Липьяйнен Леонид Сергеевич


ЛИ́ПЬЯЙНЕН Леонид Сергеевич [17.7.1953, Л-д - 30.11.1984, Л-д] - прозаик.

Отец - инженер, мать - мед. работник. В годы войны отец, как обрусевший финн, воевал в штраф. батальоне. Л. в детстве увлекся рисованием, стал сочинять подписи к своим рисункам; школьная учительница привила любовь к лит-ре. В 1976 окончил Политехнический ин-т им. М. Калинина. По распределению три года работал инженером на лен. з-де Полиграфических машин, затем перешел на работу в котельную, чтобы иметь возможность «писать, писать и писать». Посл. годы - ред. изд-ва «Детская лит-ра». Л. считал себя учеником А. Битова, кот. находил в рассказах Л. сходство с ранним В. Набоковым. В кон. 1970-х - участник конференции молодых писателей Северо-Запада (рук. Б. Никольский). Печ. в сб. «Молодой Л-д», «Точка опоры», ж. «Аврора». Незадолго до кончины участвовал в 8 Всесоюзном совещания молодых писателей (май 1984), где его произведения получили высокую оценку.

Л. прожил короткую жизнь - 31 год. Перв. кн. - повесть « Год активного сердца » - увидела свет уже после смерти автора. Однако за неск. лет Л. создал удивительную по своей лиричности и нежности прозу. Каждый его рассказ вызывал заинтересованные лит. споры.

Гл. тема Л. ― любовь. «Молодого писателя занимает мир чувств, мир переживаний человека в том возрасте, который оказывается переходным рубежом между детством и юностью. В этом возрасте многое, особенно в сфере чувств, в сфере человеческих отношений, открывается для человека впервые и потому воспринимается наиболее остро. То, что потом взрослому человеку может показаться не столь уж и значительным, в душе подростка способно вызвать сложные переживания. Мир этих переживаний противоречив, стремление к самоутверждению здесь легко переходит в крайнюю неуверенность, прикрываемую бравадой, юношеский скептицизм рука об руку идет с внезапно прорывающейся почти сентиментальной восторженностью, наивная ребячливость соседствует с уже приходящим к человеку пониманием сложности жизни...» (Б. Никольский. Предисл.).

Лирич. зарисовка « В третьем лице » (в сб. « Точка опоры ». Л., 1980) - одна из перв. публикаций - вызвала внимание новизной, неординарностью стиля. «В рассказе все держится как бы на полутонах, на недоговоренности, и в этом его достоинство, ― писал Е. Кутузов, ― потому что речь-то идет о первой, едва нарождающейся любви, еще не ясной, еще до конца не осознанной, о созревании и становлении человека, мужчины, ответственного за себя, и за других, об извечном столкновении прекрасного и пошлого. О рождении и воспитании чувств». От рассказа оставалось «ощущение пронзительной и вместе с тем светлой грусти перед загадкой уходящего, исчезающего времени… - словно уже тогда Леонид Липьяйнен предугадывал свою судьбу...» (Б. Никольский. О Леониде Липьяйнене).

Герой рассказа « Галочка, или Курортный роман восьмиклассника » (Аврора. 1982. № 10), Алеша Вадеев приходит к открытию, что человек несет ответственность не только перед тем, кого любит сам, но и перед тем, кто, пусть безответно, любит его, кого он сумел привязать к себе. «Какая пытка! Нет, что за жизнь?! - размышляет герой рассказа.- Сначала не любят меня - мне мука. Теперь меня любят - и мне же мука!». Л. трезво и жестко выписывал раздвоенность любовного чувства. «Для его Алеши была Любовь - что-то очень манящее и возвышенное, стоящее в одном ряду со звездами, росами, но было и “это дело” - тоже крайне завлекательное, говорить о котором, однако, можно только с хохотком, с подмигом. Липьяйнен писал об этом раздвоении без ханжества - и навлекал на себя упреки чуть ли не в пропаганде сексуальной распущенности» (А. Мелихов). Герой Л. прежде всего пытается понять самого себя, прислушаться к своему сердцу. Проза Л. спорит с поверхностно-торопливым отношением к жизни. По замечанию Мелихова, «герой Липьяйнена мучается вовсе не оттого, что ему чего-то недодали,- он страдает от невозможности отдать. Его отравляет нерастраченная нежность».

