Любегин Алексей Александрович


ЛЮБЕ́ГИН Алексей Александрович [24.3.1954, дер. Горка Сандовский р-н Калининской (Тверской) обл.] ― поэт, прозаик.

Родители - рабочие свиноводческого совхоза «Ренско-Дынинский». Мать - неграмотная крестьянка, с семи лет батрачила. Отец закончил семилетнюю школу, во время войны был пулемётчиком, писарем при штабе. В два года Л. переболел скарлатиной и потерял слух. В будущем это обст-во обострило его интерес к лит-ре.

Стихи и рассказы начал пис. в школе. В родной деревне заведовал сельской передвижной биб-кой. До окончания школы напис. письмо в ЛГУ с просьбой о приеме. Получил ответ писателя С. Гладкого, кот. тогда работал в ун-те на военной кафедре о том, что для поступления необходимо полное среднее образование и публ. После окончания школы поехал в Л-д (1969), встретился с С. Гладким и познакомился с поэтами Л. и А. Протопоповыми. Осенью 1969 в ред. ж. «Искорка» встретился с писателем А. Ельяновым, кот. пригласил в ЛИТО при ДК Профтехобразования «Голос юности». Там познакомился с П. Тарасовым, К. Петуховым, Е. Максименко и др. начинающими литераторами. Как и мн. из них, пользовался поддержкой рук. «Голоса юности» Д. Дара и А. Ельянова. Некот. стихи напис. под влиянием поэзии Г. Горбовского и О. Охапкина. Примером служения искусству для Л. стал поэт Б. Куприянов.

Учился в Финансово-кредитном техникуме (1969–73), затем закончил ПТУ по специальности столяр-краснодеревщик (1976–79). Работал столяром-плотником в подсобном хозяйстве «Оборона» (Лахта), ЖКХ Л-да, плотником в Гос. Эрмитаже.

Перв. публ. состоялись в альм. «Молодой Л-д» (рассказ « Точилиха », стихи - 1973) и в ж. «Аврора» (« Гомазениха », 1974). Публ. в самиздатском сб. прозы «Лепрозорий–23», собранным К. Кузьминским в 1976. В 1978 ж. «Часы» (ред.-сост. Б. Иванов) опубл. рассказы Л. « Хукка » и « Денюжка » и подборку стихов. В 1984 состоялась публ. в эмигрантском парижском ж. «Эхо» (без ведома автора). В дальнейшем от самиздата отошел.

В 1980 вышла кн. « Мои стихи », в 1987 - « Признание ». В 1989–91 учился на Высших лит. курсах в М. С 1993 стал работать в Спасо-Парголовском храме. В 1995 по инвалидности вышел на пенсию.

Критика лен. газет «Смена» и «Лен. правда», не отрицая искренности поэзии Л., упрекала автора в субъективизме, в замкнутости внутр. мира, не прощала отступлений от стилистич. норм. Однако поэзии Л. характерна внутренняя сосредоточенность, глубокая психологическая мотивированность, своеобразие строя и манеры яз. стихии. Лирику ранних книг Л. («Мои стихи» и «Признание») отличала в перв. очередь особая чистота настроения, кот. можно назвать простодушием, если бы за ней не чувствовалась серьёзная работа - как душевная, так и «техническая». Его ранние стихи - попытка приобщить повседневность к высокому строю поэзии. «Машина доски не везла / в училище из Лахты, / и заморозились дела… / Да ладно о делах-то!» (« Стихи о безделье »). «Я вставлял забору зубы / в обеззубевшую челюсть, чтобы глянуть было любо: / не забор, а просто прелесть…» (« Священный забор »).

Тематика ранних стих. Л. достаточно широка - от любовной и пейзажной лирики, до раздумий о судьбах страны, о месте человека в мире, как в земном мире, так и в горнем. «Производственную» же тему, кот. автор остаётся верен до сего дня, правильнее было бы толковать как тему труда. Для Л. труд - не проклятие и не тягостный долг, но и не бездумный праздник, не апофеоз «мышечной радости», а способ разговора человека с миром, со Вселенной, способ осмысления жизни. Труд пахаря видится автору неким мистич. актом борьбы с тёмными силами: «Мы будем пахать, уповая на Бога, и прочь улетит вороньё…» (« Над речкой уже задремали избушки… »). Стих. « Шёпот рубанка » в пяти строфах вмещает рассказ о горькой судьбе старого плотника, понятия «труд» и «правда» сливаются воедино.

