Любомудров Алексей Маркович
ЛЮБОМУ́ДРОВ Алексей Маркович [23.5.1958, г. Котельнич Кировской обл.] ― литературовед, очеркист.
Отец - историк театра, публицист, мать - преподаватель англ. яз. в ЛСГМИ. Окончил три курса мат.-мех. фак-та СПбГУ (1978–75), филологич. фак-т СПбГУ (1975–83). Перв. публикация - рец. на кн. Ф. Углова «Человек среди людей» (Верность доброте // Смена. 1979. 13 июн.).
Окончил аспирантуру ИРЛИ, защитил канд. дис. « Русское Средневековье в историч. прозе 1970–80-х гг. Проблемы историзма » (1988) и докт. дис. « Духовный реализм в лит-ре русского зарубежья (Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев) » (2001). В ИРЛИ с 1987; в 2004–06 ― Ученый секретарь ин-та, с 2006 ― ведущий науч. сотрудник. Автор науч. работ, опубликованных в колл. сб. и монографиях, а также в ж. «Русская лит-ра», «Москва», «Лит. учеба», «Лит-ра в школе», «Роман-журнал XXI век», «Сфинкс», «Мера», «Вече» (Мюнхен) и др.
Духовной проблематике историч. прозы о Средневековье посвящена кн. Л. « Вечное в настоящем. Лит. исследования » (1990), куда вошли очерк « Пушкин и русская история », заметки о прозе, посвящ. Куликовской битве (книги В. Лебедева, Ю. Лошица, Ф. Нестерова и др.) и работа о цикле Д. Балашова «Государи Московские», где Л. выявил особенности нравств. проблематики власти, указал на моменты в идеологии Балашова, расходящиеся с православн. мировоззрением («грех ради блага страны», дискредитация русских святых и др.).
В монографии « Духовный реализм в лит-ре русского зарубежья: Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев » (2003) предложены критерии анализа религиозной составляющей худож. произведения. Статьи и исследования Л. по этой теме (« Церковность как критерий православности явлений культуры» ― Лит. учеба. 2000. № 5–6; и др.) имеют метод. значение; Л. призывает отличать христианскую веру с ее системой вероисповедных истин, с закрепленными в догматах представлениями о Боге, мире и человеке от воззрений, кот. ограничиваются моральной стороной евангельского учения. Л. ведет полемику не столько с позитивистской критикой, сколько с филологами, пытающимися вписать в рамки «православия» всю русскую классику. В работах « Суд над Творцом: “Пирамида” Л. Леонова в свете христианства» ( Русская лит-ра. 1999. № 4), « Миф о Леониде Леонове » (в кн.: Духовное завещание Леонида Леонова. Ульяновск, 2005) и др. Л. доказывает антихристианский посыл романа, в кот. идея «вины Бога» стала худож. задачей.
Л. организовал и провел в Пушкинском Доме 12 науч. конф. «Православие и русская культура» (1994–2009), на кот. прозвучало около 350 д-дов. Они стали основой серийного издания ИРЛИ «Христианство и русская лит-ра» (Вып. 1–8, 1994–2017).
Основной предмет научной работы Л. – наследие писателей русского зарубежья. Участвовал в подготовке собр. соч. Б.К. Зайцева (М., 1999–2001), опубликовал ряд его книг, куда вошли неизвестные в Росси тексты Б.Зайцева: «Дневник писателя» (2009), «Афины и Афон» (2011), «Отблески Вечного» (2018). В кн. « Духовный путь Ивана Шмелева » Л. включил работы о тв-ве Шмелева, в кот. осмыслены религиозные и эстетич. искания художника, а также мемуарные очерки, заметки, рец. Автор монографии « Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев в жизни и тв-ве » (2012). Вернул из забвения имя писательницы, литературоведа Н. Д. Городецкой, опубл. ее лит. наследие (Н. Городецкая . Остров одиночества, 2013). Теме русско-французского культурного диалога посвящ. ряд публикаций Л. о Франко-русской студии в Париже 1929–31. Опубликовал переписку Л. Ф. Зурова с российскими литературоведами В. И. Малышевым, Л. Н. Назаровой, В. А. Мануйловым.
