Лукаш Иван Созонтович
ЛУКА́Ш Иван Созонтович [11.4(30.3).1892, СПб. - 15.5.1940, Медона, Франция] - прозаик.
Отец - выходец из крестьян Полтавской губ., ветеран русско-турецкой войны 1877–78. (С него, по семейному преданию, И. Репин писал казака с перевязанной головой на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».) Мать - воспитанница художника А. Боголюбова. Атмосфера СПб., в кот. рос Л., в значительной мере повлияла на духовный облик и характер интересов будущего писателя. «Я думаю,- вспоминал Л.,- что все, что окружало наше детство страшным и великолепным видением, аркады и колоннады, синеющие в прозрачном холоде северной ночи, Минерва и Сфинксы из Фив и медная квадрига Аполлона, замерзшего в высоте арки, все было магическим заклинанием таинственной силы, которого теперь не знает никто» (Сны Петра. Белград, 1931). Озаренный торжественным величием русской имперской столицы, Л. мечтал о том, «чтобы Российская держава была столь же гармоничной и ясной, как фасады петербургских дворцов». Он «сотворил себе идеал просвещенной великой империи, объединившей под знаменем Державина и Пушкина, Петра и Екатерины многие культурные периоды. В русском XVIII веке видел он зачатки этого „светлого царства”» (Л. Любимов). Образ СПб. станет одним из сквозных в ист. прозе писателя.
Л. учился в петерб. ларинской гимназии, затем в частной гимназии Л. Лентуловой (1909–12), на юридическом фак-те СПб. ун-та (1912–16), кот. окончил с выпускным свидетельством (сдаче экзаменов помешали рев. события). В 1905–07 - пору «своей странной революционной и романтической юности» - проявил интерес к эсерам. Под воздействием кн. Майн Рида совершил неудачный побег в Америку. Позднее на короткое время сблизился с петерб. эгофутуристами. В 1910 при содействии И. Северянина изд. свою перв. кн. - сб. сюрреалистических «стихотворений в прозе» - « Цветы ядовитые ». В 1912 выступал в изд. эгофутуристов «Оранжевая урна», «Петерб. глашатай», «Дачница», публикуя в них (под псевд. Иван Оредеж) ритмизованную прозу в стиле У. Уитмена, в альм. «Стеклянные цепи» - статьи о модной в ту пору поэзии Северянина. В канун Первой мировой войны в качестве репортера сотрудничал в газ. «Совр. слово», «Речь», ж. «Огонек». В 1915 вступил добровольцем в Преображенский полк, полгода находился в прифронтовых тыловых учреждениях. Приветствовал Февральскую революцию (занимал кадетские позиции), писал о ее героях - солдатах и офицерах - очерки пропагандистского характера в газ. «Труд и воля» Временного комитета Гос. думы (« Преображенцы», «Павловцы», «Волынцы», «Ночь на 28 февраля в Зимнем дворце »), кот. вскоре изд. отд. брошюрами. В дальнейшем в мировоззрении Л. происходит резкий перелом.
Осенью 1917 участвует в подготовке восстания против сов. власти, поддерживает Корниловский мятеж. В сер. 1918 Л. уехал из Пг. в Киев, где вступил в ряды Добровольческой армии. До эвакуации из Крыма врангелевской армии в нояб. 1920 сотрудничал в белой прессе (газ. «Юг России», «Голос Таврии»). В эмиграции жил в разных городах - Константинополе, Галлиполи, Тырнове, Софии, Вене, Праге, Риге, Париже. В Софии печ. в газ. «Свободная речь», в Берлине - в ж. «Русская мысль», газ. «Руль», был участником писательского содружества «Веретено», где сблизился с В. Набоковым. За время непродолжительного творч. сотрудничества с ним написал либретто пантомимы «Агасфер» на муз. М. Якобсона и балета «Лунный кавалер» на муз. А. Эйхмана, сочинил неск. скетчей для берлинского кабаре «Синяя птица» Я. Южного. Позднее Набоков наделил некот. чертами личности Л. (в частности, склонность к мистицизму) героя своего романа «Подвиг» беллетриста Бубнова. Среди прочих трудов Л. этой поры - написанная им по заказу жены генерала Н. Скоблина Н. Плевицкой ее биография « Дежкин карагод » (1925) (Носик Б.).
