Лейкин Вячеслав Абрамович


ЛЕ́ЙКИН Вячеслав Абрамович [8.6.1937, Л-д] - поэт, киносценарист.

Отец ― уч. секретарь Пулковской обсерватории. В 1940 оставил семью. Мать, С. М. Ледвич, - инженер-экономист Вагоностроительного з-да им. Егорова, затем Ижорского з-да. Семейные корни родителей ведут в мир еврейских местечек Белоруссии.

Детство Л. прошло в Царском Селе, куда его привезли из эвакуации в авг. 1945. Вся жизнь поэта, исключая многочисленные геологич. экспедиции, связана с ним.

Закончив школу, Л. поступил на математический фак-т ЛГПИ им. А. И. Герцена, где проучился три года. Пребывание Л. в этом учебном заведении закончилось скандальной историей. В кампанию обязательного для студентов приобретения облигаций гос. займа Л. завещал их на имя Н. С. Хрущева. Высшее образование Л. продолжил на веч. отд. Горного ин-та. С этим связаны и ежегодные таежные экспедиции, и знакомство с кругом т.н. поэтов-геологов. В это же время Л. втягивается в орбиту оживленной неофиц. лит. жизни Л-да, знакомится с яркими ее представителями - И. Бродским, Г. Горбовским и др. Однако неск. случайных публ. (первая из них состоялась в детском ж-ле «Искорка» в 1965) не смогли ни вписать его в сов. лит-ру, ни закрепить его имя в ряду литераторов, кот. впоследствии выпала слава с горьковатым привкусом эмиграции. Тема гипотетич. славы в ранних стихах Л. решается исключительно иронически: «Меж барами, шашлычными, пивными / Распределюсь до рокового дня. / А кто-то будет грезить отбивными / На набережной имени меня» (« Стихи о голоде и славе », 1962).

В дальнейшем к иронии по этому поводу добавится ощутимая трагич. нота. Редкое умение писать в стихах остроумно сыграло с поэтич. репутацией Л. злую шутку: в лит. среде 1960-х его восприняли как балагура-каламбурщика. Талант Л. оказался невостребованным, истинную цену ему в 1970-е знали только его ближайшие друзья и многочисленные ученики. С 1970-х Л. возглавляет ЛИТО (при ЛИИЖТе, при газ. «Ленинские искры», при Центре совр. лит-ры и книги).

Именно в глухие 1970-е тв-во Л. приобретает черты крупного поэтич. явления. Высочайшая версификационная культура, тонкая ироничность, мощная энергия поэзии Л. вступила в особенно острое противоречие с узким информационным полем, в кот. эти стихи обретались. Стих. « Всю ночь мне снилась лошадь… », « Когда Мадонна родила младенца… », « Где-то между Обью и Уралом… », « Голубь » - наст. шедевры, в высокой степени объединяющие лучшие качества поэзии Л. Очень характерна для этих лет « Фуга зависти », заканчивающаяся беспощадными для лирич. персонажа строчками: «Это жалость и злость, это зависти власть, / Это раньше я верил: добуду, схвачу. / Почему они могут калечить и красть, / А вот я не могу. / А хочу ведь, хочу». Герой подвергается осуждению дважды: с точки зрения «успешных» - за отсутствие хватки, с точки зрения высокой «интеллигентской» морали - за подспудное желание быть как все.

1980-е обозначились в тв-ве Л. новыми поэтич. достижениями. Это стих. « Наши дети печальны, беспечны, нетвердоголовы… », « Блюз для двоих », « Двое », « Памяти друга », « Судьба играет человеком… ». Свобода поэтич. интонации, умение соединить в одном стих., иногда - в одной строке картинку жизни частной, в кот. третий, если он не читатель, неминуемо лишний, с картиной жизни поколения, страны в целом - свидетельства достигшего расцвета и полной зрелости таланта и мастерства поэта. Пример: «Итак, я увидел ее и узнал, пьяную среди пьяниц, / В замызганных брюках, в мужском пальто. Дрянь. Перекатная голь. / И только глаза продолжали плясать тот невозможный танец, / Который… А, впрочем, не тот. И вновь удар, униженье, боль».

Особое место в тв-ве Л. этого периода занимает свободный стих. Один из верлибров, « Современная поэзия », содержит критику верлибра как модного поветрия, освобождающего поэта от необходимости владеть поэтич. техникой, и в то же время демонстрирует, как именно надо писать верлибры, чтобы оставаться в пределах поэзии: «Отказались от ритма / (Пьяные плясали под метроном / И напрочь отшибли стрелку). / Отказались от рифмы / (Чтобы не было, как у Пушкина). / Отказались от знаков препинания / (Препинанье при этом усугубилось). / Почти отказались от мысли / (Лишенная возможности / Быть пропетой и протанцованной, / Лишенная удовольствия быть опознанной /В превосходных созвучиях: / тоски-тиски, жизни-тризне, друга-туго, / Мысль сама отказалась от их торопливых услуг). / Осталась метафора - / Напыщенно распущенная, / Ошалевшая от вседозволенности, / Вывернутая наизнанку банальность».

