Любомудров Марк Николаевич


ЛЮБОМУ́ДРОВ Марк Николаевич [26.2.1932, Л-д] ― писатель, публицист, критик, историк русской культуры и государственности, обществ. деятель.

Родился в семье инженера. Дед по отцовской линии пресвитер Николай расстрелян в 1918 в период «красного террора», причислен к лику святых новомучеников РПЦ. Отец арестован в июле 1941 по политич. статье, отбывал заключение в Краслаге. В блокаду находился в эвакуации в Казахстане.

Окончив в 1950 среднюю (№ 107) и муз. школы, продолжил муз. образование в Лен. училище им. М. Мусоргского (завершил два курса по классу скрипки). В 1951–56 учился на театроведч. фак-те Лен. театрального ин-та им. А. Н. Островского. По окончании работал завлитом в Ярославском драмтеатре им. Ф. Г. Волкова, собирал мат-лы по истории театра. В 1963 в ГИТИСе защитил канд. дис. « Творч. путь ярославского драматического тетра имени Ф. Г. Волкова » (кн. « Старейший в России ». М., 1964).

По возвращении в Л-д в 1958 работал в молодежной ред. Лен. телевидения (рук. ред. И. Масленников), преподавал в Лен. культпросветучилище. С 1959 ― науч. сотр. ЛГИТМИК, где в 1972–87 возглавлял Сектор театр. искусства. Под его рук. вышла из печ. серия науч.-исслед. сб. Коллектив сектора создал уникальный труд « Очерки истории русской сов. режиссуры » (1974–82, отв. ред. - Л.), кот. остался неопубл.

В 1960-е Л. регулярно выступает на страницах ж. «Театральная жизнь» и «Театр». Печ. статьи о ведущих росс. Актерах - А. Борисове, В. Честнокове, Б. Фрейндлихе, Е. Лебедеве, А. Миронове, Ю. Родионове и др. Публикует перв. журн. очерки-портреты будущих звезд русского театра - актрисе Т. Дорониной (1960), художнике Э. Кочергине (1969). Выходят в свет статьи Л. о драматурге А. Вампилове, о режиссерах Ю. Завадском и И. Ростовцеве. Внимание Л. обращено и к истории театра нач. ХХ в.: к тв-ву К. Станиславского, Вл. Немировича-Данченко, А. Таирова, К. Марджанова, к театр. программе А. Блока. В 1960–80-е Л. плодотворно сотрудничает с Лен. радио и телевидением. Создатель дискуссионного театр. клуба молодежи при Выборгском ДК (1966), из кот. позднее возник театр-клуб «Суббота».

С кон. 1960-х Л. входит в число соратников «молодой волны» русского патриотич. движения, сближается с В. Кожиновым, П. Палиевским, М. Лобановым, Э. Володиным, А. Кузьминым, Д. Жуковым, И. Кольченко, продолжает дружбу с С. Семановым и др. участниками моск. т.н. «Русского клуба». Творч. связи возникают с О. Платоновым, И. Шафаревичем, С. Куняевым, с гл. ред. ж. «Огонек» А. Софроновым.

В анализе и оценках худож. процесса Л. руководствовался доминантными для рус. культуры критериями - реализма, нац. самобытности, духовной и нравств. содержательности искусства. Л. разделял эстетику и идейные установки корифеев Малого, Александринского театров, МХАТа, в частности, кредо Станиславского, кот. полагал, что самое важное в тв-ве - раскрыть и передать «жизнь человеческого духа». Близки Л. были и убеждения Немировича-Данченко, призывавшего к «театру мысли», к «мужественной простоте», с кот. необходимо «претворять большие идеи спектакля». Такая позиция встречала сопротивление со стороны космополитически ориентированных театрально-лит. кругов. Нападки на тв-во и идейно-политич. позиции Л. во многом опирались на офиц. идеологич. курс, проводившийся КПСС. Так, в ж. «Театр» (1980. № 11) появилось письмо, обвинявшее Л. в «искажении» и «шельмовании» В. Мейерхольда, в небрежении «указаниями партии». Его подписали Г. Товстоногов, О. Ефремов, И. Ильинский, Э. Гарин, В. Плучек, Е. Симонов, С. Юткевич и др. Оппоненты Л. прибегали к приемам политич. дискредитации, указывали на его идеологич. неблагонадежность. Резко выступали Г. Товстоногов, М. Розовский, М. Ульянов, Ю. Темирканов, А. Петров, В. Арро. С официозных позиций нападали на Л. критики Ю. Лукин, В. Озеров, Ф. Чапчахов, И. Дедков, В. Оскоцкий, Вит. Вульф, К. Щербаков, М. Золотоносов, А. Нинов и др.

