Лунц Лев Натанович
ЛУ́НЦ Лев Натанович [2.5(19.4).1901, СПб. - 8.5.1924, Гамбург] - драматург, прозаик, лит. и театр. критик.
Отец, Натан Яковлевич Л., - изв. в СПб. фармацевт. Мать, Анна Ефимовна Рабинович, - пианистка. По окончании в 1918 с золотой медалью 1-й СПб. гимназии Л. поступил на историко-филол. фак-т Пг. ун-та. Через год, сдав экстерном экзамены за три курса, был переведен на 4-й. Одновременно занимался на фак-те новых языков Пед. ин-та при ун-те, в Лит. студии при Доме искусств. В кон. 1921 принят на работу в Ин-т истории искусств науч. сотрудником 2-й категории по разряду истории словесных искусств (ЦГАЛИ СПб.). В нач. 1922 окончил этнолого-лингвистич. отд. фак-та обществ. наук ун-та (б. историко-филол.); выпускное свидетельство получил весной 1923 (ЦГА СПб.); оставлен на кафедре романо-германской лит-ры для науч. работы. Обладая блестящими способностями, глубокими знаниями в обл. лит-ры, талантом исследователя, Л. бесконечно много обещал.
Лит. деятельность Л. была недолгой, но необычайно разнообразной. Едва став студентом, он включился в лит.-обществ. жизнь Пг.: был секретарем Научно-теоретич. секции Театрал. отдела Наркомпроса (дек. 1918 - дек. 1919), членом Дома литераторов и Дома искусств (с 1919), членом-соревнователем Вольной философской ассоциации (с июня 1920), ЛО Всероссийского СП (с июня 1921), сотрудником изд-ва «Всемирная лит-ра» (1922). За четыре с небольшим года Л. успел напис. неск. десятков произведений: пьесы, рассказы, киносценарии, теоретич. и исследовательские статьи, эссе, рец. «Лунц не вошел, а стремительно влетел в литературу, легко перешагнув порог распахнувшейся двери», - вспоминал В. Каверин.
Имя Л. стало известно в перв. очередь в связи с лит. группой «Серапионовы братья» (1921−29), образовавшейся при Лит. студии Дома искусств. Одним из организаторов, теоретиком и душой группы был Л. Занятия в студии, дружба с М. Горьким, высоко оценивавшим его талант, сыграли значительную роль в становлении Л.-писателя. Тв-во Л. развивалось в русле поисков формальной школы 1920-х, в произведениях ощутимо влияние идей Е. Замятина, В. Шкловского, студийных наставников и друзей «серапионов». Все работы подчинены единой цели: поиску новых форм совр. лит-ры. Перв. произведения, посвящ. вопросам драматургии и сценич. искусства, появились в газ. «Жизнь искусства» в кон. 1919: « Об инсценировке сатирических романов» (4−5 нояб.), «Детский смех» (30 нояб.); ряд статей 1920: «Тв-во режиссера» (9 янв.), «Театр Ремизова» (15 янв.), «Мариводаж» (16, 19, 21 янв.).
В 1920 рассказ Л. «Врата райские» получил третью премию на конкурсе Дома литераторов. Текст не сохранился, но некот. представление можно составить по отчету жюри, где рассказ охарактеризован как «вещь гротескная, в кот. чувствуется связь с Гоголем и Достоевским, связь, осложненная современными приемами игры с формами. <...> В авторе виден человек, искушенный в вопросах литературной формы» (ИРЛИ). В основе сюжета мн. рассказов Л. - библейские мотивы. Наиболее изв. рассказ «В пустыне» (Серапионовы братья. Альм. первый. Пг., 1922) - об исходе евреев из Египта и поиске «земли обетованной», достигаемой ценой бессмысленных жестокостей и мн. человеч. жертв. Современники легко угадывали в этом иносказании намек на драматич. события порев. действительности. Рассказ был высоко оценен Горьким в письме к М. Слонимскому. Удачную попытку стилизации библейской легенды и хороший стиль отмечали Е. Замятин, Ю. Тынянов и др. Повестью «об одних жестокостях, зверствах, человеческой гнусности» назвал рассказ марксистский критик А. Воронский. Легенда о преданности, любви, долге - в основе сюжета «Рассказа о скопце» (1921; впервые: Из творч. наследия сов. писателей. Л., 1991). Размышления самого Л. о выборе родины послужили основой для рассказа «Родина» (Еврейский альм. Пг., 1923). В 1921 его родители, уроженцы Литвы, восстановив литовское подданство, уехали за границу и поселились в Гамбурге. Л. принял решение остаться в России: «Россия - моя родина, и Россию я люблю больше всех стран» (Письмо М. Горькому от 16 авг. 1922). Среди сатирич. произведений Л. выделяется рассказ «Исходящая № 37» (Россия. 1922. № 1) - о чиновнике-бюрократе, превратившемся в служебную бумагу. «Иронию, тонкость, игру ума, изящество мысли, стиль» рассказа отметил К. Чуковский.
