Лялин Валерий Николаевич


ЛЯ́ЛИН Валерий Николаевич [7.12.1927, г. Иваново-Вознесенск ― 7.10.2010, СПб. Похоронен на Ковалевском кладбище] ― прозаик.

Родился в семье студентов, детство провел в Иваново-Вознесенске с бабушкой. Прадед - ивановский купец Матвей Сурин, строитель храмов и богаделен, раздавший свое богатство и ставший пустынножителем ради спасения души. В 1934 Л . переехал с семьей в Л-д, окончил школу рабочей молодежи. В годы войны (отец призван на фронт) Л. с матерью находился в эвакуации на Кавказе, Сталинграде. «Когда мне было 20 лет от роду, мне в руки впервые попало Евангелие. Я тогда жил в Крыму, снимал комнатку у добрых стариков, а когда приболел, хозяин и принёс мне эту Святую книгу» (цит. по: Рубцова И. Русская земля, живи вовеки!). Свое обращение Л. описал в рассказе «Мой путь ко Христу»: «К принятию христианства я шёл очень тяжело и долго. Я прорастал к нему через пласты сомнений, атеизма и всеобщего отрицания Бога. Я прорастал к нему, как прорастает к свету былинка через слои асфальта». После войны «метался по огромной нашей стране в поисках… я и сам не знал чего». Был крещен старообрядческим наставником в Новгородской обл. Жил в Феодосии, Керчи. В 1956 познакомился с архиеп. Крымским и Симферопольским Лукой (Войно-Ясенецким), кот. утвердил Л. в православной вере, наставил на жизненный путь, сказав: «Идите работать врачом в деревне - лечите простых людей».

Окончив Крымский мед. ин-т (1956), Л. работал сельским врачом в Крыму, Закарпатье, Южной Осетии. Встречался со старцами - выходцами из Глинской пустыни (в т.ч. с митр. Грузинским Зиновием); в Абхазии и Казахстане беседовал с монахами-пустынниками. Эта духовная школа помогла впоследствии обрести писателю слово, несущее жизненную правду, Христову любовь, сострадание, милосердие.

Вернулся в Л-д в 1970-е, работал врачом; был благословлен в псаломщики и клиросные певчие архиеп. Тихвинском Мелитоном. Свой творч. путь Л. начал с создания киносценариев на ист. темы (эпоха Екатерины II); они были одобрены В. Пикулем. Однако студия «Ленфильм», куда обратился Л., предложила начать со «сценария о рабочем классе», после чего Л. уничтожил свои рукописи.

Осн. жанр тв-ва Л. - рассказ. Первые рассказы были озвучены самим автором в эфире «Православного радио СПб.» в нач. 1990-х. Сохранившиеся аудиозаписи Л. свидетельствуют о незаурядном артистическом даре: «Речь его рассказов течет плавно, напевно, будто слушаешь древнего сказителя. И, кстати сказать, сам автор замечательно читает свои рассказы, выступая по радио и в аудиториях. Вслушиваясь в его голос, замечаешь такие тончайшие оттенки, которые упускаешь при чтении», ― отмечал ред. газ. «Православный СПб.» А. Раков. (Горница. Приложение к газ. «Православный СПб.». 2004. № 20, февр.). В этой газ., начиная с 1993, регулярно стали печ. рассказы Л., затем появлялись в ж. «Православный Паломник», «Всерусский собор», «Православный летописец СПб.», «СПб. Епархиальные ведомости», «Русская земля». Лит. дар Л. был вскоре замечен и оценен издателями и читателями. Первая кн. - сб. « Последняя надежда » (2000); в авторской аннотации Л. сообщал: «Я - писатель из молодых, отточил перо свое на восьмом десятке лет. Вся юность прошла в урагане войны 1941–45 гг. Война тяжелым катком прошлась по моей жизни, и, не успев умертвить, превратила меня в инвалида телесного и духовного». Затем на протяжении 10 лет вышли еще пять кн. прозы Л.

По признанию Л., свои рассказы он писал быстро, по вдохновению, в 1–2 дня. Основа всегда документальна, часто автобиографична: «Все мои рассказы - от сердца, на основе жизненного опыта. Пройден большой путь со грехами и покаянием. Да простит и помилует нас Господь». Суть тв-ва Л. сформулирована в одном из читательских отзывов: «Великолепное живое слово христианина и человека, ищущего правды Божией. Впечатления о людях и событиях на пути ко Христу. Реальное свидетельство о Боге из уст верующего человека».

Темы прозы Л. - поиск и обретение веры (« В северных Палестинах», «Заблудший», «Исповедь »), рассказы о замечательных людях: « Изограф » ― об иконописце XIX в. Гр. Журавлеве, лишенным от рождения рук и ног; « Бесогон из Ольховки » ― о закарпатском старце-экзорцисте отце Мефодии и его келейнице, «ведьме в отставке»; « Кузьма Крестоноситель » ― покаянной жизни и странствиях убийцы. Значительное место занимают повествования о войне: « Человек на войне » ― о православном воине-санитаре, кровавых реалиях фронта, « Когда была только надежда » ― о блокадной жизни будущего патриарха Алексия (Симанского). Увлекательны « Рассказы алтарника » (в частности, о том, как преп. Серафим явился двум хиппи, побил их палкой, после чего один из них крестился и стал алтарником), « Святой остаток » ― о благочестивом населении деревни, которое во времена раскулачивания бежало во главе со священником в Сибирь и там сохранилось от гонений до наших времен.

