Лисняк Александр Георгиевич


ЛИСНЯ́К Александр Георгиевич [5.4.1952, Л-д] - прозаик, поэт.

Родился в семье военнослужащего. Отец, Георгий Иванович, после войны окончил Военную академию в Л-де. Мать, Евгения Ивановна, библиограф со знанием неск. иностранных яз., окончила ист. фак-т ЛГУ. Семья часто меняла место жительства. Отец служил в Североморске, в Пярну, в Херсоне, в Киеве. Мальчик жил у дедушки и бабушки в Киеве. Бабушка была учительницей нач. классов, дед преподавал математику. Л. окончил в Киеве школу № 112 с углубл. изучением английского яз. Еще в школе начал писать на украинском яз. В 1967–69 публ. в республиканской газ. «Молодь Украины». Выпускное соч. напис. в стихах на украинском яз.

После окончания школы (1969) работал санитаром «Скорой помощи», затем служил в армии. Демобилизовался в звании сержанта мед. службы. После развода родителей переехал с матерью в Л-д, где работал санитаром скорой помощи в кардиол. бригаде. Одновременно писал стихи и прозу. Его сказки для детей стали появляться в ж. «Костер» на страничке для малышей.

В нач. 1970-х близок к андеграундным кругам Л-да. Его поэма « На смерть Оксаны » включена в колл. самиздатский сб. «Лепта». Позже его стихи опубл. в антологии «У Голубой лагуны» К. Кузьминский.

В 1977 в изд-ве «Детская лит-ра» вышла перв. книжка-сказка « Колокольчик Простотак ». Затем еще две - « Прогречневую кашу » и « Как цветок вырос ». В это время Л. был близок с изв. детским писателем Р. Погодиным, принимавшим участие в судьбе сказочника. Одновременно писал и «взрослую» прозу, печ. в ж. «Лит. учеба», «Моск. вестник», «Аврора», в молдавском ж. «Кодры». По его сказке «Колокольчик Простотак» поставлены спектакли реж. Г. Романовской в Выборгском ДК и Смирновым-Несвицким в театре «Суббота».

Был участником конференций молодых писателей Северо-Запада и Всесоюзного совещания молодых писателей (1979). В 1981 принят в СП СССР (позже СП России). Составлял в ж. «Костер» журнал в журнале «Уголек», печ. в детском ж. «Искорка», кот. возглавляла Д. Колпакова. В 1985 поступил на Высшие лит. курсы при Лит. ин-те им. М. Горького, по окончании вернулся в Л-д.

В 1989 изд-во «Сов. писатель» выпустило сб. избр. прозы Л. « Самый короткий путь ».

Как сообщает Л. в « Автобиографии », «в 1991 году принял тайный монашеский постриг от руки Митрополита Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). В 1998 по рекомендации духовника архимандрита Кирилла (Начеса) стал подвизаться явно. Архимандрит благословил подобрать монастырь. Сказал, что каждый монастырь нужно изучить изнутри. Подвизался недолго в трех монастырях. Затем заболел. Сейчас живу в миру с матерью, хожу в храм “Всех святых, в земле Российской просиявших”, что в Парке Победы».

