Левенталь Вадим Андреевич
ЛЕВЕНТÁЛЬ Вадим Андреевич [25.10.1981, Л-д] - прозаик, лит. критик, редактор.
В 1990-е посещал ЛИТО «Пегасик» под рук. С. Ивановой. В 1999 окончил школу № 27 им. И. Бунина. Учился на фак-те актерского искусства в СПбГУП в мастерской Р. Громадского и С. Заморева, однако курса не окончил. Выпускник филологич. фак-та СПбГУ по специальности «Русский язык и литература» (2009). Получил в ун-те доп. специализацию «Лит. критика и редактирование», где учился у С. Друговейко-Должанской и В. Топорова. По окончании ун-та поступил в аспирантуру кафедры истории русской лит-ры. С 2007 работает в изд-ве «Лимбус Пресс» (отв. редактор, с 2012 – гл. редактор).
Проза и критика Л. регулярно публикуется в таких печ. и интернет-изданиях, как «Прочтение», «Частный корреспондент», «Известия», «СПб. ведомости», «Соль», «Звезда», «Октябрь», «Волга» и др.
Первая публ. Л. - рассказ «Письма с берегов реки Оккервиль» ― состоялась в рубрике «Первая проза» ж. «Звезда» (2006. № 7). Опубл. повести «Доля ангелов» (сб. «Четыре шага от войны» - СПб.: Лимбус Пресс, 2010) и «Парки хой» (Лит. кубики. 2008. № 4), вошедшую в long-list ежегодной лит. премии им. И. Белкина; готическую новеллу «Carmen Flandriae» (Волга. 2012. № 1–2); рассказы « Kill'em all» (Абзац. 2007. № 2); «Обломов и Штольц в совр. условиях» (сб. «На ветру времен» ― СПб.: МИРС, 2008); «Addio del passato» (Лит. кубики. 2009. № 6); «Письмо первое, от Михаила к Василию» (сб. «Красная книга алкоголика» - СПб: Амфора, 2009); «Лапа бога» и «Одиннадцатый храм» (Антология прозы двадцатилетних - СПб.: Лимбус Пресс, 2011); « Проснись, ты сейчас умрешь » (антол. «Петербург Нуар» - СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2013; ранее вышла на англ. яз под назв. «St. Petersburg Noir» - NY: Akashic Books , 2012).
О рассказах, включенных в «Антологию прозы двадцатилетних», А. Шепелёв замечает, что «тексты Л. добротны и сконцентрированы, написаны не “корявой, как выкорчеванный пень” лапой…, а твердой рукой редактора и стилизатора... Они-то в качестве некоего приятного сюрприза или бонуса и выбиваются из сборника – ни тебе секса, ни наркотиков, только намек на ретророк-н-ролл (в стиле Лескова, Толстого или отчасти даже Бунина)».
В 2012 вышел в свет дебютный роман Л. «Маша Регина» (СПб.: Лениздат, 2012), получивший весьма высокую оценку в печ. В. Топоров назвал его безусловной «книгой декабря» 2012. По мнению Л. Данилкина, в романе чувствуется «не просто “умелый рассказчик”, “опытный раконтер”; тут чувствуется рассказчицкое, иначе не скажешь, величие»: «У Л. слух зрелого поэта, легкие молотобойца и ум молодого математика; не остроумие, а ум именно, мудрость философа; это Мастер, настоящий, калибра раннего Битова; никогда не скажешь, что это дебютный роман человека, которому 31 год». Такова и оценка П. Рыжовой («Дебютная работа Л., больше напоминающая не пробу пера, а философский эпилог опытного, несколько уставшего автора, как будто и произрастает из многолетнего литературного компоста, собранного в уме тридцатилетнего филолога»), аттестующей Л. как заметную фигуру в узком лит. мире.
Как критик публикуется с 2006. Для Л. самое интересное и ценное в деятельности лит. критика - это момент, «когда критическое суждение не уходит в безвоздушное пространство, когда возникает диалог, разброс мнений. Зазор между разными отношениями к тексту всегда любопытнее, чем каждое мнение в отдельности» («Выйти из гетто» [инт.]). Критика, по Л., нужна не писателю, а читателю, а лит-ра, в конечном счете, есть отражение истории человечества, движение кот. ― «самое величественное зрелище на Земле». Оценивая совр. лит. ситуацию, Л. отмечает, что «курс слова по отношению к картинке продолжает падать», однако «всегда найдутся безумцы, кот. вместо того, чтобы деньги зарабатывать, будут писать книги, и другие безумцы, кот. ради этих книг выключат телевизор» («Выйти из гетто» ). Л. считает, что писать о классиках имеет смысл тогда, когда обнаруживаешь то, чего до тебя не замечали. Так, заметив инфернальную тему в «Пушкинском доме» А. Битова, Л. написал ст. « Мистика и инфернальное в романе А. Битова “Пушкинский дом” » (Роман Андрея Битова «Пушкинский дом». Серия «Текст и его интерпретация». Вып. 5. СПб.: Фак-т филологии и искусств, 2009).