В нач. 1980-х о поэтич. студии Л. при газ. «Ленинские искры» снимают фильм «Свои, совсем особые стихи». Л. к тому времени в кач-ве ведущего поэтич. рубрику в пионерской газ. становится в Л-де культовой фигурой. Родители пишущих стихи детей мечтают, чтобы их чада ходили в ЛИТО, возглавляемое Л. Позднее уникальный опыт занятий поэзией с детьми Л. обобщит и опубл. в кн. « Каждый четверг в четыреста сорок восьмой » (2000). Кн. представляет собой и блестящее метод. пособие, и сб. стих. юных поэтов, и своего рода ист. документ, т.к. мн. герои кн. (Н. Савушкина, В. Зельченко, П. Барскова) оставили заметный след в русской поэзии рубежа тысячелетий.

Вместе с перестройкой приходит и возможность приложения профессиональных лит. умений Л., хотя и в маргинальных по отношению к поэзии жанрах. Л. пишет сценарии к неск. кинофильмам, поставленным реж. Ю. Маминым (« Очередь», «Желаю вам», «Бакенбарды », в соавт. - « Окно в Париж » и « Не думайпро белых обезьян »). Два фильма по его сценариям поставл. на студии им. А. Довженко: О. Фиалко - « Имитатор » и В. Бажаем - « В Америку по гостевой ». Режиссеров привлекает, прежде всего, сатирич. и юмористич. сторона его таланта. М. Яснов пишет: «Л. - великий мастер иронической фразы. В быту он творец локального юмора, который не запишешь, не зафиксируешь, - это мгновенный отзыв на сиюминутную ситуацию, тут же пропадающий, когда она исчезает. В поэзии он создатель многослойного иронического поля, где даже разнузданная самоиздевка не выглядит грубой».

Что касается поэтич. публикаций, то они начинаются только в 1990-е. Вышло неск. поэтич. кн., Л. печ. в ж-лах «Нева», «Искорка», «Костёр», «Баламут», «Кукумбер», «22» (Иерусалим, 1989), «Петрополь», «Сетевая Поэзия», «Царское Село», альм. «День поэзии», «Всемирный День поэзии» (Н.-Й., 2004), «Неразведенные мосты» (Н.-Й., 2007), «Контрапункт» (Бостон, 1999), «Царскосельский альм.».

М. Яснов: «Лейкин начинал реалистом советской эпохи, сегодня в том, что он пишет, больше всего от поэтики и эстетики барокко»; «Лейкин… поразительно вписывается в параметры… “низового” барокко… У него барочный тип мировоззрения… он тщательно культивирует в себе дисгармонию мира, духовные страдания, низменные страсти, иронический скепсис…»; «Барокко называют “трагическим гуманизмом”. Про стихи Лейкина можно сказать то же самое». По мнению Л. Зубовой, «при всей декларируемой автором традиционности, стихи Лейкина не похожи ни на какие другие - разнообразием интонаций, неожиданными смысловыми поворотами, когда захватывающая и завораживающая игра словами создает весьма серьезное высказывание, одновременно гротескное и лиричное, точно обозначающее сущность явлений».

В посл. годы Л. обратился к поэзии для детей. Его детские стихи опубл. в кн. « Я иду в школу » (2009). Они необыкновенно остроумны, веселы, блестяще написаны. Присущая им поучительность никогда не превращается в назидательность: прежде всего поучительным является то, с какой свободой обращается Л. к юному читателю.

Тв-во Л. - значительное явление в русской (не только петербургской) поэзии. Не войдя в свое время в ряды шестидесятников, он и по стилю, и по духу оказался ближе к поэзии рубежа веков. Продолжив лучшие традиции Серебряного века, воспитав множество учеников, он, наряду с В. Соснорой, А. Кушнером, Г. Горбовским, Н. Слепаковой, создал то, что мы можем называть совр. петербургской поэзией.

Член СП СПб. Отмечен Царскосельской премией (1996) и премией ж. «Нева» за лучшую поэтич. публ. (2004).

Соч .: Образы и подобия. СПб., 1992; Тяжелая вода. СПб., 1997, Стихотворения. СПб., 1995; Книга стихов. СПб., 1996; …стишия. СПб., 2000; Каждый четверг в четыреста сорок восьмой: [Кн. про юных поэтов]. СПб., 2000; Герой эпизода: Стихи / Предисл. М. Яснова; послесл. Л. Зубовой. СПб., 2005; Сто и одна. СПб., 2007; [Стих.] // Двадцать три. ЛИТО Вяч. Лейкина. СПб., 2008; Я иду в школу. СПб., 2009; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Ю. Арьева. СПб.: Вита Нова, 2016.

Лит.: Яснов М. Семь фрагментов из ненаписанного о Вяч. Лейкине // Невский альбом. 1997. № 2; Зубова Л. Поэтика точного слова // Лейкин В. Герой эпизода. Стихи. СПб., 2005; Гаенко Т., Румянцева К. Вячеславу Абрамовичу Лейкину, нашему Учителю - 75! // Livejournal.com. 2012. 6 июн.; Детские писатели СПб.: Краткий биобиблиогр. справочник / автор-сост. Н. Н. Бутенко. СПб., 2013.

В. Пугач

  • Лейкин Вячеслав Абрамович