Активная творч. деятельность Л. приходится на 1920–30-е. Ранние произведения писателя определила тема Гражданской войны. Разрабатывая ее, Л. уверовал в святость идеи Белого движения как единственно спасительной «национальной религии» для пребывающих в рассеянии русских, кот. способна подвигнуть их к возрождению родины (Литургия верных. К годовщине изгнания русской армии // Руль. 1921. 16 нояб.; Горнист поет // Там же. 1922. 4 янв.). Эта идея определила пафос очерков « Голое поле. Книга о Галлиполи » (1922) - о буднях расквартированной на Галлиполийском п-ове врангелевской армии, настроениях б. участников Гражданской войны. Крупным планом даны образы белых генералов А. Кутепова («взнуздал Галлиполи железным мундштуком железной дисциплины») и А. Туркула. (Воен. мемуары последнего «Дроздовцы в огне» (1937) вышли в лит. обработке Л.) Очерки Л. о Галлиполи в кругах русской эмиграции были встречены неоднозначно. Теме Гражданской войны посвящены и др. ранние произведения Л.: повесть « Смерть » (1922), где показана жизнь провинциальной русской интеллигенции под властью большевиков, «поэма» « Дом усопших » (1922) о предсмертных часах сов. граждан, умирающих от чахотки в одном из крымских санаториев. В «мистерии» « Дьявол » (1922), построенной как цепь слабо связанных фрагментов-видений (война, штурм Зимнего дворца, сцена изнасилования женщин батальона охраны, ночной кутеж в подвальном ресторане, допрос в ЧК - и над всем этим фигура дьявола, «дирижирующего» сонмом чудовищных видений) критика отмечала, что Л. «легко отталкивается от грязной и кровавой земли - и повисает в метафизическом пространстве» (Мочульский К. // Звено. 1923. 26 февр.).
В основу биографич. романа « Белцвет » (1923) легла история становления прошедшего горнило войны героя, чья судьба оказалась мистически связанной с образом загадочной женщины. Произведениями о Гражданской войне Л. снискал себе репутацию писателя-белогвардейца. В немалой степени этому способствовал его выход из писательского содружества «Веретено» в кон. 1922 (совм. с И. Буниным, В. Набоковым и др.) в знак неприятия сменовеховских настроений у некоторой части членов этого объединения (Новое русское слово. Н-Й., 1981. 4 окт.).
В 1925 Л. переехал в Ригу, где редактировал (совм. с Н. Бережанским) газ. «Слово». В Латгалии он наблюдал жизнь русских крестьянских хуторских хозяйств, отошедших к буржуазной Латвии, кот., не испытывая диктата извне, получили возможность свободного развития. Эти впечатления Л. нашли отражение в очерках « Земля святой Ольги. Угол Латгалии » (Перезвоны. 1925. № 2) и « Изборская земля. Дорожные заметки » (Возрождение. 1929. 12 окт.). Л. отмечал, что «...на хозяине-земледельце вырастет... российская национальная демократия и Российская мирная держава» (Перезвоны. 1925. № 2).
Стремление понять истоки трагедии 1917 привело Л. к ист. тематике. Он создает сб. рассказов о прошлом северной столицы - « Черт на гауптвахте » (1922), « Дворцовые гренадеры » (1928). Ист. рассказы печатались в разные годы в ж. «Сполохи», «Мир и искусство», газ. «Возрождение, ж. «Перезвоны» и вошли в сб. «Сны Петра» (1931). Свой взгляд на русскую историю Л. изложил в ст. « Две России » (Руль. 1924. 9 сент.) и в предисл. к сб. « Сны Петра »: «...мое отечество было обречено на ту судьбу, которая разыгралась на глазах нашего поколения... Россия... была не воплощенным до конца сном Петра, полуявью и полупровидением, сменой снов, движимых к горчайшему пробуждению». Такое понимание эпохи обусловило специфичный образно-тематич. антураж его ист. прозы. Тоска по утраченной России уводила Л. от действительности в мир призраков и грез. Поэтизируя прошлое, он «любил писать о белесой царице Елизавете, о суворовских гренадерах, о баталиях и пирах той поры, когда прорубалось окно в Европу», о «героике русского крепостного мужика в пудре и треуголке» (Любимов Л.). «Петербургские истории» Л. умело стилизовал под рассказ от лица солдат, старых нянь. Этим объясняется интерес писателя «к истокам русского языка, времени его особой полнозвучности, ясности, свободы от инородных примесей» (Руль. 1923. 11 март.). В сюрреалистическом пространстве ист. прозы Л. действует мир людей (солдаты, старухи, масоны), магический мир вещей (загадочные старинные портреты, окруженные мистической аурой) и миражи, призраки, черти. «Страшно реален образ черта в творчестве Лукаша, - писал В. Татаринов, - в этом он напоминает Гоголя, под сильным влиянием которого... находится» (Руль. 1923. 11 март.). В гротесковой манере написана приключ. повесть Л. « Граф Калиостро » (1925) об изв. авантюристе и мистике XVIII в. Джузеппе Бальзаме, посетившем СПб. в 1782. В основе повести - тема поисков «философского камня».
