Лягачев Олег Александрович


ЛЯ́ГАЧЕВ Олег Александрович (Хельги, Helgi - худож. псевд. Л.) [21.9.1939, Л-д] ― художник, критик, поэт, прозаик, драматург.

Родился в семье картографа и геодезиста. Детство прошло в Омске. Осенью 1945 семья вернулась в Л-д. Окончил среднюю школу № 309 и поступил на физический фак-т ЛГУ (1956–58). Ещё раньше, увидев работы Врубеля и постимпрессионистов (в особенности Тулуз-Лотрека и Ван-Гога), а позже - Матисса и П. Боннара, решает посвятить себя живописи.

Поступив в Академию художеств (ГИЖАС им. Репина) на фак-т истории и теории искусства (1960–66), работал гидом в Эрмитаже, где познакомился в 1962 с М. Шемякиным, вместе с кот. они организуют выставку «художников-рабочих хоз. части Эрмитажа» (30–31 марта 1964) и пишут манифест группы «Петербург» (1967). В составе группы ― А. Васильев, Е. Есауленко, В. Иванов, Л., М. Шемякин.

Весной 1964 с В. Кравченко, В. Овчинниковым, В. Уфляндом и М. Шемякиным участвовал в эрмитажной выставке художников-работников хоз. части, в 1966 ― в выставке в Консерватории им. Римского-Корсакова, в 1973 ― на псих. фак-те ЛГУ и на квартире К. Кузьминского. После краткого увлечения абстрактным экспрессионизмом (две серии, около пятнадцати работ), Л. ищет поддержки в древнеегипетском искусстве и искусстве преколумбийского периода. Интересуется семиотическими теориями Ч. Пирса и Ч. Морриса. В результате вырабатывает своеобразную знаковую систему, названную им «семиотическим искусством». В живописи Л. семиотические поиски заметны уже в работах кон. 1960-х.

В 1974–75 сближается с близкими ему по духу А. Васильевым, А. Путилиным и Ю. Дышленко, принимает участие в выставках художников-нонконформистов в ДК Газа и ДК «Невский» (1975).

Писал стихи, рассказы, пьесы, участвовал в квартирных чтениях. В 1965 вместе с В. Петроченковым выпустил машинописный альм. «Парус», в 1966 ― альм. «Чертополох» вместе с А. Васильевым и Б. Комиссарчуком (1965–70, три вып.). Опубл. в них свои стихи, рассказы, в т.ч. - « Одиссея Л .»., пьесу « Вот, что происходит », рассказ и пьесу « Вакханочка », напис. в соавт. с художником А. Васильевым. Оба издания илл. офортами и акварелями Л.

Женился на француженке Мари-Терез Борэ, проходившей в Л-де практику по русскому яз., и в кон. 1975 уехал во Францию. С 1976 ― участник мн. европейских выставок, в т.ч. выставок неофиц. сов. искусства ― в Пале де Конгрэ, в Париже, в Венеции, в Вене, Лондоне, Нью-Йорке, Токио и др. Много выставляется в галереях («Галерея 222», «Форум Ле Аль», «Галерея Распай-рив-гош», галерея «Мифологии», в мэриях и центрах искусства).

В 1990-е Л.-художник возвращается к семиотическим поискам, а далее ― эволюция от семиотики к «абстрактному классицизму» - это портреты, вариации на темы Ренессанса (Боттичелли, Тинторетто), композиции на темы лубка, пейзажи. Этот период ознаменовался рядом персональных выставок в Париже и Лионе: в т.ч. в СПб. ― в галерее «Борей», в музее нонконформистского искусства на «Пушкинской–10» и др.

Выпустил неск. книг стихов и прозы со своими илл., в т.ч. « Минимум минуем » (СПб., 1999, объединяет первые четыре кн. Л.), « Реконструкции » (СПб., 2000, стихи и проза), « Снег падает в мою шестую книгу » (СПб., 2008). Часто прибегает к свободному ритмич. рисунку стиха и усложненным ассоциативным построениям. По словам В. Петроченкова, «мир его стихов композиционно раскован, освобожден от дидактики, метрически и идеологически обусловлен лишь центростремительным модусом повествования». Его конструктивная упругая поэзия напоминает обэриутов своей парадоксальностью, игрой тем и эмоциональной эквилибристикой. Поэт использует классические и авангардные техники. Он создатель 27-строчной формы стиха, названной им «олегой».

Обращается к драме (автор пяти пьес, в т.ч. « Времяпровождения »). Среди прозы Л. четыре романа (под псевд. Хельги Лужин) ― « Зигзаги и параллели » (СПб.: Изд. «Сударыня», 2005), « Генезис » (СПб.: «Сударыня», 2006), « Проходная пешка » (СПб.: «Сударыня», 2007), « Почти бессмертный Олаф » (СПб.: «Сударыня», 2010). Хельги Лужин - представитель «нового романа - II». Его техника впитала особенности приёмов новороманистов (А. Роб-Грийе, М. Бютора, из русских - В. Набокова): точные и стремительные описания, своеобразный метафоризм, фрагменты автоматич. письма, живые диалоги; вместе с тем, «история», интригующий сюжет играют важную роль в конструкции его романов. Четыре романа Л. составляют цикл - « Отмеченные ». Время охвата: 1942–2016; место действия: Омск, русский Север, Л-д-СПб., Париж, Европа, фантастич. и параллельный мир, мир виртуальный и мир утопии.

Историк и теоретик искусства, член АИС (AIS). Ему принадлежат публ.: « Врубель for ever » в «Петерб. искусствоведческих тетрадях» (Вып. 10, 11, 16. СПб., 2007-2009), « О тв-ве Вадима Филимонова » (Wiesbaden, 2006), « Творч. эволюция художника » в альбоме «Анатолий Васильев» (СПб., 2007) и др.

Соч.: Коснулось севера дыханье: Стихи 1980–93. СПб.-Париж, 1993; Мимо скучной Джоконды: Второй сб. стих. и текстов. СПб.-Париж, 1994; Твое блаженство иллюзорно: Кн. стихов и текст. СПб.-Париж, 1995; Хорошо паучку в гамаке: Кн. стихов и текст. СПб.-Париж, 1997; Минимум минуем / Вст. ст. В. Петроченкова. СПб., 1999; Реконструкции [Стихи и проза]. СПб., 2000; Зигзаги и параллели. СПб., 2005; Генезис. СПб., 2006; Проходная пешка. СПб., 2007; Снег падает в мою шестую книгу. СПб., 2008; Почти бессмертный Олаф. СПб., 2010.

Лит.: Газаневщина / Сост. А. Басин. Л., 1974–79; Нечаев В. Олег Лягачев // Русская мысль. 1979. 22 нояб.; Oleg Liagatchev / Texte P. Garnier. Peinture d'aujourd'hui. Paris , 1984; Воинова Н. Совр. иконы» (Выставка живописи О. Лягачева «Хельги. Портреты» в галерее Борей) // НОМИ. 2001. № 3; Самиздат Л-да. 1950-е ― 80-е. Лит. энц. М., 2003. Газаневщина / Сост. А. Басин, Л. Скобкина. 2 изд. СПб., 2004; Олег Лягачев. Размышления о триптихе на тему Ренессанса // Параллелошар. 2008. № 4.

А. Рябчикова

  • Лягачев Олег Александрович