Участвовал в колл. трехтомном труде «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ – начала ХХI века» под ред. А. Л. Казина (СПб., 2016–2018), для кот. написал главы о православных прозаиках и поэтах русского зарубежья, а также об А. Солодовникове, Д. Балашове, Б. Ширяеве, писателях традиционной школы 1960-х годов, о жанре паломничества в совр. прозе и др.
Автор ряда работ об орфографической реформе 1917 г., составитель раздела в кн. «Труды по русскому правописанию. Вып. 3» (2019), в кот. собраны выступления росс. деятелей культуры в защиту традиционного письма.
Л. внес весомую лепту в российскую лексикографию, являясь одним из составителей и науч. редакторов биобиблиограф. Словарей ― двухтомного «Русские писатели. ХХ в.» (1998), трехтомного «Русская лит-ра ХХ в. Прозаики, поэты, драматурги» (2005), актив. участвовал в подготовке трех изданий словаря «Лит. Санкт-Петербург: ХХ в.» (2011, 2015 и электронное изд. 2019). Благодаря инициативе Л. в указанные словари впервые вошли неск. сотен имен российских писателей. Непростой истории выхода в свет одного из справочников посвящен фельетон Л. « Нестор и Бродский под одной крышкой » (ЛГ. 2012. № 9). Автор десятков статей, подготовленных для указанных изданий, а также для томов Большой Росс. и Православной энц., словаря «Русские литературоведы ХХ в.». Подготовил биогр. статьи о русских святых для издания «Акафисты русским святым: в 3 т.» (СПб., 1995).
Л. выступает как историк, очеркист и журналист в различных церковных и светских изд.: «Всерусский собор», «Даниловский благовестник», «Вече», «Купель», «Русь» (Ростов), «Вера-Эском», «Православный СПб.», «Вятский епархиальный вестник», «СПб. епархиальные ведомости» и др. Очерки посвящены истории русской святости и совр. церковной жизни. Автор жизнеописания св. прав. о. Иоанна Кронштадтского (1996), преп. Сергия Радонежского (в изложении для детей, 2003). Посвятил неск. исследований личности и трудам свт. Игнатия Брянчанинова, участвовал в подготовке его Полного собр. творений (М.: «Паломник», 2001–06). Составитель кн. « Священномученик Николай Любомудров » (2014), в кот. собрал материалы о своем прадеде.
В 1990-е по благословению митрополита СПб. и Ладожского Иоанна собирал свидетельства о мироточении икон, мат-лы вошли в кн. Л. « Знамения Божии от святых икон. 1991–97 », отражены в ряде статей. Участвовал в работе Комиссии по описанию чудесных явлений, происходящих в РПЦ (образована в 1999 под предс. акад. П. В. Флоренского). Итоговая работа Л. « Чудотворения от икон в совр. мире » (в кн.: Чудотворные иконы. М., 2007) представляет собой развернутое богословское исследование феноменов мироточения и обновления икон в историч. контексте, проанализированы сопутствующие соц. явления (магизм, оккультное отношение к чуду и др.). В 1994–95 учился в СПб. Епархиальном духовном училище. В 1994–97 был зам. председателя приходского совета церкви Благовещения на Пискаревском пр., эта община положила начало созданию церковного комплекса для инвалидов.