Повесть « Год активного сердца » (1985) - поэтичная история перв. любви «начитанного очкарика» Алеши Вадеева - отличается тончайшей психологич. тканью. Своеобразие языка отметил Мелихов: «Под взглядом его оживают самые обычные предметы: самосвал у него дрожит от нетерпения; зимние городские елки, которые продают на улице, “худые и ободранные, как бездомные собаки” <…> Любовь, даже нежность Липьяйнена к миру, сплошь живому, выражаются и через любовь его к языку: он подбирает слово, метафору, как костюмчик любимому ребенку. Фраза его всегда полна звуковых и смысловых перекличек, часто даже озорных: одно стекло у него “лопается от смеха”, другое “трескается от злости”». Белый стих органично входит в ткань повествования: «…И трели птиц, как блики солнца в лужах, слепили слух, глухой и ватный после сна зимы».

Кн. « Времена любви » (1989) вышла спустя пять лет после кончины Л. Друзья Л. - Б. Никольский, А. Мелихов, Б. Мазо ― собрали рукопись кн. из разрозненных фрагментов, изд. обеспечил Е. Туинов. Кн. представляет собой роман, некот. главы кот. уже опубл. ранее как самостоятельные произведения, их объединяет автобиогр. герой. По словам близко знавшего прозаика Никольского, «он мечтал написать роман, кот. стал бы своего рода исповедью молодого человека нашего времени, историей его духовного становления, его потерь и обретений. Этот роман - история жизни Алеши Вадеева, - а точнее сказать, роман в рассказах, складывался постепенно, медленно, обретая новые черты, разрастаясь и вглубь и вширь. Писатель очень хорошо сознавал, что осуществление подобного замысла не терпит суеты и спешки, и работал с высокой мерой требовательности к самому себе. Страницы этого романа и составили книгу».

Во втор. части кн. под назв. «Производственный романс» герой начинает работать в конструкторском бюро. Вместе с душевной чуткостью автора проявляется его острая соц. наблюдательность. Чувством боли и тревоги проникнуты заключительные главы кн. ― «Групповой портрет», «Сентиментальная командировка», «Интоксикация». Вступая во взрослую жизнь, герой Л. испытывает мучительное чувство неудовлетворенности. Автор рисует нравств. оскудение тех, для кого работа стала времяпрепровождением, «драматическую раздвоенность тех, чьи способности и возможности оказывались невостребованными об-вом. Разрыв между юношескими мечтаниями, между готовностью отдавать, служить истинному Делу, с одной стороны, и рутиной реальной жизни, где видимость дела оказывалась важнее самого дела - с другой, остро ощущался писателем» (Б. Никольский). Л. тревожит дефицит чуткости, человечности, в его книгах ощутима жажда доброты и отзывчивости.

В «петерб. текст» русской лит-ры проза Л. вносит свою ноту: в ней звучит пронзительная нежность, она насыщена нюансами чувств, побуждает читателя сопереживать героям и вглядываться в себя, прислушиваться к самым тонким звукам души.

Соч: Сентиментальная командировка // Молодой Л-д. 1983. Л., 1983; Фильм для взрослых // Дружба-83. Л., 1983; Год активного сердца. Л., 1985; Времена любви. Л., 1989.

Лит.: Кутузов Е. Побеги: Заметки о прозе молодых // Точка опоры. Л., 1980; Никольский Б. [Послесл.] // Аврора. 1982. № 10; Мелихов А. Нерастраченная нежность // Нева. 1987. № 3; Осьминина Е. [Рец.: Год активного сердца] // Детская лит-ра. 1987. № 1; Никольский Б. О Леониде Липьяйнене // Липьяйнен Л. Времена любви. Л., 1989.

А. Любомудров

  • Липьяйнен Леонид Сергеевич