Л. выступил автором идеи и одним из составителей сб. «Лит. матрица» (2010), альтернативного школьного учебника, написанного писателями о писателях, кот. вызвал шквал неоднозначных отзывов. Оценка Л.-критика так же колеблется: от апологетической «Он ворвался внезапно на нашу литературную сцену и заявил о себе достаточно ярко. Просто пришлось считаться с тем, что он есть. С его голосом» (С. Носов) - до иронической «молодой, приятный и чрезвычайно интеллигентный литературный менеджер из Санкт-Петербурга. <…> Типичный представитель современного литературного процесса. Активно делающий на этом поприще карьеру» (Г. Давыдов) - и даже уничижительной: «автор трёх с половиной публикаций во второстепенной периодике, известный преимущественно как подручный В. Топорова по издательским и премиальным делам» (Д. Кузьмин).
Наибольший обществ. резонанс вызвала ст. Л. « Верлибры, свежие верлибры! », написанная в рамках организованной ж. «Октябрь» дискуссий о том, неизбежен ли сегодня выбор между формальной и общественной задачей лит-ры, т.е. «что сегодня важнее для писателя: заниматься общественно важными проблемами, выражая своё к ним отношение необработанным языком “нового реализма”, или освобождаться от социальности и создавать новые языковые формы и смыслы» (Е. Ратникова). По убеждению Л., отнюдь не выступающего противником «нового языка», подобный язык может возникнуть «только тогда, когда слова, кот. выражали истину раньше, стираются, дух испаряется из них, как из музейных экспонатов» - и, что еще важнее, создание нового языка никогда не является результатом формальных экспериментов, сознательной работы литератора над «приращением смыслов»: «…Секрет в другом: этим людям [напр., Пушкину, Толстому, Маяковскому. - Ред. ] важно было сказать то, что их мучило, и только во-вторых, чтобы это сказать, пришлось обновить язык».
Исполнительный директор премии им. Геннадия Григорьева (с 2010) и премии «Национальный бестселлер». Л. признали «Человеком года - 2010» по версии «Последних известий» - программы петерб. ТК «100ТВ».
Соч.: Письма с берегов реки Оккервиль [Рассказ] // Звезда. 2006. № 7; Шум машины письма // СПб. ведомости. 2007. № 232. 10 дек.; Мистика и инфернальное в романе А. Битова «Пушкинский дом» // Роман Андрея Битова «Пушкинский дом»: Сб. Серия «Текст и его интерпретация». Вып. 5. СПб., 2009; Верлибры, свежие верлибры! // Октябрь. 2010. № 2; Carmen Flandriae: готическая новелла // Волга. 2012. № 1–2; Проснись, ты сейчас умрешь. Новая Голландия // Петербург нуар [Сб. рассказов]. СПб., 2012; Маша Регина [Роман]. СПб., 2012; «Выйти из гетто» [Инт.] // Лит. Россия. 2010. № 41. 8 окт.; «Русский Букер» undead // Известия. 2012. 19 июл.; Гы-протест // Известия. 2012. 25 окт.
Лит.: Кузьмин Д. Безвоздушное пространство // Воздух. 2010. № 1; Шепелёв А. Есть ли онтология в антологии? Об утреннем закате поколения «У» [инт.] // НГ Ex libris. 2011. 22 сент.; Ратникова Е. На грани весны // Лит. Россия. 2010. № 11. 19 март.; Носов С. [Инт.] /; Давыдов Г. Курьезный Левенталь // Перемены. 2011. 9 июн.; Данилкин Л. Большой, умный, пронзительный русский роман // Афиша.ру. 2012. 26 дек.; Рыжова П. Повесть об имени и фамилии // Газета.ру. 2013. 15 янв.; Топоров В. Путем зерна // Фонтанка.ру. 2013. 17 янв. calendar.fontanka.ru/articles/249.
Л. Агакеримова, А. Козакевич, А. Силина