Участник лит.-ист. экспедиций под рук. Ю. Шестакова (2002, 2005, 2007). В 2007 провел цикл радиопередач «Родная речь» на радио «Петербург» (вместе с Ю. Шестаковым и И. Важинской). Автор мемуарных очерков о Д. Балашове (Исступленность и любовь // Коняев Н. Дмитрий Балашов. На плахе М., 2008), Ю. Шестакове, М. Дунаеве (http://www.pravoslavie.ru/115497.html), А. Горелове, статей и инт., героями кот. были Г. Заволокин (Сотворение гармонии // Розмысл. Бийск, 2000. № 1), А. Стрижев (Подвижник // Москва. 2004. № 8), Ю. Лощиц (Моя земля погибнуть не может // Новая книга России. 2009. № 2), А. Корольков («Душа встрепенулась…» // Корольков А. Органика культуры. Бийск, 2011) Г. Прохоров (Русский Мiръ. Пространство и время русской культуры. 2016. Вып. 10). Автор предисловий к сб. стих. петербургских поэтов В. Голубева, И. Киселевой, Т. Шороховой, Ю. Шестакова, Г. Ильиной, Н. Советной.
Член СП России с 2000. Лауреат Всеросс. лит. премии им. св. Александра Невского (2004) «за вклад в развитие православного литературоведения».
Соч. : Вечное в настоящем: Лит. исследования. М., 1990; Книга Бориса Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» // Рус. лит-ра. 1991. № 3; Оптинские источники романа И. С. Шмелева «Пути небесные» // Рус. лит-ра. 1993. № 4; Светильник веры и благочестия. Св. прав. Иоанн, Кронштадтский чудотворец. Житие и новые чудеса. СПб., 1996 и др. изд.; Знамения Божии от святых икон: 1991–96. СПб., 1997; Святитель Игнатий Брянчанинов в полемике с либеральной интеллигенцией о христианском понимании свободы // Лит-ра и история. Вып. 2. СПб., 1997; К проблеме воцерковленного героя (Достоевский, Зайцев, Шмелев) // Христианство и рус. лит-ра. Вып. 3. СПб., 1999; «Пути небесные» ведут в Оптину: О прототипах посл. романа И. С. Шмелева // Московский ж-л. 2000. № 3; Знамения от икон в конце ХХ в. в России. Духовные итоги // Глас тихий. Божии знамения нашего времени. Альм. Вып.
Сост., комм., подгот. текстов: Зайцев Б. Знак Креста: Роман, очерки, публицистика. М., 1999; Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полн. собр. творений. М., 2002. Т. 1 и 2; Шмелёв И. Пути небесные: Роман. М., 2004; Зайцев Б. Дневник писателя. М., 2009; Духовный путь Ивана Шмелёва: Статьи, очерки, воспоминания. М., 2009; Зайцев Б. Афины и Афон. Очерки, письма, афонский дневник. СПб., 2011; Городецкая Н. Остров одиночества: Роман, рассказы, очерки, письма. СПб., 2013; Священномученик Николай Любомудров. Повесть-хроника. Документы. Исследования. СПб., 2014; Зайцев Б. Отблески Вечного. Неизвестные рассказы, эссе, воспоминания, интервью. СПб., 2018.
Лит. : Дунаев М. Пути небесные и земные // Москва. 2003. № 12; Павловский А. Духовный реализм // Слово. 2004. № 6; Пушкинский Дом: Мат-лы к истории. 1905–2005. СПб., 2005; Маслова М. Православное мировоззрение как предмет искусства и как основа худож. произведения // Микрокосмос: науч.-богословский и церк.-общ. альм. Вып. 3. Курск, 2009; То же: Портал Богослов.RU, www.bogoslov.ru/text/577699.html ; Леонидов В. [Рец.] Б. К. Зайцев. Дневник писателя // Новый ж-л. 2010. № 258; Мартынов А. Воспоминания на подошвах сапог. Диалог как спасение русской культуры // НГ Ex libris. 2010. 20 мая; Прикосновение к вечности // Читаем вместе. Навигатор в мире книг. 2011. № 11; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб., 2011; Леонидов В. Возвышенный и нежный. Святая Гора Бориса Зайцева // НГ Ex libris. 2012. 24 мая; Леонидов В. Наследник Тургенева: Тихая, чистая звезда Бориса Зайцева // НГ Ex libris. 2019. 11.04.2019.
В. Кречетов