Ливен Магда Густавовна


ЛИВЕН Магда (Магдалена-Луиза-Софья) Густавовна (баронесса; в замуж. Ливен-Орлова, Орлова; псевд. Бар. М. Ливен) [5.9(24.8).1885, СПб. - 7.11.1943, Валлах, Австрия] - драматург, поэт, прозаик.

Происходила из старинного прибалтийского (курляндского) рода. Дочь хранителя отд. живописи и графики Эрмитажа. Получила домашнее образование; жила среди старинных полотен и книг. Рано начала писать красивые стихи на разных европейских яз.

Печ. с 1910 - как поэт, драматург, прозаик. Лит. пристрастия и способности Л. проявились прежде всего в драматургии. Писала одноактные пьесы (с элементами мистики) на ист. темы, кот. составили два сб.: « Асторре Тринчи » (СПб., 1911) и « Багряные листья » (СПб., 1912). Отд. выходила пьеса « Цезарь Борджиа » (СПб.: В. Щуко, 1910). Критика писала, что Л. стилизовала не столько эпоху (европ. Возрождение), сколько «современное среднекультурное представление» о ней. Н. Гумилев назвал сб. драматургии Л. «увлекательно-женскими книгами». Одна из пьес Л. (стихотворная) - « Маддалена » - привлекла внимание композитора С. С. Прокофьева, кот. он использовал как либретто оперы (1911). Член ЛОДП.

О «Цезаре Борджиа» Н. Гумилев писал: «Душа капризная, ленивая или усталая, любопытная... Ясновидящая, но не памятливая... И гордая, настолько гордая, что пренебрегает даже жеманством, которое одно могло бы перевести ее слишком туманные мечты в мир линий, красок и звуков. Таков автор “Цезаря Борджиа”. Его трансцендентный роман с героем Возрождения характерен и как литературная попытка, и как человеческий документ...» («Бар. М. Ливен. Цезарь Борджиа»).

Стих. опыты Л. собраны в сб. « Стихи. 1900–1910 » (СПб.: Тип. Гл. упр. уделов, 1911).

На стихи Л. были созданы песни (романсы), запис. на грампластинки (Я сплю : Для голоса с сопровожд. фортепиано. СПб.: Циммерман, [б.г.]. Муз. В. Шпис-Эшенбург).

В 1916–17 сотрудничала в ж. «красивой жизни» «Столица и усадьба» Вл. Крымова, где печ. ее стихи и рассказы. Редактор ж-ла в своей кн. «Портреты необычных людей» оставил такой портрет Л.: «…писательница, красивая, остроумная и снобка, необычное сочетание…»

Рассказы Л. собраны в сб. « Голоса ночи » (Берлин, 1929; рец.: Т. // Руль. 1929. № 2673. 11 сент.) и, подобно драм. произведениям Л., содержат элементы мистич. Мировидения, повествование о чудесах и тайнах.

После рев. эмигрировала. Жила в Германии, Австрии. В Берлине был опубл. ее роман « На пороге » (1926), кот., по замечанию критика, «сплел и великосветский вихрь царского Петербурга, и древние храмы Египта, и тихую жизнь усадеб русских «дворянских гнезд»… и, наконец, первые громы Великой войны, предвестницы Русской катастрофы» (Ю. Айхенвальд // Сегодня. 1926. № 116, 29 мая).

Соч.: Асторре Тринчи. Веселый товарищ. Маддалена: [Пьесы]. [СПб., 1911].

Лит.: Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и обществ. деятелей: В 4 т. М., 1960 (М. Г. Орлова); Венгеров С. А. Критико-биогр. словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). Т. I–VI. СПб., 1889–1904 (СПб.: Наука, 2001); Русские писатели. 1800–1917. Т. 1–5. М., 1989–1999; Сто одна поэтесса Серебряного века: Антология / Сост. М. Л. Гаспаров, О. Б. Кушлина , Т. Л. Никольская . СПб.: Деан, 2000; Русские поэты ХХ века: Мат-лы для библиографии / Сост. Л. М. Турчинский. М.: Знак, 2007.

  • Ливен Магда Густавовна