В 1980-е начинается актив. сотрудничество Л. с ж. «Наш современник», «Молодая гвардия», «Огонек». Его статьи о совр. театре, о режиссуре (Г. Товстоногов, Вс. Мейерхольд и др.) имеют громкий резонанс. В очерке « Судьба традиций » (б-ка «Огонька», 1983) и статье « Театр начинается с Родины » (Наш современник. 1985. № 6) обличались безыдейность, нравств. ущербность в совр. театре. Книга Л. « Размышления после встречи » (1984) сочетала науч. подход и гражданскую взволнованность, отличалась принципиальностью авторской позиции в оценке ключевых проблем худож. культуры: смысл, этапы развития реализма, роль наследия, истолкование русской классики, вопросы метода и стиля. В последующем Л. публикует кн. « Н. Симонов. Ю. Завадский » (в серии ЖЗЛ, 1983 и 1988); « Противостояние. Театр, век ХХ: традиции - авангард » (1991) ― этот труд стал манифестом русской нац. школы искусства. Тогда же Л. выступил составителем и автором предисл. тематич. сб. « За алтари и очаги » (русская публицистика 1960–80-х; 1989); « Рождение театра » ― о тв-ве Вл. Немировича-Данченко (1989); « Мое гражданское служение России » ― о тв-ве К. Станиславского (1990).

Открытая национально-русская ориентация Л. продолжала вызывать критику, переросшую в начале перестройки в «оргвыводы»: в 1987 Л. был забаллотирован Ученым советом ЛГИТМИКа и уволен, решение было принято по личному указанию члена Политбюро ЦК КПСС А. Яковлева. В 1987–89 работал в Лен. консерватории, откуда тоже вынужден был уйти; тогда же был исключен из членов ВТО. Его председатель М. Ульянов в газ. «Сов. культура» (1988. 16 апр.) обвинил Л. в «шовинизме», «национализме» и «нетерпимости». На гос. службу Л. смог вернуться в 1996 ― стал читать лекции на юридич. фак-те СПб. гос. ун-та водных коммуникаций (с 2004 ― проф. кафедры основ гос. управления).

Активно участвуя в обществ. жизни, Л. стал одним из инициаторов-учредителей писательской группы «Содружество» (1988), впервые в сов. время сформированной (в рамках СП) по признакам «уважения к ценностям русской национальной культуры и языка». Л. организовал и был рук-лем изд-ва им. А. Суворина (1990–96), выпускавшего религиозно-патриотич. лит-ру. Был инициатором и организатором ЛО фонда Славянской письменности и культуры (1989; с 1998 ― вице-президент), ЛО Всероссийского фонда культуры (1990), участвовал в учреждении Междунар. Славянской АН и искусств (1992), членом кот. был избран. Являясь членом СП России (с 1984), неоднократно выступал на его пленумах, избирался в руководящие органы СП. Возглавлял комитет «Нева ― Ладога ― Онега» (1988–91), кот. вел борьбу против проекта поворота северных рек на юг. Один из учредителей Всемирного русского конгресса (1988). Неоднократно участвовал в выборных кампаниях в органы гос. власти в кач-ве кандидата от патриотич. сил: в Верховный Совет СССР (1989), в Верховный Совет РФ (1990).

С теч. времени круг интересов Л. все более смещался в сторону истории российского государства, политологии и религии. 1998 Л. опубликовал сб. политич. публицистики « Русский фронт » (отв. редактор и автор) с участием С. Бабурина, В. Илюхина, И. Фроянова, О. Платонова, митрополита Иоанна (Снычева), О. Каратаева, Н. Нарочницкой, Вл. Максимова и др. Кн. преследовала цель «помочь восстановить русское историческое самосознание, возродить русскую государственность с национально мыслящей и действующей центральной властью». В 2003–04 выходит в свет двумя изданиями кн. Л. « Русский рубеж ». В предисл. к ней автор пояснял: «В предлагаемых читателю очерках рассмотрены насущные проблемы русской политической, общественной и культурной жизни: русофобия, геноцид русского народа и возможности противодействия им; православие и государство; криминальная суть правящего режима; зловещая роль М. С. Горбачева, Б. Н. Ельцина, В. В. Путина в судьбе России; кризис морали и культуры».