С сер. 1922 вокруг имени Л. не прекращались споры, вызванные его острополемич. публицистич. статьями и собственно лит. произведениями, в кот. он последовательно отстаивал взгляды на искусство, противоположные офиц. директивам: принцип самоценности худож. тв-ва, его независимости от политич. и обществ. задач. «Мы верим, что литературные химеры - особая реальность, и мы не хотим утилитаризма. Искусство реально, как сама жизнь. И, как сама жизнь, оно без цели и без смысла: существует, потому что не может не существовать», - заявлял он в ст. «Почему мы Серапионовы братья» (Лит. записки. 1922. № 3). Опубликованная вместе с аполитичными автобиографиями «серапионов», статья была воспринята как манифест и послужила поводом для критики идеологич. платформы группы в целом.
В ст. «Об идеологии и публицистике» (Новости. 1922. № 3) Л., возражая лит. чиновникам, распоряжающимся «о чем» и «как» надо писать, продолжал твердо доказывать, что идеологич. регламентации губительны для тв-ва и художник вправе апеллировать лишь к своему «внутреннему голосу»: «…официальная критика утверждает, <…> что идеология в искусстве - все. С этим я никогда не соглашусь. Идеология - одни из элементов произведения искусства. <…> Но не следует забывать, что роман без точного и ясного “миросозерцания” может быть прекрасным, роман же из одной только голой идеологии - невыносим».
Вдохновленный идей преобразования лит-ры, Л. искал новые образцы и ориентиры, ломающие традиц. представления. Он считал, что прежняя лит-ра, перегруженная психологизмом, бытом и обществ. тенденциями, «провинциальна» и «скучна», и необходимо влить в нее новую энергию движения. Убежденный западник, будущее русской лит-ры Л. видел за произведениями, созданными на основе остросюжетной фабулы по образцу западноевропейского романа. Эта концепция наиболее четко обоснована в ст. «На Запад!» , прочитанной на собрании «Серапионовых братьев» в дек.
Лит.-идеологич. концепция Л. отчетливо проявилась в драматургии, основной сфере его интересов. В трагедии «Вне закона» (1920; опубл.: Беседа. 1923. № 1) Л., вслед за своим учителем Замятиным, пытался осмыслить механизм перерождения власти и революции. Хотя действие в пьесе происходит в средневековой Испании, аллюзии на проблемы современности были очевидны, что определило ее театрал. судьбу. Вследствие отрицательного отзыва А. Луначарского («политический памфлет на диктатуру пролетариата в России») была снята с репертуара Александринского театра и внесена в список пьес, запрещенных к постановке в России. Позднее поставлена в Одессе, Кельне, Праге, Палестине.
Оживленный интерес критики вызвала пьеса «Бертран де Борн» (альм. «Город». Пг., 1923. [№] 1), в кот. Л. в очередной раз размышлял над проблемой власти и личности. Как и др. пьесы, она построена на остросюжетности, переплетении фантастики и гротеска; в ней действуют герои с яркими, сильными характерами, изображенные в романтическо-приподнятом стиле. В послесл. к пьесе Л. изложил свои эстетич. взгляды на театрал. искусство. Отвергая театр чеховский, будничный, связанный с подробностями быта и психологич. установками, Л. провозглашал театр бури и натиска: «Вместо театра голого быта и голых фокусов я попытался дать театр чистого движения. <...> Не чувств требую я, а страстей, не людей, а героев, не правды житейской, а правды трагической». В лит.-театрал. кругах была воспринята как «свежий зеленый побег <…> молодой театральной весны» (Т. Глаголева), «возрождение героической трагедии» (Я. Браун). Планировавшаяся постановка в БДТ не осуществилась.
В пьесе «Город Правды» (Беседа. 1924. № 5) автор размышляет над традиционными для русской лит. школы нравственно-философскими вопросами «как жить?», «возможно ли всеобщее счастье и равенство на земле?». И если пьесы Л. с точки зрения формы не традиционны для прежней русской драматургии, то их внутренний пафос, поиск нравств. начал близок линии чеховского театра. Перу Л. принадлежат и пьесы «Сын шейха» (1919; впервые: Лит. наследие. 2007), «Обезьяны идут» (Веселый альм. Пг., 1923).