Л. - мастер увлекательного сюжета. Так, в рассказе « Тяжелые времена » воссоздана судьба еврейского юноши, родившегося в Америке, бежавшего в Россию, прошедшего концлагерь, спасшегося от расстрела, попавшего в партизанский отряд, обретшего веру и крестившегося.

Книги Л. читаются легко благодаря доверчиво-задушевной интонации и неизменному юмору, подчас горькому, подчас лукавому - так, в рассказе « Обычная история » есть сцена «укрощения церковных котов». Язык приближен к разговорному, встречаются экспрессивные выражения («очиститься от проклятой городской блевотной жизни мегаполисов» и др.). Отмечали сходство Л. с И. Шмелевым, но еще более он близок к В. Никифорову-Волгину - и по стилистике, и по жанру (короткий рассказ-новелла «об увиденном»), и по тематике (обретение православной веры, мужественное стояние в ней).

«Его рассказы увлекательны и поучительны, а богатейший жизненный опыт автора и твердое стояние в Православной вере придают им особенную глубину, неповторимый колорит и разнообразие. Перед читателем - встречи с разными людьми, размышления автора о Церкви, о судьбах России. Объединяет все рассказы удивительно теплая авторская интонация, за которой - человек, знающий, что на жизненном пути нельзя потерять самое главное - сострадание к людям и надежду на Господа» (из аннотации к кн. « Куда ведут дороги »).

Мн. рассказы Л. несут сильное публиц. начало, когда голос автора обретает бескомпромиссность и строгость: «…бедствия, кот. постигли нас последним летом уходящего тысячелетия, не просто бедствия, а знамения Божии, знаки грядущей беды. <…> Ко всему этому - катастрофическое обнищание народа, где на одном полюсе тысячи жирующей и купающейся в роскоши публики, а на другом - миллионы голодных и безработных. А на посошок нам ещё война на Кавказе, где, по слову Христа, “народ восстал на народ”. И единственное, что у нас в России растёт и процветает, так это кладбища…» (« Тихвинские зарисовки »). Иногда свою мысль Л. формулирует в стихах («Свет телевизора в каждом окне: / Это лампадки зажгли сатане»). Творческое credo автора: «Жаль мне добрый, кроткий и доверчивый русский народ, понёсший неисчислимые жертвы в кровавом и безжалостном XX веке… И я молю Бога, чтобы эта эпидемия бед, несчастий и скорбей не перешла из XX века в XXI век…» («И было в тот вечер» ).

Л. удостоен лит. премии им. С. Нилуса (2002), Всероссийской православной лит. премии им. Александра Невского «за возрождение жанра народного православного рассказа» (2005). Номинирован на премию «Нац. бестселлер» 2006 (long-list) с книгой « Птицы небесные ». В аннотации к этой кн. говорится: произведения Л. «согревают душу, укрепляют веру, просто и ясно учат милосердию и состраданию, радуют забытым, настоящим русским словом. Они помогают вспомнить о том, что для русского человека всегда было самым главным в жизни».

В 2015 вышло двухтомное собр. соч. Л., куда вошли почти все его тексты и библиография. Памяти Л посвятили стихи А. Грунтовский, Т. Егорова, Е. Бадьянова.

Соч .: Собр. соч: в 2 т. / сост. А.В. Грунтовский. М., 2015; Посл. надежда. СПб., 2000; По святым местам. Встречи и судьбы. СПб., 2001; Бесогон из Ольховки. СПб., 2002; Нечаянная радость: Встречи на жизн. пути. СПб., 2004; Печальник земли Русской // Владыка [о митр. Иоанне (Снычеве)]. СПб., 2005; Птицы небесные. СПб., 2006; Куда ведут дороги. СПб., 2007; Рассказы // Горница. 2014. № 44, февр; За старцем не пропадешь. СПб., 2013; Рассказы алтарника. М., 2014, 2019. Книги на сайте Правмир – https://lib.pravmir.ru/library/author/394 .

Лит.: Рубцова И. Русская земля, живи вовеки! [Инт.] // Православный СПб. 2008. № 2 (194), февр. URL: http://www.pravpiter.ru/pspb/n194/ta015.htm ; Грунтовский А.В. Светлой памяти Валерия Николаевича Лялина // https://ruskline.ru/analitika/2010/10/09/svetloj_pamyati_valeriya_nikolaevicha_lyalina ; Илюнина Л. А. Старец в миру: Памяти В. Н. Лялина // https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/starec-v-miru-pamjati-v-n-ljalina.1176; Библиография // Лялин В. Н. Собр. соч.: в 2 т. Т. 2. М., 2015.

А. Любомудров

  • Лялин Валерий Николаевич