В серии изд. «ЭКСМО» «Политич. биографии: история в лицах и фактах» Л. опубл. антол. « Иоанн Грозный » (2004), в предисловии к кот. характеризует Грозного в русле классич. росс. историографии как «практика жестокой, кровавой, антинародной тирании». Докум.-биогр. повесть « У истоков русской сцены. Федор Волков и его эпоха » (2010) венчает исследования Л. по русской истории XVIII в.

Л. выступает как мемуарист, освещая события обществ.-политич. и культурной жизни втор. пол. XX в. Это « История борьбы. Дневник русского человека », ценный сведениями о взаимоотношениях т.н. «русской партии» с властью в период правления Ю. Андропова, « Как это было » ― о русской оппозиции режиму 1980–90-х и об истории размежевания писателей СПб., « Мой рафтинг » ― этапы и итоги своей борьбы за русскую нац. культуру.

С 1998 создатель (вместе с О. Каратаевым) и ведущий клуба «Русская мысль», на заседаниях кот. выступали Ю. Болдырев, И. Шафаревич, С. Ямщиков, Л. Ивашов, В. Квачков, Б. Миронов и др.; видеоотчеты встреч опубл. на сайте «Русский набат». Член Совета учредителей Союза русского народа (восстановленного в 2005). Почетный попечитель моск. храма св. Николы на Берсеневке. Действ. член Петровской АН и искусств (2002). Член редколл. ж. «Вопросы национализма» (2013). По версии изд. «День литературы» (2011. № 4) включен в список пятидесяти лучших критиков России ХХ в. Лауреат премии СП России и Фонда святителя Иоанна Златоуста «Имперская культура» (2008); Минобрнауки РФ награжден Серебряным Почетным знаком им. Николая Румянцева «За благородные труды» (2009).

Архив: РГБ. Ф. 911.

Соч. : Старейший в России: Творч. путь Ярославского драматического театра. М., 1964; Судьба «Холстомера» // Молодая гвардия. 1976. № 10; Вступая в совершеннолетие (образ молодого героя в драме и на сцене). М., 1976; Века и годы старейшей сцены. М., 1981; Федор Волков. Л., 1983; Судьба традиций. М., 1983; Н. Симонов. Ю. Завадский (ЖЗЛ). М., 1983 (2-е изд. ― 1988); Размышления после встречи. М., 1984; Извлечем ли уроки: О русском театре и не только о нем // Наш современник. 1989. № 2; Поднять Россию из руин [О выборах в Верховный совет СССР] // Молодая гвардия. 1990. № 2; Противостояние. Театр, век ХХ: традиции ― авангард. М., 1991; Сапог оккупанта // Завтра. 1995. № 10; Солнце нашей духовности [О митрополите Иоанне Снычеве] // Пастырь добрый. СПб., 1996; Об основах православной государственности // Русский фронт. СПб., 1998; Театр драматический // Энц. словарь русской цивилизации. М., 2000; Русский рубеж. СПб., 2003 (2-е изд. ― 2005); История борьбы. Дневник русского человека // портал «Русское воскресение», www.voskres.ru/idea/lyubomudrov.htm; Как это было // Всерусский собор. 2009. № 1; У истоков русской сцены. Федор Волков и его эпоха. СПб., 2010; Театрал. культура России в ХХ в. СПб., 2011; Государство и право в России XVI столетия (эпоха царя Иоанна Грозного). СПб., 2011; Постулаты русской идеологии // Слово (газ.). 2011. № 25–26. 1–14 июл.; Мой рафтинг // Вопросы национализма. 2013. № 13; Великорусский театр: От истоков к закату // Наш современник. 2022. № 2.

Лит. : Гарин Э., Ефремов О., Ильинский И. и др. Письмо в редакцию // Театр. 1980. № 11; Дмитриев Ю. Театроведение требует ответственности // Театр. 1985. № 11; Бондарчук С. Мысль беспокойная, мысль вдохновенная // Огонек. 1985. № 4; Татауров П. Перестраиваться по сути // Наш современник. 1987. № 2; Степанян К. Между сценой и читателями // Сов. культура. 1987. 26 март.; Нинов А. С чего начинается родина: Итоги одной полемики // Нева. 1987. № 9; Золотоносов М. Вышел критик из тумана // Лит. обозрение. 1988. № 12; Марку Николаевичу Любомудрову ― 80 лет // Наш современник. 2012. № 2; Казин А. Дело Любомудрова // Казин А. Частицы бытия: Роман с философией. СПб., 2013.

С. Лебедев

  • Любомудров Марк Николаевич