В 1928 Л. переехал в Париж, став пост. сотрудником газ. «Возрождение» (ред. Г. Струве), в кот. печ. И. Бунин, И. Шмелев, А. Амфитеатров, Н. Тэффи и др. Здесь Л. регулярно выступал со статьями, очерками, рассказами, рец., публ. отрывки из своих произведений.
С интересом был встречен его ист. роман « Пожар Москвы » (1930), в кот. освещен трагич. период русской истории от убийства Павла I до восстания декабристов. К. Зайцев отмечал, что «перед нами произведение русской литературы увлекающее и волнующее», на котором лежит печать «интуитивного прозрения в судьбы России» (Россия и славянство. 1930. 24 мая). В. Ходасевич обратил внимание на одну из характерных особенностей героев «Пожара Москвы» - их «медиумическую восприимчивость» к воздействию роковых сил истории. «У самого Лукаша, как и его героев, инстинкт оказывается мудрее сознания» (Возрождение. 1930. 17 апр.). Написанный через 6 лет после «Пожара Москвы» роман « Вьюга » (1936) Ходасевич назвал «живой, талантливой книгой» (Возрождение. 1936. 18 июн.). Это произведение Л. писал для лит. конкурса, объявленного в 1933. Условие конкурса - показать в произведении опасность психологии большевизма.
На страницах «Возрождения» Л. выступал и как лит. критик. Писал о тв-ве литераторов-современников (А. Куприне, Б. Зайцеве, Д. Мережковском и др.). Размышляя о сущности худож. тв-ва, Л. подчеркивал, что истинное художество «всегда, вольно или невольно, ищет разгадки понимания духа бытия». Формула тв-ва мыслится Л. как «путь к откровению Бога в мире... Истинное художество - богопознание и боговыражение» (Возрождение. 1929. 28 март.).
В поздних романах « Ветер Карпат » (1938) и « Бедная любовь Мусоргского » (1940), создававшихся тяжело больным и нуждающимся Л., на перв. план выходит тема рока, капризной «музыки судьбы», мистически влияющей на жизнь человека. Роман «Бедная любовь Мусоргского» считается самым значительным произведением Л., в кот. он показал себя как талантливый стилист. Судьба Мусоргского в романе воспринимается как прелюдия к драме русского народа в XX в.
Творч. наследие Л. породило неоднозначные оценки современников. А. Толстой считал, что «талантливые вещи» Л. «сильно портит политическая белогвардейская подкладка» (Известия. 1923. 8 мая). И. Голенищев-Кутузов отмечал, что своими произведениями Л. «создает свой мир, легенду о Российской империи», обладающую «магической силой оживлять русские сердца в муках сорокалетнего странствования» (Возрождение. 1932. 23 июн.). По свидетельству Р. Гуля, Л. остался «недооцененным» в эмиграции, ибо «всегда ходил „в правых”» (Новый ж-л. Н-Й., 1979. № 134).
Соч.: Голое поле (Из повести) / Предисл. В. Еременко // Кубань. 1990. № 11; Граф Калиостро / Предисл. А. Аринштейна. М., 1991; Портреты / Предисл. А. Богословского // Человек. 1992. № 2; Бедная любовь Мусоргского / Предисл. А. Богословского. М., 1992; Князь Пожарский. Этюд / Вст. ст. А. Богословского // Волга. 1993. № 7; Москва, страна отцов / Предисл. А. Богословского // Москва. 1994. № 4; Дворцовые гренадеры / Предисл. А. Апасова // Бежин луг. 1994. № 4; Соч.: В 2 т. М., 2000 / Вст. ст. М. Филина.
Лит .: [Краткая биография, написанная женой Лукаша] // Возрождение. 1957. № 70; Струве Г. Об одном берлинском лит. кружке // Новое русское слово. Н-Й., 1981. 4 окт.; Любимов Л. На чужбине. Ташкент, 1987; Первушин Н. Немного об Иване Лукаше // Новый ж-л. Н-Й., 1988. № 172; Носик Б. Мир и дар Набокова. М., 1995.
В. Запевалов