Люкшин Юрий Константинович


ЛЮКШИ́Н Юрий Константинович [29.12.1949, Л-д] ― график, иллюстратор, искусствовед, педагог.

В 1971 окончил худож. училище им. Серова. Тогда же, в возрасте двадцати двух лет, впервые обратился к Екклесиасту (для тех лет поступок весьма смелый). Впоследствии христианская тема философски и монументально, свободно и с артистической изысканностью воплощалась им в сериях «Путники» (1979), «Типы Загорска» (1981), «Жития пророка Илии» (1983), «Валаамские старцы» (1985–87), «Крещение Руси» (1988), «Пасхальный календарь» (1988–90, 1993). Создал циклы работ по произведениям А. Пушкина «Борис Годунов» и «Пиковая дама», иллюстрировал А. Чехова, И. Северянина, Н. Заболоцкого.

В 1996 в ГРМ (корпус А. Бенуа) Л. представил серию «Дневник паломника» (путешествия по Святой земле), в кот. обратился к неисчерпаемым произведениям древнего мира ― эпосам, сказаниям, легендам. Здесь круг духовного общения Л. очерчен предельно логично: он сострадает Л. Толстому, легко вступает в контакт с о. Флоренским, ведет диалог с философами Розановым, Бердяевым и Соловьевым.

Над 150 илл. к карело-финскому эпосу «Калевала» Л. работал в теч. 25 лет. Специально для нового изд. (из-во «Вита Нова», 2010) Л. создал 57 илл. в технике акварели на цветном печатном фоне. «Для меня “Калевала” ― это тропа узнавания голосов предков, голосов Мира Первообразного, песнь, заклинание, молитва Мировому Духу Рода Человеческого» (Л.). Доминирующими образами в его графич. иллюстрациях стали стихии Воды, Неба, Земли. Акварельный изобразит. ряд пронизан муз. звуками. Музыка рун «Калевалы» ― это г.о. музыка голубых и синих вод. «Воды дали Вечное дыхание Жизни», «Из воды пошли мне силы…». Погружаясь во внутр. мир эпоса, Л. уходит от конкретики и обращается к передаче мыслей, ощущений ― Вечности. Образ композиц. строя, рождённый воображением художника, воскрешает мир архаики. Его лист обладает не только цветом, пропитан не только отзвуком мифологич. содержания, но наполнен динамикой, энергией художника. Бесконечное кол-во смещающихся планов в его композициях рассчитано на выявление гармонии. Именно эти свойства станут характерными для всех последующих монументальных произведений Л.

В 1990-е судьба свела Л. с П. Суспицыным, создателем уникального изд-ва «Редкая книга из СПб.». В залах Эрмитажа не раз выставлялись рукописные кн., созданные разными мастерами, илл. к трем из них выполнил Л. ― «Константин VII Багрянородный. Об управлении империей» (2009), «Книга Екклесиаста» (2010), «Слово о полку Игореве» (2012).

Кн. Константина VII «Об управлении империи» заключена в потрясающий переплёт из кожи, серебра, позолоты с вкраплением сапфиров и рубинов, изумрудов и включает 12 миниатюр, заставки, концовки, ручную раскраску акварелью и темперой, золочение. Следуя красоте слога памятника-поучения, график осветляет привычную для себя цветовую гамму. Он наполняет светом, гармонией, душевным спокойствием памятник Х в. Изобразительный строй кн. абсолютно созвучен мудрости Константина ― он строг, изыскан, деликатен и одухотворён.

Многолетние размышления мастера нашли воплощение в Книге Екклесиаста (2010, первое изд. 1994). Каноническая кн. Ветхого завета, приписанная царю Соломону, стала одной из самых неоднозначных книг библейского канона, построен. на философских проблемах непостижимости жизни и смерти, любви и ненависти. 16 илл., выполненных в технике офорта и акватинты, раскрашенных вручную – отражение образа самого художника, долгие годы постигающего не древние образы, но вечные. График (спорно) определил стиль иллюстраций как «современный русский духовный лубок». Но в действительности эти композиции, как и дизайн переплёта из кожи, серебра, патированной эмали, включают картины обобщённые и символические, плоскостные и колористические, связанное с семью цветами радуги, как с семью добродетелями, пронизывающими предельно совр. звучанием проблемы вечные и неизбывные. «Всё суета сует…».

«Слово о полку Игореве», к кот. Л. обращался на протяжении 20 лет, включает 19 офортов, конгреневое теснение, виньетки, заставки, концовки и ручную раскраску листов темперой и акварелью. Как и древнейшие книжные памятники, переплёт данного изд. «Слова» выполнен из дерева. В этом сложном и многогранном творении ― синтез многолетних достижений мастера. Совмещение временных и пространственных пластов в одном сюжете позволило читателю и зрителю складывать картину мира из образных представлений человека ХII и ХХI вв. Образы «Слова» существуют в сложном и разновременном мифологич. пространстве Л. Пластическое напряжение, стремительность боевых побед и трагедия поражений составляют образную целостность графич. летописи, по звучанию близкой опере «Князь Игорь».

Стремление «переорганизовать пространство» (П. Флоренский), сформулировать для себя формообразующую цель, преодолеть чувственную видимость и найти «общественное» в действительности ― таков глубинный смысл творч. исканий талантливого мастера. По отношению к окружающей художника реальности он создаёт свой альтернативный сценарий, посвящ. книжному миру. Здесь ему комфортнее и интереснее. Графич. иллюстрации Л. передают гармонию мира, постигаемую художником в духовном наследии времён. Всё, что создал Л., приобретает свое значение в акте памяти, истории, традиции. В произведениях совр. художника звучит эхо древнего слова.

Член Союза художников России с 1978. Член Междунар. ассоциации искусствоведов (АИС) с 1998. Засл. художник России (2007).

Автор благотворительной детской программы «Краски добра», организатор выставок и конкурсов детского рисунка.

Участник более 300 выставок в России и за рубежом, из них 69 персональных.

Работы художника представлены во многих музейных собраниях, в т.ч. в ГЭ, ГРМ, РНБ, Музее совр. искусств им. Дягилева (СПбГУ), Гос. Третьяковской галерее, Гос. музее изобразительных искусств им. Пушкина, РГБ, Ярославском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Метрополитен музее (Нью-Йорк), Музее Людвига (Кельн), Биб-ке Ватикана и мн. др. музейных собраниях.

Удостоен мн. престижных наград российских и зарубежных конкурсов графики и экслибриса, среди кот. золотые медали (1984, Осенний салон «Традиции и поиск», Париж; 1989, Биеннале книжной графики, Лейпциг); серебряные медали (1998, I Междунар. биеннале малых форм графики и экслибриса, Пекин; 2004, Российская Академия художеств, М.).

Лит.: Юрьева Т. Чистая нота // Каталог выставки «Дневник паломника». Финляндия, 1996; Козырева Н. Преображающее страдание // Каталог выставки «Мир книж. Иллюстрации». Вологда, 2006; Воропанов В. Мир книжной иллюстрации // Там же; Арсеньева З. Петерб. образ Калевалы // Русский мip: Альм. СПб., 2010; Книга как искусство: 20 лет изд-ву «Редкая книга из СПб.» // Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. СПб., 2012; Суспицына Т. Слово о полку Игореве // Петерб. искусствоведческие тетради. 2013. № 26.

Т. Юрьева

  • Люкшин Юрий Константинович