Левин Дойвбер


ЛÉВИН Дойвбер (Борис Михайлович) [10.10.1904, Ляды Могилевской губ. - 17.12.1941, погиб под Погостьем Лен. обл.] - прозаик.

Родился в пресловутой «черте оседлости». Отец Л. занимался вояжерством. Жили не богато: своего дома не было, снимали жилье у соседей. Первенца назвали Дойв, что на иврите значит «медведь», и Бер, что на идиш тоже означает «медведь». Рос подвижным и озорным подростком: озорство происходило от избытка энергии и любознательности. Позже энергия и любознательность обернулись страстью к книгам и к природе, полюбил уединение, бродил по живописным окрестностям местечка, носил с собой тетрадь и время от времени что-то записывал. С. Мирер: «…в возрасте 10–12 лет он прочел чуть ли не всю классическую родную литературу <…> и по мере того, как осваивался русский язык, читал Крылова, Пушкина, Гоголя, Купера, Майн Рида, Жюль Верна, Уэллса… Потом пошла и вся остальная классическая русская и мировая литература, а также книги по истории философии, по истории религии. Вообще природа и книги были <его> великими учителями, постоянными собеседниками и верными друзьями». Т.о. развенчивается легенда, будто с русским языком Л. столкнулся только в Пг., когда купил в букинистическом магазине четыре тома толкового словаря В. Даля, переписывал слова на карточки и, перекладывая и тасуя их, запоминал слова.

В 1920 закончил единую трудовую школу, перед тем ― мл. и ст. хедеры. По окончании школы поехал продолжить учебу в Моск. ун-те, но в 1922 (самое позднее - в 1923) уже учился в Пг. в Ин-те истории искусств. К этому времени уже понимал, что ни история, ни философия, ни театроведение не могут стать смыслом его жизни ― хотел писать. А. Каплан, тогдашний сосед по жилью (студент Академии Художеств), рассказывал, что на столе Л. стопочками лежали аккуратно нарезанные листы бумаги – белой, серой, грязно-желтой, на кот. он писал, но написанное никогда не читал вслух.

Через И. Бахтерева, студента театрал. фак-та, познакомился с Д. Хармсом, потом с А. Введенским, стал режиссировать студенч. спектакли по их произведениям, делать монтажи из их стихов (напр., спектакль «Моя мама вся в часах»). В декларации ОБЭРИУ, напеч. в ж. «Афиши Дома печати» (вместе с программой «Трех левых часов»), о нем сказано: «Бор. Левин - прозаик, работающий в настоящее время экспериментальным путем». Он «экспериментировал» в написании романа - « Похождения Феокрита », рукопись кот. не сохранилась и неск. слов о кот. нашлось в воспоминаниях Г. Гора: «Обэриутский прозаик Дойвбер Левин… прочитал главы из романа “Похождение Феокрита”. Роман Левина походил на картину Марка Шагала. Так же как у Шагала, в “Похождении Феокрита” размывались границы между тем, что могло быть, и тем, что могло только присниться. В нижнем этаже шагаловски фантастического дома жил обычный советский служащий, а в верхнем обитало мифическое существо с головой быка. Только потолок отделял современность от античности, спаянных вместе причудливой фантазией автора».

В 1929 ж. «Пионер» опубл. рассказ Л. « Полет герр Думкопфа », чуть позже появился рассказ, напис. вместе с Д. Хармсом, « Друг за другом » (Еж. 1930. № 9). В 1930 вышла отд. изд. небольшая повесть в полтора листа с назв., что и в перв. рассказе - « Полет герр Думкопфа » (рассказы были подпис. «Б. Левин», повесть - «Дойвбер Левин»: в последнем псевд. он соединил имена, полученные от родителей, чтобы читатели не путали его с моск. писателем Борисом Левиным). Опубл. произведения различны, но все три объединяет общая идея, нашедшая завершение в повести и явившаяся продолжением его «обэриутской» прозы - ироничной и гиперболизированной. Фантазия Л. раскована, проза свободна от земных пут и оправданий.

Втор. кн. Л. ― « Десять вагонов » ― резко отличалась от первой. В ее основе реальные обстоятельства: однажды Л. набрел на еврейский детский дом. Дети рассказывали ему о своей недолгой, но заполненной приключениями жизни, он записывал. Л. нарочито не обрабатывал рассказы воспитанников, стараясь сохранить их своеобразие. Собств. роль свел к тому, чтобы организовать мат-л, тематически его сгруппировав.

