Лестева Татьяна Михайловна


ЛÉСТЕВА Татьяна Михайловна [13.2.1941, п. Рамонь Воронежской обл.] - критик, публицист, прозаик, поэт.

Из семьи служащих. Отец - директор школы, позже преподаватель Лен. ин-та пищевой промышленности, мать - учитель. По отцу род из донского казачества. В 1949 семья переезжает в Л-д.

С детских лет увлекалась лит-рой. После окончания средней школы (с золотой медалью) поступила в ЛГУ на химический фак-т, после окончания (1963) работала в обл. химической науки и промышленности. Канд. химич. наук (1967). С 1993 возглавляла НПО «Мадхава» - предприятие малого бизнеса. Опыт работы в фирме впоследствии стал темой ряда худож. и публиц. выступлений Л.

Путь к самоосознанию как литератора для Л. складывался непросто. Раннее увлечение естественными и точными науками постепенно, как и у мн. шестидесятников, сменилось глубоким разочарованием в перспективах ограниченно рационального научн. познания, что явилось причиной радикального поворота в творч. ориентации. Особенно существенным стал опыт политич. и экономич. перестройки об-ва.

В 2008 Л . стала выпускать и ред. альм. «На русских просторах» (с 2011 - журнал), задуманный как мемуарно-этнографич. изд., но постепенно преобразованное в историко-литературное, кот. сплотило вокруг себя мн. литераторов и историков.

С нач. издательской и журналистской деятельности Л. был свойственен критико-публиц. пафос, вызванный острым противостоянием, нараставшим негативным влияниям в совр. об-ве. Попытка «укрыться» за юмористику и исследование отдалённых ист. эпох не удалась. Пришло осознание того, что только актив. деятельность в обл. лит-ры и публицистики может принести чувство нравств. самореализации. Л. признавалась (что нашло воплощение в сюжетах её прозаич. произведений), что самое сильное впечатление на неё произвели трагич. судьбы современников, погибших в 1990-е. Люди, захваченные водоворотами перестроечного и постперестроечного времени - её друзья и сослуживцы, люди науки, - не смогли найти себя в новых условиях и погибали. Это одна из ключевых тем прозы Л.

Л. считает для себя осн. авторитетом в обл. лит. мастерства в прозе И. Бунина с его чувственным и пронзительным взглядом на человеч. взаимоотношения (Эротические рассказы феминистки . СПб., 2009). В поэзии - от Лермонтова до Маяковского, но без излишнего лиризма, холодновато отстранённо, скорее назидательно, чем исповедально. Такая манера вызывает критич. упрёки и рефлексы непонимания, но адекватно внутренней психологич. настроенности автора, кот. всё-таки остаётся верен «научной поэзии». В этом отношении существует опр. лит. традиция, пренебрегать кот. не следует. Здесь основа и т.н. детского тв-ва Л. - для детей нравств. и поучительного, для взрослых - заставляющего задуматься.

Главное в тв-ве Л. - её умелый опыт и признанное мастерство в обл. лит. критики. Внутреннему дарованию Л. изначально присуща некот. ироничность - и это не преходящее явление, а серьёзная направленность её лит. деятельности. Лит.-критич. статьи, вошедшие в кн. « Потусторонние заметки », а также многочисленные публикации в газ. и ж-лах («Лит. учёба», «Лит. Россия», «Аврора» и др.) способствуют обновлению представлений о текущем лит. процессе.

В лит.-критич. статьях Л. всегда остро полемична, некот. её высказывания можно назвать откровенно провоцирующими. Много раз после её выступлений начинались лит. дискуссии в ж-лах и газ. И неслучайно. Значительная часть лит.-критич. мат-лов Л. посвящ. актуал. вопросам теории и практики совр. лит-ры, в частности разговору о постмодернизме, неореализме, тв-ву начинающих писателей.

Острые выступления Л. в центр. печати по целому ряду проблем совр. жизни (как в публицистике, так и в прозе) вызвали резонанс в российской и западной прессе (Guardian, «Немецкая волна», «Радио “Свобода”»), обширную полемику в интернете. Как прозаику Л. свойственен глубокий психологизм в сочетании с опр. долей иронии и самоиронии. Но ее прозу нельзя назвать «женской» в традиц. смысле, в критике стилистику и образную структуры прозы Л. часто определяют как «амазонство», вне всякой связи с движением «новых амазонок» кон. 1990-х.

