Лесная Лидия Валентиновна


ЛЕСНÁЯ Лидия Валентиновна (др. псевд. Л–сная, Лидия Л., Лесная Л.; наст. имя - Шперлинг Лидия Озиясовна) [1.1.1890(20.12.1889), Киев - 26.3.1972, Л-д] - поэт, прозаик, драматург, критик.

Окончила гимназию в Киеве. В 1907–08 играла у К. Марджанишвили в киевском театре Н. Соловцова над ролями Аксюши («Лес»), Анхен («Юность»), Вари (в неосуществленной постановке «Дикарка»). В качестве режиссера работала над спектаклем «Лорензаччо». Перенимала реж. принципы Марджанишвили. Впоследствии напис. о нем ст. « Он был таким» (Константин Александрович Марджанишвили: Сб. Тбилиси, 1966). Выступала на провинциальной сцене. В 1911–16 работала в спб. театрах.

Лит. дебют состоялся в 1907 в ж. «В мире искусств», где были опубл. ее проза и стихи. В 1910-х среди прочего написала два поэтич. цикла - « Он » и « Она », в кот. тонко улавливала особенности психологич. мира мужчины и женщины. В 1913–14 посещала собрания «Нового об-ва поэтов „Физа“», созданного Е. Лисенковым и Н. Недоброво при участии А. Скалдина (название об-ва «Физа» было дано по одноименной поэме Б. Анрепа). В 1913–16 печ. в периодич. изд. «Солнце России». В 1914 вышел поэтич. сб. «Аллея причуд», стихи из кот. она с успехом исполняла с эстрады. В 1916–17 была секретарем ж. «Новый сатирикон», публ. в нем. В 1910-х напис. ряд пьес: «Алые розы (Дни войны)», «Это было так», «Амазонка» и др., ставившихся на провинциальной и столичной сценах. В 1918 жила в Тифлисе, где публ. стихи в местной прессе, участвовала в работе лит.-худож. клуба «Фантастический кабачок». В 1919 оказалась в Омске, а в 1920–22 жила в Барнауле, где участвовала в работе Алтайского ЛИТО, под маркой кот. вышел ее втор. поэтич. сб. « Жар-птица » (1922). C 1923 снова жила в Л-де, печ. стихи и рассказы в сатирич. ж. «Смехач» и «Бегемот» (1927), в «Красной газ.» (1928). Занималась журналистикой, выступала с кукольными представлениями, участвовала в записях радиопьес на лен. радио. Выпустила неск. сб. рассказов и повестей для детей.

«Любите меня, как любите переплет / Из белого шелка или серой кожи, / Пусть я буду вам дорога, / Как ваш кот, / Я не хочу быть дороже. // Ваша жизнь - из синей мозаики храм, / Но я не хочу быть в нем жрицей, - / Куда мне? / Я лучше могу молиться вам, / Если буду у входа серым камнем» (« Молитва », 1914). В стих. « Сказка » (1914) писала о «корнях», о мотиве наследования «еврейской души» - в «стране пальм и львов, пестрых тканей и ярких ковров». Поэзии Л. присущи изящество, легкая ирония, внимание к «милым мелочам», разговорная интонация. Созданный ею образ кокетливой, грациозной женщины-кошечки, остроумно оправдывающей свою неверность стремлением к полноте жизни, перекликается с женскими образами И. Северянина и «Стихов Нелли» В. Брюсова. В то же время экзотизм и неожиданность сюжетных ходов сближает некот. из ее стих. с поэзией с Н. Агнивцева.

Л. «обессмертила» свое имя и еще одним даром своей творч. натуры, вписав его черной краской в биографию Хармса и др. обэриутов. Именно ей довелось открыть их печатную травлю в офиц. прессе. 24 янв. 1928 в «Доме печати» (Фонтанка, 21) состоялся вечер «Три левых часа», по существу единственное совм. и самое крупное выступление ОБЭРИУ, на кот. Л. откликнулась уже на следующий день фельетоном в веч. вып. «Красной газ.» под назв. « Ытуеребо » - искаженное наименование группы «обереуты», напис. наоборот: «Вчера в „Доме печати“ происходило нечто непечатное. Насколько развязны были Обереуты (расшифруем: „объединение реального искусства“), настолько фривольна была и публика. Свист, шиканье, выкрики, вольные обмены мнений с выступающими <…> „Три левых часа“ вызвали в памяти и полосатые кофты футуристов, и кувырканье Фекса, кто-то вспомнил даже Бальмонта, которого в свое время „никто не понимал“ <…> И суть не в том, не в том суть, что у Заболоцкого есть хорошие стихи, очень понятные и весьма ямбического происхождения, не в том дело, что у Введенского их нет, а жуткая заумь его отзывает белибердой, что „Елизавета Бам“ - откровенный до цинизма сумбур, в кот. никто ни черта не понял, по общему признанию диспутантов. Главный вопрос, кот. стихийно вырвался из зала: “К чему?! Зачем?! Кому нужен этот балаган?” Клетчатые шапки, рыжие парики, игрушечные лошадки. Мрачное покушение на невеселое циркачество, никак не обыгранные вещи. Футуристы рисовали на щеках диэзы, чтобы эпатировать буржуа. В 1928 году никого не эпатнешь рыжим париком и пугать некого». Полит. обвинений в фельетоне Л. еще не было, но упоминания «цинизма» было уже достаточно для последующих «оргвыводов».

Состояла членом ВСП.

В 1920-х проживала по адресу: пр. К. Либкнехта, д. 74, кв. 75.

Архив хранится в РГАЛИ: Ф. 620. Оп. 2. Ед. хр. 14. Среди них «Лиса и петух», «Самый смелый», «Черная лисица»: Кабардинские и сванетские сказки (опубл. в ж. «30 дней». 1937. № 4, 7).

Соч.: Алые розы (Дни войны): Пьеса в 3 д. из совр. жизни. Пг., [1914]; Это было так: Пьеса в 2 д. Пг., [1914]; Гром и молния. Л., 1925 (2 изд. - М.-Л., 1930); Джимми Джой в гости к пионерам. Л., 1925; КМИ делает электрич. звонок. Л., 1925; КМИ изобретает пожарный сигнал. Л., 1925; Как Ненила холсты белила, краску квасила, платье красила. Л., 1926; Как ребята в деревне театр наладили. Л., 1926; Как ребята для деревни проводили телефон. Л., 1926; Киноаппарат у ребят. Л., [1926].

Лит.: Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и обществ. деятелей: В 4 т. Т. 2. М ., 1956–60; Сто одна поэтесса Серебряного века: Антология / Сост. и биогр. статьи М. Л. Гаспаров. О. Б. Кушлина, Т. Л. Никольская. СПб., 2000; Молодяков В. Серебряный пепел // Знамя. 2012. № 7.

  • Лесная Лидия Валентиновна