Лён Слава


ЛЁН Слава (наст. фамилия Богатищев-Епишин Владислав Константинович, Лён – фамилия матери) [13.12.1937, г. Владимир] ― поэт, прозаик, теоретик искусства.

Окончил МГУ им. М. Ломоносова. В 1966 защитил канд. дис. по геологии, в 1972 - докт. дис. (по экологии). Действительный член (член-корр.) восьми европейских и американских АН и искусств.

В 1955 написал Манифест квалитизма («поэтическая речь высочайшего качества») и основал Школу поэтов-квалитистов в МГУ. В школу в разное время входили Вен. Ерофеев, О. Елохов, В. Казаков, Г. Недгар, А. Хвостенко и др. Квалитисты тесно сотрудничали с лианозовской школой в М. и со школами Сосноры, ВЕРПЫ, Хеленуктов, фонетистов Кузьминского, поэтов Малой Садовой в Л-де. Л. – своего рода пожизненный связной между московским и питерским андеграундом. В 1958 организовал Школу вербарта и артбука. В 1965 создал в своей кв. (Болотниковская, 40) лит.-выставочную «Башню-на-болоте», куда в 1965 вошли поэты СМОГа. По воспоминаниям Г.Сапгира, на квартире Л. «обычно собирались смогисты и прочие, - чтобы пить, что-то праздновать и читать свои стихи». С 1969 по 1985 совм. с Л. Губановым изд. ж. «Квалитизм».

Вместе с Э. Лимоновым в 1967 организовал группу поэтов-концептуалистов «Конкрет», куда помимо него входили И. Холин, Г. Сапгир, Сева Некрасов, Бахчанян, Э. Лимонов (антол. «Свобода есть свобода». Швейцария, 1973). С 1967 участвовал в работе над антологией русского стиха «бронзового века» «У Голубой лагуны» совм. с К. Кузьминским. С 1978 изд. с австрийскими проф. Роземари Циглер и Георгом Майером в Ун-те Зальцбурга (Австрия) альм. «Neue Russische Literatur/Новая русская литература» (билингва), в кот. впервые сформулировал концепцию Бронзового века русской культуры. Монографию « Второй русский авангард » Л. защитил в кач-ве дис. по искусствоведению. Концепция представляет собой попытку систематизации русской поэзии послесталинской эпохи (с момента смерти Сталина до посадки самолёта М. Руста на Красной площади). Десятки поэтич. групп и объединений этого времени разделил на группы («стимы»): 1) классическая стиховая система (Бродский и др.), 2) верлибр (Айги и др.), 3) квалитизм (Хвостенко, Соснора, Л. и др.), 4) концепт (Сапгир, Холин и др.) и 5) невербальный стих (вербарт и артбук). Позже к ним добавились 6) русский свободный стих и 7) ре-цептуальный стих.

В 1985 создал меташколу ре-цептуализма и опубл. её манифест. Ре-цептуализм должен прийти на смену ушедшему в прошлое постмодернизму, восстановить «аксиологическое ядро» искусства. Первый ре-цептуальный роман Л. « Иноходец Миша Барышников » (1974) получил в 1985 премию им. В. Даля. С 1993 вице-президент международной «Академии русского стиха» (её возглавляли И. Бродский, В. Уфлянд).

С 1950-х развивает жанр и стилистику вербарта и артбука, выступает с коллажами, инсталляциями и перфомансами в США, Европе и России. Автор ок. 20 книг стихов, неск. пьес и ре-цептуальных романов.

Особенностью поэтич. тв-ва Л. является обращенность к совр. полит. и лит. ситуации, отдельно от кот. его стихи не могут существовать. Поэтич. речь квалитистами использовалась в большой мере как средство полит. борьбы с тоталитарным режимом, что диктовало её поэтику. Произведения Л. обращены не к внутреннему миру лирич. субъекта, а к современности, кот. и воссоздается в его текстах. В его лирике, согласно осн. принципам квалитизма, наиболее распространенным оказывается сочетание «правильной стиховой формы» (напр., 4-стопного ямба) и трансформированного, преобразованного яз. В лирике Л. используются все характерные приемы поэтич. речи: языковая игра, графика, трансформация частей речи (напр., глаголы переходят в существительные и т.д.), столкновение противоположных по значению слов и форм, разрушение и обыгрывание речевых штампов и клише, прецедентных высказываний. Автор прибегает к приему стилизации совр. разговорной (также просторечной и диалектной) речи, воссоздавая совр. языковое состояние. Названные средства помогают претворить провозглашенные в «Манифесте квалитизма» принципы: «Следует прорваться к праязыку ветхого Адама. Какой первым - со вдохновением и смыслом - дарил вещам - имена. Через слова - к сущностям. От сущностей - к Богу!». Однако трансформированный язык служит не только цели высвобождения заложенных в языке смысловых потенций, но в большой степени реальной полит. борьбе, выражению вполне опр. взглядов автора, его идеологич. позиции. Действительность истолковывается с позиций тех идеалов и ценностей, кот., по мысли автора, сохранились лишь в языке. Этим объясняется применение архаизмов – слов, вышедших из употребления, включая назв. реалий крестьянского быта. Особое место занимает использование слов в забытом значении, т.е. актуализируется не просто многозначность слова, но его этимология, что позволяет автору создать смысловую глубину текста и в то же время придать ему опр. тональность (в данном случае трагическую). Так, ключевым образом стих. « Оклемается дом беспечный » (1967) становится образ крестьянского дома без печи и без окон (т.к. печь является символом жизни, знаком «своего» пространства, некоей точкой отсчета крестьянского мира, то можно сказать, что в основе стих. лежит метафора «дом (страна) ― тюрьма»). Осмысление совр. на тот момент ситуации (1967) осуществляется на фоне всей русской культуры и истории посредством актуализации этимологии текстообразующего словообразовательного ряда: беспечный, печь, опекать, допекать, упечь. Порядок следования данных форм в тексте отображает историю языка, а через него историю страны, где слова теряют свой изначальный смысл (слово «печь» связано с глаголом «печься» и изначально несет смысл «заботиться о ком-л.»). Сориентировать читательское внимание в нужном направлении, выделить наиболее значимые смыслы автору помогают разнообразные графич. средства, способствующие повышению убедительности речи. Так, последние строчки стих. часто записываются прописными буквами.