С позиции актуализированной проблемы сюжетосложения Л. оценивал и все лит. новинки, в особенности произведения «серапионов», порицая их за традиц. «бытовизм» и забвение сюжетности. Работы Л.-критика отличаются остротой и меткостью суждений, глубоким знанием предмета, о кот. он пишет.
Тяжелый быт петроградских зим 1919−21, полуголодное существование в сырой комнате Дома искусств, напряженная творч. работа серьезно подорвали здоровье Л. В 1923 возникла возможность науч. командировки в Испанию, где он одновременно должен был пройти курс лечения. В Гамбурге, куда Л. прибыл в июне 1923, состояние резко ухудшилось. Посл. месяцы жизни он провел в санатории под Франкфуртом, затем в гамбургской больнице, но продолжал много и успешно работать.
Одним из серьезных увлечений Л. был кинематограф, близкий ему своим динамизмом. Еще в Пг. для импровизированных пародийных представлений, устраиваемых им в Доме искусств, он напис. неск. киносценариев и сценарий для приключ. фильма «Завещание царя» . В посл. год жизни создал киносценарий «Восстание вещей» (Новый ж-л. Н-Й., 1965. № 79).
Впечатления о жизни русских эмигрантов в Берлине послужили основой для автобиогр. эссе «Путешествие на больничной койке» (Новый ж-л. Н-Й., 1968. № 90). В посл. месяцы создавалась и задуманная ранее пьеса «Город Правды». Одна из посл. значительных работ Л. - незавершенная теоретич. статья (впервые: Новый ж-л. Н-Й., 1965. № 81), содержащая характеристику «Серапионовых братьев» по их приверженности к западным либо восточным традициям лит-ры.
После безуспешного лечения Л. скончался от воспаления мозга. В некрологе «Памяти Лунца» Горький охарактеризовал его как большого, оригинального художника: «Живи он, работай <...> русская сцена обогатилась бы пьесами, каких не имеет до сей поры. В его лице погиб юноша, одаренный очень богато, - он был талантлив, умен, был исключительно - для человека его возраста - образован» (Беседа. Берлин, 1924. № 5).
Тв-во Л., вследствие открыто выраженных серьезных расхождений с марксисткой критикой, долгое время оставалось символом «враждебности к пролетарской идеологии» (М. Майзель), «гнилого аполитизма, мещанства и пошлости» (А. Жданов).
Адрес в Пг.: 1920–23 - ДИСК, пр. 25-го Октября, д. 15.
Соч.: Завещание царя: Неопубл. сценарий. Рассказы. Статьи. Рец. Некрологи / сост. и предисл. В. Шрика. Мюнхен, 1983; Через границу / предисл., публ. и прим. А. Евстигнеевой // Лица. М.-СПб., 1994. [Вып.] 5; Вне закона: Пьесы. Рассказы. Ст. / вст. ст. С. Слонимского; послесл. М. Вайнштейна. СПб., 1994; Л. Н. Лунц.
Лит.: М. Горький и сов. писатели: Неизд. переписка // ЛН. М., 1963. Т. 70; Каверин В. В старом доме: Воспоминания // Звезда. 1971. № 9; Лев Лунц и «Серапионовы братья» / Публ. Г. Керна // Новый ж-л. Н-Й., 1966. № 82; Слонимский М. Завтра: Проза. Воспоминания. Л., 1987; Чуковский Н. Лит. воспоминания. М., 1989; Письмо А. М. Горького Л. Н. Лунцу и письма Лунца Горькому / Предисл. М. Чудаковой; Подгот. текста и прим. Е. Коляды // Неизв. Горький. М., 1994; «Серапионовы братья» в собр. Пушкинского Дома: Мат-лы. Иссл. Публикации / Авт.-сост. Т. Кукушкина, Е. Обатнина. СПб., 1998; Молдавский А. Лунц Лев Натанович // Русские писатели ХХ в.: Биографич. словарь. М., 2000; Ичин К. Драмско стваралаштво Лава Лунца. Белград, 2002; Фрезинский Б. Судьбы Серапионов (Портреты и сюжеты). СПб., 2003; Фрезинский Б. Мозаика еврейских судеб. ХХ век. М.: Книжники, 2008; Ичин К. Лев Лунц. Брат-скоморох (О драматургии Льва Лунца). Белград, 2011.
Т. Кукушкина