Лялин Михаил Борисович
ЛЯ́ЛИН Михаил Борисович [20.11.1983, Л-д] - прозаик.
Отец предприниматель. Л. окончил экономический фак-т СПбГУ (2005). Сотрудничал с газ. «Деловой Петербург» (2006).
Перв. роман Л. «Солдаты армии ТРЭШ» опубл. во 2-м вып. «Антология прозы двадцатилетних», выпущ. петерб. изд-вом «Лимбус Пресс» (гл. ред. П. Крусанов: «У каждого поколения <…> должны быть свои писатели, рассказывающие этому поколению о нем самом» - ЛГ. 2006. № 41). Роман-дневник от лица протагониста представляет собой «бесчисленные описания жестокой агрессии подростков из питерской неформальной организации против прохожих, бомжей, жителей особняков» (А. Ганиева). Речь героев насыщена обсценной, жаргонной, сленговой лексикой совр. молодежных субкультур. Автор дневника выступает как идеолог: его монолог исполнен пафоса безудержного разоблачения «Системы» - пораженной глобализационными процессами совр. цивилизации, уничтожающей человеческую личность. Герой включает в дневник «Манифест поколения ТРЭШ», напис. им от лица «поколения хлама» (англ . trash - «мусор, отходы, отбросы»), кот. осознало тупиковость пути развития человечества и мыслит себя поколением свободных людей, объявившим войну Системе («Настало наше время»). Возможность победы над Системой равна нулю - героич. готовность к смерти определяет трагич. начало в речи рассказчика. Противоречивость является гл. худож. принципом романной поэтики. Текст дневника предназначен читателям - врагам, «обществу потребления», взращенному Системой, и читателям - братьям по оружию. Амбивалентны чувства, мотивирующие поведение героев: на внешний мир направлены ненависть и жажда мести; одновременно дневник отражает простодушие, любовь к друзьям, матери. Речь героя полна энергии ненависти и отчаяния. Однако завершающий дневник фрагмент, поддержанный высокой лексикой книжно-лит. стиля, передает открывающийся герою в конце земного бытия смысл духовно-нравственного пути человечества. Первоначальная интенция автора дневника - это «текст нашей войны», выполняющий функцию призыва к действию, - усложняется стремлением оставить друзьям-единомышленникам опыт духовной работы перед лицом смерти. Произведение запечатлело мировосприятие революционно-нигилистич. части молодого поколения кон. 1990-х - нач. 2000-х. Роман Л. отнесен к традиции американского контркультурного романа кон. ХХ - нач. ХХI вв.: Чак Паланик (Chuck Palahniuk), Брет Истон Эллис (Bret Easton Ellis) и др.
Действие второго опубл. романа Л. - «[РЖВЧН]» (2008), - как и в перв. произведении, разворачивается в СПб. в 2000-е. Картины уличной городской жизни, социальные типажи составляют его фон. Повествование ведет молодой петерб. журналист, занимающийся расследованием дела молодого леворадикала, получившего на митинге увечье от высокого милицейского чина и поклявшегося отомстить. По мере развития действия повествование насыщается эмоционально напряженным авторским словом, обличающим разрываемую нац. и соц. противоречиями жизнь большого столичного города, шире - России. В посл. эпизоде романа аналитич. суждения, исполненные энергии отрицания, сменяет образная картина, рисующая о. Коневец на Ладоге. Символич. образ мальчика, высокие мотивы сиротства, обретения духовного отца актуализируют смыслы, связанные с поиском духовно-нравств. опоры для существования и сближающие «Я» трех субъектов сознания текста - журналиста-рассказчика, героя его расследования и автора-творца. Намечается возможность разрешения конфликта независимой личности с внешним миром, временное обретение душевной гармонии.
Насыщенная событиями криминальных хроник фабула, прямолинейный разоблачительный пафос речи, поэтически светлый финал - характерные черты авторской поэтики романов Л.
Соч.: Солдаты армии ТРЭШ: Роман // Антология прозы двадцатилетних: Вып. 2. СПб., 2005 (отд. изд. ― СПб., 2007); [РЖВЧН]: Роман. М., 2008; Паранойя // Петербург-нуар: Рассказы. СПб., 2013.
Лит.: Новикова Л. [Рец.] // Коммерсантъ. 2005. 30 нояб.; Митрофанова А. Совр. проза: Формирование или разрушение личности? // Русская лит-ра в формировании совр. языковой личности. Мат-лы конгресса. СПб., 24–27 окт. 2007. Лит-ра в формировании языковой личности: Этапы и варианты: В 2 ч. Ч. 1. СПб., 2007; Ганиева А. Мятеж и посох // Новый мир. 2008. № 11; Адельгейм И. Поколение неприкаянных. Молодая проза России и Польши нач. ХХI в. // Звезда. 2009. № 10.
А. Митрофанова