В 2015 выпустила роман « Круговерть » - по-настоящему тургеневское произведение об «отцах и детях», о проблемах поколений, роман об истории и судьбе.

Ряд стих. Л. положен на музыку композиторами С. Барсуковой, В. Фёдоровым-Вишняковым, исполнялись на различных сценах.

Лауреат премии А. Жемчужникова (2006).

Продолжает работу в качестве гл. ред. ж. «На русских просторах», член редколл. ж. «Аврора». Член Союза журналистов СПб. и Лен. обл.

Соч.: Аутодафе: Стихи разных лет. СПб., 2005; Путешествие по семейному архиву. СПб., 2006; Детские странички. СПб., 2006; Лихие девяностые // Аврора. 2008. № 6; «О, сердце… От начала до конца». СПб., 2008; Пощёчина // Изящная словесность. 2009. № 1 (14); Недиссидентская кухня // Моск. литератор. 2009. № 18, сент.; Хоть и не пишем мы Золями // Аврора. 2009. № 4; Король поэтов или голый король? // Аврора. 2009. № 6; Идеологич. графомания // Лит. Россия. 2009. № 36; Эротич. рассказы феминистки. СПб., 2009; Пушистики и мохнатики. СПб., 2009; Парад победы или спасибо коню // Лит. Россия. 2010. № 19; Мы росли в другое время // ЛГ. 2010. № 21; Семейный детский дом // Невский альм. 2010. № 5 (54); Критика критики. Субъектив // Аврора. 2010. № 3–4; Стих_и_я. СПб., 2010; Другое мнение // Аврора. 2011. № 5; Страницы истории. К 120-летию со дня рождения О. Мандельштама // На русских просторах. 2011. № 7–8; Мой Пелевин. ЗА или ПРОТИВ? // Лит. учёба. 2011. № 5; Комсомольцы-добровольцы // Аврора. 2011. № 3; «Я протанцевала всю войну...» // Аврора. 2011. № 6 (СПб. ведомости. 2012. 1 март.); Ох, уж эти женщины! // Душа на рифму не глядит. Проза поэтов. VIII. СПб., 2011; Потусторонние заметки: Сб. лит.-критич. ст. и эссе. СПб., 2011; На литературном посту: Сб. критич. и полем. ст. СПб., 2013; Пикник с ужом // Зубренок: Прилож. к газ. «Лит. Петербург». 2013. № 5; Несгибаемые ленинградцы // Невский альм. 2015. № 1 (80); Захар Прилепин… Алкоголь и «алкогон» // Невский альм. 2015. № 3 (82); Круговерть: Роман. СПб., 2015; «Куда мне деться…» К 125-летию со дня рождения Осипа Мандельштама // Невский альм. 2016. № 1 (87); Серебряный голубь России: сб. / ред.-сост. Т. М. Лестевоа. СПб.: Аврора, 2018; Избранная проза. СПб.: Аврора, 2019.

Лит.: Муриков Г. Поэтика и амазонство // Лестева Т. Эротич. рассказы феминистки. СПб., 2009; Алексютина Н. Изменяя контекст // Лит. Россия. 2009. № 52. 25 дек. (Учительская газ. 2009. № 52 (10289). 29 дек.); Библиогр. листки. Периодика (сост. А. Василевский и П. Крючков). Татьяна Лестева. Идеология божьего раболепия // Новый мир. 2010. № 4; Маркелов Г. Есть ли у толстых журналов шанс выжить // Лит. Россия. 2010. № 10. 12 март.; Муриков Г. Эротика или современность? // Парадный подъезд. 2011. № 47; Кутенков Б. Лирич. дерзость и лит. ортодоксы. Поэзия и критика в журналах кон. 2010 и нач. 2011 года // День и ночь. 2011. № 2; Серб Ю. Злободневные мысли по прочтении потусторонних заметок // Невский альм. 2011. № 1 (56); Муриков Г. Ответ Юрию Сербу // Там же; Бондаренко А. Вызовет неподдельный интерес // Поэты и прозаики Невских берегов (Избр. очерки): Сб. СПб., 2011. Вып. 2; Муриков Г. Роман об истории и судьбе // Невский альм. 2016. № 1 (87).

Г. Муриков

  • Лестева Татьяна Михайловна