Две перв. кн. были лит. школой для Л. Но выпущенные им вслед « Улица сапожников » (1932), «Вольные штаты Славичи» (1932) и «Лихово » (1934) обнаружили его подлинное своеобразие. В них он обрел свой язык, выразил особое восприятие мира. В трилогии он рассказал о том, что хорошо знал ― о жизни, кот. наблюдал и кот. сам жил в отрочестве. Гармонию повестей Л. «поверял алгеброй»: «Улица сапожников», самая большая по объему, делится на три части: «Бой на Мерее» - лето 1914-го, «Встреча» - 1916-й и «Война продолжается» - осень 1919-го. Время действия в каждой части ― два дня. Л. отбирает шесть наиболее напряженных и характерных дня из жизни рыжего Ирмэ, героя повести. За это время Рыжий, тринадцатилетний парень, лентяй и задира, проказы кот., вероятно, напоминали «шалости» отрока Бера, вырастал в сознательного рев. бойца. Действие «Вольных штатов Славичей» Л. сжал в три дня. Повествование почти беспрерывное. Это моноповесть. Здесь нет мгновения без гл. героя - слободского Степана. Проза «Лихова» плотная, сочная. Первая и последняя ее части соответственно делятся на четыре главы: «Утро», «Полдень», «Вечер», «Ночь». Симметричная структура нужна автору, чтобы читатели прочувствовали, насколько последнее «утро» отличается от тогдашнего, теперешний «день» от того «дня». Меняется и ритм повествований: от размеренной, сонной, скудной жизни - до взрыва.

В 1935 Л. пригласили на «Ленфильм» для напис. киносценария о мальчике-буденовце Федьке. Л. зажегся новой для него идеей. Картина вышла на экраны 23 февр. 1937 (реж. Н. Лебедев) и имела большой успех. Л. было жаль расстаться с Федькой, и он переработал сценарий в повесть « Федька ». Позднее он обращается к истории впрямую: персонажами пьесы « Амур-река » становятся конкретные ист. личности (речь идет о 1920-х на Дальнем Востоке, о Сергее Лазо, выведенном под др. именем). Последующая повесть, мат-лы для кот. Л. собирал в предвоен. годы, познакомила бы читателя с жизнью М. Фрунзе.

Л. ушел добровольцем на войну с фашизмом. Был послан на курсы «Выстрел». В сер. ноября получил назначение командиром пулеметной роты 1062 полка 281 стрелковой дивиз. Однако с ротой не справился, не совладал и с командованием взводом: путал команды, не умел приказывать. Оказался в резерве штаба полка. Дивизию перебросили на Волховский фронт, ей предстояло очистить территорию, прилегающую к ст. Погостье, взять укрепленную ст. Малуксу. В этом бою Л. был убит. Посмертно награжден медалью «За оборону Л-да».

Архив Л. не сохр.

Соч.: Полет герр Думкопфа. М.-Л., 1930; Десять вагонов. Л.-М., 1931 (1938); Улица сапожников. М.-Л., 1932; Вольные штаты Славичи. М.-Л., 1932; Лихово. Л., 1934; Федька: Сценарий. М., 1936; Федька: Повесть. М.-Л., 1939. Амур-река: Пьеса. М.-Л., 1939.

Лит: Разумовский А., Бахтерев И. Б. М. Дойвбер Левин // За сов. Родину: Памяти лен. писателей, погибших во время Великой Отеч. войны. Л.: Лен. газ.-журн. и кн. изд-во, 1949; Пантелеев Л. Живые памятники. М.-Л., 1966; Биневич Евг. Живой памятник // Советиш Геймланд. 1978. № 5 (на идиш); Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Бахтерев И. Дойвбер Левин // До последней минуты… Л., 1983; Биневич Евг. Плечом к плечу с читателями // Там же; Дневниковые записи Даниила Хармса / Публ. А. Устинова и А. Кобринского // Минувшее: Ист. альм. СПб., 1992; Казак В. Лексикон русской лит-ры ХХ в. М., 1996; Дымшиц В. Забытый обэриут // Народ Книги в мире книг. 2004. № 53 (окт.).

Евг. Биневич

  • Левин Дойвбер