Проза Л. почти всегда соотнесена с тем миром, кот. обозначен им в назв. повести-калейдоскопа, опубл. в «Лит. учебе», - « Детское время ». Это «детское время» всегда ощущается в лирич. составляющей прозаика. Ю. Томашевский, разбирая повесть молодого автора, писал: «Неразделимые - по замыслу - новеллы-“стеклышки”, если их все же отделить одну от другой, прочитываются хорошо. “ Камень”, “Сад утром”, “Сорванные цветы”, “Музыка”, “Тайна ” - это стихи в прозе, и каждый из них не просто картинка, кот. вроде могло и не быть в контексте, а одетая в изящную форму точная мысль. Мысль за мыслью - это движение мысли. В этом движении, происходящем на наших глазах, лирический герой как бы обретает - мы это видим! - живую душу, пытливую, нежную и ранимую; мы физически ощущаем, как входит в нее все доброе, чуткое на красоту, как натыкается на нее, отталкивается все злое и некрасивое» (Лит. учеба. 1979. № 3). Критик указывал на жанровую близость повести Л. Соколову-Микитову и Ю. Куранову, отмечая, что широкий читатель все же предпочитает «жесткий сюжет» и Л. «надо заранее смириться, что далеко не всем читателям его «калейдоскоп» будет близок». Однако сам критик называет то, что пишет Л., «литературой. Без скидок». «В “Детском времени”, - пишет Томашевский, - я вижу искусство мысли и слова. Вижу настоящее творчество, прежде всего выражающееся, на мой взгляд, в органическом присутствии на страницах “калейдоскопа” не одного, как обычно, а… двух авторов. Да, у произведения А. Лисняка два создателя. Первый - видел, запоминал, подбирал краски, второй - осмыслил увиденное и запомнившееся, выстроил в смысловую цепь. Второму никогда не удалось бы этого сделать, не обладай первый глазами, памятью и воображением художника. Сегодняшний А. Лисняк - он не боится это признать - немыслим без своего маленького “соавтора”. Любознательный, умный, способный связывать наблюдения с мыслью мальчик - начало писателя А. Лисняка, его исток, он никому не обязан так, как себе в детстве» (Там же). Пожалуй, никто не имеет такого права, как Л., сказать о себе: «Я родом из детства». Тот, второй, подлинный соавтор писателя присутствует в нем всегда, о чем бы он ни писал.

Жанровая особенность «Детского времени» неслучайна, она вызвана самим мировосприятием писателя, наблюдательного и внимательного читателя жизни. Эта его внимательность к деталям и стремление каждую деталь, каждое малое явление делать самоценным, самостоятельным сюжетом, одновременно вписанным в общую картину жизни, не всякому читателю бывает по душе. Так, откликаясь на рассказы Л., опубл. «Авророй» в рубрике «Мастерская», Е. Калмановский писал: «Иногда они начинают напоминать веер, каждое крылышко которого расписано искусно и живо, а чего-то объединительного, скрепляющего недостает. Умом понимаешь: оно есть, а чувство о том свидетельствует слабо. Вероятно, так получается оттого, что Лисняк, желая все обязательно доводить до отчетливости, складывает впечатления бытия в маленький воображаемый кинофильм. Ощущается некоторый излишек зримости, наглядности. В жизни как будто многое подвижней, незакрепленней, безостановочней» (Калмановский Е. Школа внимания // Аврора. 1984. № 3).

В предисл. ко второму изд. кн. «Самый короткий путь» Л. определяет свой метод как «фантастический реализм». «Во время составления этой книги, - пишет автор, - возникла необходимость написать нечто вроде предисловия. Чтобы по возможности исключить заблуждения стороннего ума, с предельной ясностью показать основу моего поиска. Способ фантастического реализма, имеющий истоки в фольклоре, особенно в былине и сказке, как способ воспроизведения реальности наиболее близок мне. В этом направлении я работаю вот уже пятнадцать лет. Все формы русского народного искусства основаны на особенном фантастическом мышлении и предельно обобщенной символике, имеющей принципиальное значение. Поэтика и символика фольклора мало освоены нашей современной художественной прозой. Утрата фольклорных истоков живой развивающейся прозой чревата, прежде всего, вырождением самосознания. Считаю своим долгом в меру сил и способностей развивать основные принципы фольклора, как я их понимаю, в том, что пишу. Стремлюсь не к внешнему сходству, но к наследованию сути». Но если ранний Л. получил некот. критич. освещение, то зрелый с его методом фантаст. реализма еще ждет своего исследователя.

Соч.: Колокольчик Простотак: Сказка. Л., 1977; Про гречневую кашу: Сказки. Л., 1978; Детское время: Повесть-калейдоскоп // Лит. учеба. 1979. № 3; Как цветок вырос: Рассказы. Л., 1984; Зимородок: Повесть // Кодры. 1987. № 8; Самый короткий путь: Избр. проза. М., 1989 (СПб., 2008).

Лит .: Томашевский Ю. О рассказах В. Лецика, Р. Мустонен и повести А. Лисняка // Лит. учеба. 1979. № 3; Калмановский Е. Школа внимания // Аврора. 1984. № 3; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / Сост. А. И. Белинский. СПб., 2011.

В. Кречетов

  • Лисняк Александр Георгиевич