Леман Анатолий Иванович


ЛÉМАН Анатолий Иванович [1(13).6.1859, М. - 11(24).9.1913, СПб., похоронен на Литераторских мостках Волкова кладб.] - писатель, журналист, скрипичный мастер, теоретик игры в бильярд.

Родился в небогатой дворянской семье. Отец, Иван Петрович, изв. в своих кругах невропатолог и физиотерапевт, музыкант, издатель, разносторонне образованный человек, владел четырьмя иностранными яз. Мать, Полина Павловна, увлекалась музыкой, свободно говорила на неск. яз. Родители сумели передать свои интересы и увлечения детям.

В 1872 поступил в 1-ю Моск. гимназию, преобразованную позже в 1-й Кадетский корпус. В этом закрытом учебном заведении, по словам самого Л., молодой человек «лишен свободы, инициативы, оторван от жизни». Воспоминания об этом периоде жизни легли в основу его «Очерков кадетской жизни» (перв. назв. « Кадетские годы Вавилова »). В 1879 окончил курс в числе лучших, поступил в 1-е Павловское, а затем перешел в Николаевское инженерное уч-ще в СПб., кот. окончил в 1882 и был выпущен воен. инженером-сапером.

Служил в Ивангороде, затем на границе с Польшей, в Новогеоргиевской крепости, о кот. писал: «Я тут задыхался; крепость даже хуже корпуса. Представьте в сто верст болотистую равнину, среди неё громадная река Висла, а у реки кирпичный мешок, в кот. неизвестно за что заточен я. Нет, бежать, бежать отсюда». Впечатления об этом периоде отразились в романе « В казематах », повести « Пограничная крепость ». Во время службы увлекся бильярдной игрой, составлял бильярдные задачи и разрабатывал систему упражнений.

В 1884 оставил воен. службу и перебрался в М., где вскоре стал сотрудником ж. «Развлечение». В кон. 1884 в «Типографии об-ва распространения полезных книг» вышла перв. часть («Часть элементарная») его кн. « Теория бильярдной игры. Руководство для новичков и артистов ». Л. познакомился с Л. Лакшеевой, переводчицей; позднее она стала заниматься лит. деятельностью, публ. под псевд. «Марк Басанин». В М. обучался у изв. скрипичного мастера Э. Сальзара мастерству изготовления смычковых инструментов.

В 1885 переехал в СПб., сблизился с лит. и артистич. кругами, вскоре стал заведовать лит. отделом ж. «Всемирная иллюстрация». Часто бывал на лит. «вторниках» И. Ясинского, на знаменитых «четвергах» И. Репина, на кот. в то время собирался весь цвет спб. интеллигенции. В кон. 1880-х Репин написал портрет Л. в серии портретов современников. Сотрудничал с ж. «Нива», «Родина», «Наблюдатель», «Историч. вестник». В это время Л. увлекся «скрипкой, воздухоплаванием и оккультизмом», пробовал себя в разных лит. жанрах и направлениях: из-под его пера вышли в 1886 « Дворянская повесть », « Святочный рассказ », « Итальянская легенда », комедия « Рыцарь пера », в 1888 - « Очерки кадетской жизни » и сб. рассказов (« Орел », « Иван Кисетов », « Каменщик и колокольчик »), Л. пишет воспоминания о Надсоне и ст. о Гаршине (1886), бывает у Толстого, кот. записал о его посещении в марте 1888: «Это не что иное, как смешные décadents».

Разносторонне одарённый, обладавший острым аналитич. умом, Л. интересовался широким кругом проблем в самых разнообразных обл. знаний: в теч. посл. десятилетия XIX в. и перв. годы XX в. им напис. « Книга о скрипке » (1893), « Письма о скрипке и виолончели » (1900), « Акустика скрипки » (1903), « Теория велосипедных гонок », « Основы полета птиц », « Домашний кефир. Практическое руководство к тому, как приготовлять и употреблять кефир » (1891). В этот же период опубл. повесть « Молодые дворяне » (1892), сб. повестей и рассказов 1894 (« Смелое сердце », « Огненный курган », « Странная история », « Замурованный рыцарь »), в 1898 - повести « Полая вода », « Душевная история » и др. Всерьез увлекся зубоврачебным делом, сдал экзамен в Мед. академии, разработал оригинальную конструкцию зубного протеза и с успехом лечил больных.

С 1903 начал изготавливать скрипки и др. смычковые инструменты, кот. до сих пор ценятся чрезвычайно высоко. В 1906 вышло втор. - доп. - изд. « Теории бильярдной игры ». Этот труд стал не только наиболее полным теоретич. и практич. курсом бильярда, но затронул этику, психологию игры: «бильярд развивает характер, что очевидно опытному наблюдателю. Старый и превосходный бильярдный игрок - философ, стоик и знаток сердца человеческого», - писал Л.

В посл. годы жизни выпустил неск. кн. о скрипках, скрипичных мастерах и музыкантах: « Русская скрипка » (1909), « Царица инструментов. Мысли о скрипке, музыке, людях, деньгах, отзывы, письма и прейскуранты » (1910), « Скрипачи и скрипки (Виолончелисты и виолончели) » (1912) и др. В этих произведениях проявил себя не только знатоком «скрипичной фабрикации», но и блестящим беллетристом: его труды о скрипке, заложившие основы совр. построения смычковых инструментов в России, эмоциональны, полны полемич. задора и интереса к личности мастера и музыканта.

Секретарь и биограф Л. Толстого, Н. Гусев, определяет Л. как автора «нескольких повестей и рассказов, не имеющих художественных достоинств», а совр. литературовед С. Сапожков отзывается о нем как об «авторе нашумевшей “Дворянской повести“».

После 1917 соч. Л. не переизд., за исключением «Теории бильярдной игры» (первое послерев. Изд. - в 1998: М.: Терра. Спорт, 1998, с послесл. А. Лошакова).

Соч .: Теория бильярдной игры. М., 1884 (СПб.,1906: М., 1998; 2000; 2007); Дворянская повесть. Святочный рассказ. Итальянская легенда. Рыцарь пера. СПб.,1886; Сб. рассказов. СПб., 1886; Очерки кадетской жизни. СПб., 1888; Домашний кефир. СПб., 1891; Книга о скрипке. СПб.,1893 (М., 1903; СПб., 1908; 1910; 1914); Молодые дворяне. СПб.,1892; Повести и рассказы. СПб., 1894; Военная гроза. Пограничная крепость. СПб., 1896; Полая вода. Душевная история. СПб., 1898; Письма о скрипке и виолончели. СПб., 1900; Акустика скрипки. М.-Лейпциг, 1903; О скрипке (виолончели). № 3. СПб., 1908; Русская скрипка. СПб., 1909; Царица инструментов. Мысли о скрипке, музыке, людях, деньгах, отзывы, письма и прейскуранты. СПб., 1910; Скрипачи и скрипки. (Виолончелисты и виолончели). СПб., 1910; Новое о русской скрипке. СПб., 1911; Думы о скрипке. Седьмой сб. писем и отзывов. СПб., 1912; Седьмая симфония. СПб., 1912.

Лит.: Гусев Н. Летопись жизни и тв-ва Льва Николаевича Толстого. 1828–90. М., 1958; Муз. энциклопедия. М., 1973–82; Сапожков С. К. М. Фофанов и репинский кружок писателей. Ст. первая // НЛО. 2001. № 48; Балин И. В мире бильярда. М., 2004.

Е. Чаплыгина

  • Леман Анатолий Иванович