Художнич. позиция Л. отчасти близка взглядам «яснополянского старца». Уже в перв. сборниках видно, что поэту не безразличен тот нравств. выбор, кот. встаёт перед Россией на её ист. путях. Со временем (сб. «На добрую память» , 2004 и «Крылатые песни» , 2009) эта тема занимает всё больше места в тв-ве Л. «…Да отженит междуусобья / Людей на всей Святой Руси! - / Дух покаянья и беззлобья / В нас, Милосердный, воскреси! - / Очисти помыслы людские / В Афганистане и в Чечне…- / И сыновьям земли Тверския / Не дай погибнуть на войне…» (« Звезда - бледней. Трава - росистей… »). Несмотря на православную лексику стихи Л. близки не столько Православию, сколько идеям «невмешательства», «непротивления», мечте о мирной, самодостаточной жизни, «жизни по правде», что, разумеется, не является укором поэту: новая для нынешних поколений православная доктрина нуждается в собств. осмыслении и сверке с душевным опытом. Процесс усвоения душой, поэтич. сердцем православных истин для Л. не закончен, м.б., потому и обращение к «православной тематике» не всегда выглядит у него органично. Показательно, что один из самых обаятельных героев Л. - дед Поликарп из стих. « Телятки », - хотя и назв. «солдатом Христова воинства», похож не столько на православного святого, сколько на толстовского героя - того же Платона Каратаева. «…Сил у меня ещё в достатке. / Я помогу ему в косьбе… / А дед мне говорит: - Телятки / Молиться будут о тебе…»

В 2004 вышла кн. прозы Л. «Жернова жизни» , кот., как сказано в аннотации, «ждала встречи с читателем около двух десятков лет». Книгу составили повесть « Сказание о дураке », рассказы и заметки, кот. автор называл «лит. записями» и кот. выглядят как естественное продолжение и развитие гл. тем кн. Кн. посвящена жизни русских крестьян в ХХ в.: история одной крестьянской семьи, но написана не в жанре сов. крестьянской эпопеи, а скорее в форме семейной, родовой исповеди. Это книга горечи, праведной обиды. Автор признавался: «Рассказы матери не дают мне покоя. И я пишу как бы под диктовку её негодующей души». Н. Саблина в предисл. к книге стихов Л. «Крылатые песни» сказала слова, кот. в большой степени могут быть отнесены и к прозе Л.: «Родная изба расширяется до полноты всего Отчего дома - это вся Родина в прошлом, настоящем и будущем». Язык любегинской прозы прост и напоминает язык русских сказок, но не нарочитой декоративной «сказовостью», а пониманием народной речи, ощущением её выразительности, доходчивости и чистоты. «Ваша удача - подлинное и живое открытие народного слова, на кот. строится речь всех героев повести. Это не поверхностное уподобление фольклорной речи, а живое воскрешение. Так не говорят, так думают. Для читателя это заразительно и убеждает доверием», - отметила в письме автору Т. Хмельницкая. Г. Горбовский писал: «Предки большинства жителей России - выходцы из деревни… Но это предки. Алексей же Л. самолично родился в тверской деревне, в окружении крестьян, в их менталитете и ауре. И вдруг - стал горожанином. Искренне полюбил Ленинград-Петербург. Доказательства в стихах. Деревенско-городских. И пристрастия в них к деревне-городу - нерасторжимы… Стихи Л. не абстрактны. Они - конкретны. Стихи Л. лишены модернистского изыска. Они призваны трогать и волновать чувства и мысли. Стихи Л. подлинно русские, национального замеса…».

Член СП СССР (позже СП России) с 1987.

Соч.: Рассказы // Молодой Л-д. Л., 1973; Рассказы // Часы. 1978. № 13; Стихи // Часы. 1978. № 12; Рассказы // Эхо. 1984. № 13; Стихи // Часы. 1978. № 12; Стихи // День русской поэзии. СПб., 1994, 1995, 1996/97; Стихи // Мечом уст моих: Сб. СПб., 1997; Пальма Сев. Пальмиры // Нева. 1997. № 8; Мои стихи. Л., 1980; Признание: Стихи. Л., 1987; На добрую память: Сб. стихов. СПб., 2004; Жернова жизни: Сб. прозы. СПб., 2004; Крылатые песни: Стихи. СПб., 2009; Стихи // Созвездия катренов Петербурга / Гл. ред. и сост. Н. Н. Бутенко. Т. 3. СПб., 2013; «Отеческие пенаты» // Невский альм. 2017. № 2 (94); «Даешь стране редут “Бородино”!» // Невский альм. 2018. № 3 (101).

Лит.: Stefanovic B. Wertsman V. Free Voices in Russian Literature. NY, 1987; Самиздат Л-да. 1950-е ― 80-е. Лит. энц. М., 2003; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб., 2011.

А. Бакулин

  • Любегин Алексей Александрович