Развитие текста осуществляется при помощи столкновения близких по звучанию форм, что способствует актуализации в сознании читателя нужных автору ассоциаций и помогает создать сложный образ, часто основанный на концептуальной метафоре. Напр., в стих. « Дважды прощальное посланье к Иосифу Бродскому » столкновение в одном контексте сочетаний «по Волге», «тьма волков», «волки», «по-вологодски», «зверьё» формирует метафорич. образ России как дикого леса. Этот смысл в последующих строчках (благодаря фонетическому созвучию) оказывается связан с рядом «зверьё» ― «безверье» ― «безрыбье» ― «Луна в разрыве с календарём любви» (на перв. план благодаря образу «рыбы» как символу Христа выходит мотив утраты веры и любви, языковая ассоциация с пословицей «на безрыбье и рак рыба» создает представление о запустении, некоем пустом пространстве).

Широкое привлечение фразеологии выполняет ту же роль, что и использование архаизмов. Фразеология в концентрированном виде воплощает мировосприятие и мировидение русского народа, «связана с материальной, социальной или духовной культурой» народа. Кроме того, архаизмы (в т.ч. в большом кол-ве ушедшие в небытие реалии крестьянского быта), устаревшие словообразовательные модели как основа для словотворчества, а также все виды языковых трансформаций могут рассматриваться как способы создания особого эзопова яз., позволявшего автору вести борьбу за свободу слова в эпоху цензуры. Использование данных средств в совр. ситуации (напр., в 1996, когда создаётся стих. «Дважды прощальное посланье к Иосифу Бродскому») выглядит данью истории, памятником тому времени, когда автор боролся с тоталитарным режимом и преследовался КГБ. Однако и в позднем тв-ве эти приемы помогают говорить о наиболее злободневных проблемах – напр., о коррупции: «...цыганское монисто / как орден, / дребезжало на пальто. / Манто – / манты ― / а дательный: менту».

Негативная оценка совр. состояния страны нередко реализуется у Л. при помощи оценочной лексики (напр., уже упоминавшееся «безрыбье»), актуализации этимологич. значения слова («блудили – блудили, и ― заблудились»), средств графики («писать в это время об Арлекинах»), суффиксов субъективной оценки («людишки»), слов с измененым написанием, стилизующих диалектную или сниженную речь («Добро, / какое с кулаком милицьёнера, как / твердит соцреализЕм» в « Баснословном послании к Генриху Сапгиру »). Воздействующего эффекта помогает достичь также трансформация прецедентных для русской культуры высказываний («Чем дальше влез – тем меньше слова»). Прецедентность у Л. выступает как способ обращения к нац. ментальности.

В качестве осн. особенности творч. манеры Л. следует признать публицистичность текстов, когда применяемые им средства и приемы поэтич. речи служат одновременно целям художественным и целям политич. борьбы, выступают как приемы убеждения. В стихах (прямо или в метафорич. форме) изображается совр. действительность, кот. автор оценивает с позиций разделяемых им взглядов и убеждений.

Соч.: Стихи // Грани. 1975. № 95; Эхо. 1979. № 4; Neue Russische Literatur. 1978. № 1; Из «Книги посланий» // Neue Russische Literatur. 1979–80. № 2–3 (Континент. 1985. № 45); Древо русской поэзии // Транспонанс. 1984. № 5 (24), сент/окт 1984; Древо русского стиха (концепция бронзового века) // Митин ж. 1985. № 4 (Человек и природа. 1991. № 1); Пролетарские басни // Митин ж. 1985. № 5; Басня про то, как украсть миллион // Митин ж. 1986. № 7; Из «Большой Библейской Поэмы» // Митин ж. 1987. № 13; Ода на вступление великого русского человека Андрея Дмитриевича Сахарова в Москву // Митин ж. 1987. № 17 (Континент. 1988. № 55); Иноходец Миша Барышников // Митин ж. 1988. № 22–23; Экология музея (принципы метаэстетики) // Человек и природа. 1990. № 7; Экология стилей и худож. школ // Там же. № 8; Трилогия Ленинианы // Митин ж. 1990. № 34; Игра в жмурики / Ютизмы и концепты. М., 1990; Луна что твой генсек в параличе // Континент. 1991. № 69; Книга посланий. Н-Й., 1995; Могила Бродского. М., 2001; Русский поставангард (от серебряного к бронзовому веку русской культуры) // Декоративное искусство. 2001. № 2; Веничка как нац. герой // Наша улица. 2006. № 76 (3); Любимов после Любимова // Наша улица. 2006. № 77 (3); Стихи пятидесятых годов // Дети Ра. 2008. № 5/43 (2010. № 12/74); Актуальная поэзия на Пушкинской–10: Антол. / Сост. Т. Буковская, В. Мишин, В. Земских. К., 2009; Столбы за болотцем с колючей проволокой. М., 2009; В нетях. Книга ре-цептуальных стихов. М., 2010; и мн. др.

Лит.: Люсый А. Слава Лён. Могила Бродского [Рец.] // Знамя. 2002. № 4 (Дети Ра. 2010. № 12/74).

А. Вытушняк

  • Лён Слава