведение, вокруг сб-ков возник интересный авторский коллектив.

В 1999 Л . совм. с В. Котельниковым подготовила кн. « Духовный труженик: А. С. Пушкин в контексте русской культуры », вышедшую под грифом ИРЛИ. В сб. вошли работы авторов серии «Пушкинская эпоха и христианская культура» и участников Христианских Пушкинских чтений в СПб. Центре православной культуры (1992–98). В кн. рассматривается историко-культурная модель жизни русского об-ва пушкинского вр. Коллектив авторов объединила «потребность восстановления корней русской жизни и серьезной оценки духовного пути поэта ― без преувеличения его вольнодумства и без впадения в идолопоклонство. <…> Труд обращен не только к прошлому, но и к настоящему и будущему, поскольку внутренним объединяющим мотивом книги является известная мысль И. А. Ильина о том, что история личного развития Пушкина “раскрывается как постановка и разрешение основных проблем всероссийского духовного бытия и русской судьбы”» (аннотация). Кн. отмечена дипломом 2-й степ. на Междунар. книжной ярмарке в М.

В 1994–99 Л. была актив. участником конф. «Православие и русская культура», проводимых ИРЛИ. Она обобщила значительный фактический мат-л, связанный с посл. днями Пушкина, раскрыла картину его духовной борьбы и христианской кончины. Гибель поэта, показала Л., была воспринята и как глубоко нац. трагедия, и как потеря общеевропейского достояния. Л. говорила о глубочайшем духовном преображении, пережитом Пушкиным перед лицом смерти: «…если бы дано было поэту, пережив все, восстать с одра, - это оказался бы уже другой человек, кот. нельзя представить за письменным столом. И речь здесь не об осуждении его предыдущего земного пути, напротив, то, что, прежде чем угаснуть, Пушкин смог так просиять, свидетельствует о некоей особой духовной ценности его жизненного делания». В работе «Пушкин и даты церковного календаря » (1998) Л. показала, что именно вблизи православных праздников Пушкиным создавались произведения глубочайшего смысла. Л. призвала к соотнесению всех творч. временных помет с церковным календарем и Пасхалией, чтобы понять, как они отражались в сознании Пушкина, прояснить творч. импульсы и обст-ва создания того или иного произведения.

Наряду с науч. исследованиями выступления Л. носили общественно-практич. характер. Л. говорила о необходимости воцерковления памяти Пушкина. Участвовала в полемике по поводу возвращения храма Спаса Нерукотворного и Святогорского монастыря под покров Православной Церкви. Вместе с рядом пушкинистов Л. призывала пересмотреть официально установленные даты памяти Пушкина и отмечать их в соответствии с церковным календарем, т.е. 8 июня (день рождения) и 11 февраля (день кончины). Именно в эти дни совершаются панихиды в местах, связанных с Пушкиным. Механич. перевод на новый стиль с каждым столетием все больше разводит даты, между тем «при воспоминании дня рождения или кончины выдающихся людей крайне важно, память каких святых празднуется Церковью в этот день» (д-д на конф. в ИРЛИ, 1999).

По мнению Л., «из замкнутого музеефицированного пространства Пушкин возвращается в ряд живых явлений христианского духа». Поэтому сегодня необходимо противопоставить неозязыческим ритуалам, возникшим вокруг Пушкина, его церковное поминовение: «В Пушкинские дни толпы почитателей привыкли “приходить к поэту” ― теперь у них есть возможность помолиться за него, помянуть по-христиански, вместо того чтобы предаваться массовому кумиротворению».

В 1999 Л . совм. с Е. Монаховой стала автором выставки «А. С. Пушкин и православная Россия» . Открывшаяся в ИРЛИ, она была затем представлена в Москве, Сарове, Коломне и Святых Горах. Выставка преодолевала устоявшиеся образы сов. пушкиноведения, заставляя взглянуть по-новому на жизнь и окружение поэта. В экспозиции были представлены духовная и ист. лит-ра из книж. собрания поэта, пушкинские автографы, выписки из Четьих-Миней, переложение Жития преподобного Саввы; евангельские, литургические и молитвенные тексты, вдохновлявшие поэта в его тв-ве, иконы святых, упомянутых в текстах Пушкина; виды монастырей, где молился поэт, портреты представителей русского духовенства и первоиерархов, возглавлявших церковные кафедры в пушкинскую эпоху. На скрещении этих мат-лов на выставке возникал образ Православной Руси и ее поэта.

Среди работ, вошедших в кн. Л. « Отрок Библии » (2000): « Вдохновительница поэта (А. П. Керн)»; «Пушкин и даты церковного календаря»; «Отзвуки дела о “Гавриилиаде” в истории гибели и похорон Пушкина»; «Смерть поэта как сюжет русской лирики и народной легенды»; «Культ Пушкина в эпоху христианского возрождения России»; «Евангельские притчи в жизни и тв-ве Пушкина » и др.

В 2011 вышла кн. Л. « Парадокс Пушкина: облик поэта в восприятии современников ». Приводя мнение одного из современников («Физиономия Пушкина столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, вместе с тем столь изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней истинное понятие»), Л. задается целью ответить на вопрос, «каким же он был, когда ходил по земле, каким его видели современники?» и приводит их многочисленные свидетельства.

В последнюю книгу Л. « Лекторий в библиотеке » вошли статьи о Пушкине и его окружении, а также исполненные признательной памяти очерки о выдающихся мастерах музейного дела, искусствоведах, библиофилах, с которыми Л. довелось общаться и сотрудничать: Т.К. Галушко, М.П. Руденская, С.Д. Руденская, С.С. Ланда, А.Н. Марков, Г.Б. Перепелкин. Их личности, биографии и таланты рассматриваются Л. в контексте незримо действующего Промысла, и отнюдь не случайны подмеченные Л. совпадения в жизни сотрудников музея с пушкинскими датами, мотивами: кто-то из них родился 6 июня, 10 февраля или 19 октября, кто-то - в один день с Натальей Николаевной Гончаровой.

Соч.: Мир Пушкина: Автографы, прижизненные портреты, пейзажи, отрывки из сочинений и писем, свидетельства современников: альбом / Введ., науч. ред. С. Фомичев, сост. Э. Лебедева, Е. Пролет, Г. Тюрина. М., 1990 (1994); «Отрок Библии». СПб., 2000; Хроники международных научных конференций «Православие и русская культура» в Пушкинском Доме (1994–2003) // Христианство и русская культура. СПб., 2006; Парадокс Пушкина: облик поэта в восприятии современников. СПб., 2011. Лекторий в библиотеке: Сб. лекций и статей. СПб., 2016. Страница на сайте Всеросс. музея А. С. Пушкина http://museumpushkin-lib.ru/publikacii-sotrudnikov/lebedeva-e-s/ .

Лит.: Марков А. Христианская культура. Пушкинская эпоха // Царскосельская газ. 2002. 16 нояб. № 89 (http://www.pushkin-town.net/.gazeta/4000.html).

А. Любомудров

  • Лебедева Элеонора Сергеевна