Леткова Екатерина Павловна


ЛЕТКОВА Екатерина Павловна [2.12.1856, Вологодская губ. - 7.1.1937, Л-д, похоронена на Литераторских мостках Волкова кладб.] - прозаик, переводчик.

Из дворянской семьи. Отец, Павел Степанович Летков, офицер, служил в СПб. адъютантом у графа Ф. Ф. Берга , с 1860 начальником Вологодского телеграфного отд. Мать, Анна Павловна (урожд. Храброва) - из орловских дворян.

В 1872 Л. окончила 1-ю Мариинскую женскую гимназию в Вологде, в 1879 Высшие женские курсы В. И. Герье в М. Курсисткой вращалась в кругу моск. либерал. интеллигенции. Навещая в СПб. сестру Юлию, бывшую замужем за художником К. Е. Маковским , через неё познакомилась с И. А. Гончаровым , Д. В. Григоровичем , П. И. Вейнбергом и др. На «пятницах» Я. П. Полонского встречалась с Ф. М. Достоевским . В это время начала переводч., затем писательскую деятельность.

Знакомство с Н. К. Михайловским в марте 1882 привело вскоре к продолжавшейся до кон. 1883 обоюдной и мучительной для обоих полупроявленной влюблённости. Резко оборванное общение с Михайловским, навсегда оставшееся глубокой душевной раной Летковой, нашло позднее завуалированное отражение в повести «Оборванная переписка» ( Русское богатство . 1902 . № 3, 4). В 1884 вышла замуж за архитектора Н. В. Султанова , автора памятника Александру II в Моск. Кремле , двоюродного брата П. Н. Милюкова , поселилась в СПб.

С кон. 1880-х считала своим гл. занятием обществ. деятельность в Лит. фонде и в комитете об-ва для доставления средств Высшим женским курсам . Обширные связи в лит.-артистических и чиновничьих кругах, используемые ею для устройства благотворит. концертов, базаров и лотерей в пользу учащихся женщин, светскость манер и строгая сдержанность обращения создали ей в демократической среде курсисток репутацию «дамы-патронессы либерального толка» (Т. Аксакова).

После 1917 сотрудничала в изд-ве «Всемирная лит-ра» и Госиздате. В 1919 по инициативе Горького поселилась в Доме искусств . В романе О. Д. Форш «Сумасшедший корабль» черты Л. угадываются в образе Феоны Власьевны, олицетворяющ. осмотрительное отношение «старой» интеллигенции к новой власти: «Она была высока, в движениях плавна, седовласа, вельможна. В её комнате был киот, под часами вожди… Была она набожна, но вместе с тем почитала современных властей за победу…» (О. Форш. Сумасшедший корабль). Позднее жила в общежитии Дома учёных .

Лит. деятельность начала переводом кн. Э. Легуве «Чтение как искусство» (М., 1879 ). Перв. попытка худож. тв-ва - повесть «Ржавчина» ( Русская мысль . 1881 . № 10), где описана закончившаяся самоубийством жизнь молодой женщины с незаурядным характером, не нашедшей места в мире светских условностей и регламентированных отношений.

По настоянию и с помощью Н. К. Михайловского Л. были написаны компилятивные ст. «Психиатро-зоологическая теория народных волнений» (по трудам Ч. Ломброзо - Отеч. записки . 1884 . № 2) и «Крепостная интеллигенция» (об участи творч. людей в крепостной неволе - Отеч. записки . 1883 . № 11).

Печ. в ж. « Русская мысль », « Русское богатство », « Сев. вестник », « Мир Божий » и др. Как правило, описывала безотрадный, чреватый преступлением крестьянский быт («Лушка» - Сев. вестник. 1894. № 3; «Бабьи слёзы» - Мир Божий. 1898. № 5), неприметный драматизм существования «маленьких людей» (один из лучших рассказов «Отдых» - Русская мысль. 1896. № 1 - о старой деве, утопившейся в Волге во время путешествия), тусклая жизнь средней интеллигенции, разуверившейся в иллюзиях народничества («Без фамилии» - Русское богатство. 1902. № 10; «Мухи» - Русское богатство. 1903. № 10), неправда и безысходность совр. брака («Колодники» - Русское богатство. 1905. № 5). Написанные свежим лит. языком, сложившимся не без влияния тургеневской школы, рассказы Л. несли в себе не формулируемое напрямую, но радикальное неприятие окружающей действительности. В 1899, после выхода «Повестей и рассказов» Л., оценивая её «скромный талант» Михайловский выделил мотивы «одиночества, мучительной двойственности чувств и стыда жизни», назвал источником душевной энергии её героинь сопротивление «силе житейской тины» и «рабству» физиологии и наследственности. Немногочисленные худож. произведения Л. в последующие годы в осн. повторяли те же мотивы. В сб. «Рассказы» ( 1913 ) новой была лишь усугубившаяся под впечатлением событий 1905 мрачность описаний народной жизни.

В разные годы среди знакомых Л., кроме вышеназванных были В. В. Крестовский , В. Г. Короленко , А. Ф. Кони , Н. Ф. Анненский , П. Ф. Якубович , В. И. Немирович-Данченко , М. Г. Савина , С. Ф. Ольденбург , Л. Н. Андреев и мн. др. В нач. 1900-х приступила к работе над мемуарами, кот. продолжала до посл. лет жизни, печатая их крайне скупо, объясняя нежеланием «влезать под чужие лучи» (письмо Горькому).

Много работала в обл. худож. перевода: перев. пьесы Г. Д'Аннунцио , пьеса А. Дюма-сына «Дениза», романы Шанфлёри «Моленшарские обыватели», Э. Золя «Углекопы», Ж. Касселя «Мятежные души» (о Н. И. Махно ) и др.

Член ССП.

Соч. : Отдых: Повести и рассказы. СПб., 1900 (1903); Мертвая зыбь: Повести и рассказы. СПб., 1900; Рассказы. Софья Петровна. Таня. Повести. СПб., 1903; Очерки и рассказы. Пг., 1915; Шум во дворе: Сказочка. М., 1930 (и др.).

Лит .: Колтоновская Е. А. Е. П. Леткова // Колтоновская Е. А. Женские силуэты. СПб., 1912; Ходасевич В. «Дом искусств» // Ходасевич В. Избр. проза. Нью-Йорк, 1982; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Форш О. Д. Сумасшедший корабль. Л., 1988; Милюков П. Н. Воспоминания. М., 1991.

  • Леткова Екатерина Павловна