Иконников-Галицкий Анджей Анджеевич


ИКÓННИКОВ-ГÁЛИЦКИЙ Анджей Анджеевич [16.11.1961, Л-д] - поэт, публицист.

Фамилия И.-Г. (по материнской линии) возникла в 1901, когда императорским указом С. С. Иконникову было разрешено присоединить фамилию матери, происходившей из пресекшегося рода Галицких. Прадед, Петр Сергеевич, - депутат IV Гос. Думы от Саратовской губ, представитель партии прогрессистов; прабабка, Надежда Яковлевна (урожд. Кетчер), - племянница Н. Кетчера, переводчика Шекспира; дед, Николай Петрович, - ученый-ботаник, участник экспедиций в Монголию (1920-е). Отец - Анджей Юнгхейт, философ, преподаватель Варшавского ун-та, сын польского дипломата и журналиста, и эта фамилия (в пер. с нем. «молодость, юность»), по всей видимости, является псевд.

Закончил лен. школу № 155 с углубленным изучением французского яз. В 1977–79 занимался в лит. клубе «Дерзание» лен. Дворца пионеров у Н. Князевой, затем в ЛИТО В. Сосноры (по словам И.-Г., оказавшего на него значительное влияние; см.: Интервью // Центр. Азия. 2009. № 28) и в студии В. Топорова. Учился в Лен. химико-фармацевтическом ин-те (курса не окончил). В кон. 1980-х был активным участником Группы спасения памятников. Начиная с 1990 участник археологич. экспедиции в верховья Енисея, в Туву, Хакасию, на Алтай (Инт.). В 1990–91 преподавал историю древней Церкви в СПб. Независимом ун-те. С 1991 по 2016 работал учителем истории в школе-колледже «Земля и Вселенная» (ныне гимназия № 642). В 2-й пол. 1990-х был спецкором ж. «Новая Россия», в 2002–07 преподавателем каф. журналистики СПб. ин-та гуманитарного образования и гл. ред. институтской газ. «Обводный Times» и лит. приложения к ней, закрытых в нояб. 2007 из-за публикации стих. И. Дудиной (где в иронич. виде фигурировал президент Путин), что стало поводом бурного обсуждения в СМИ (Гаzета. СПб., 2007. 21 нояб.). С 2016 ред. Редакционно-издат. отдела Гос. Эрмитажа.

Перв. публикация стих. состоялась в газ. «Смена» 15 июн. 1988. В кон. 1980-х стихи публ. в самиздате (ж. «Сумерки». 1989. № 4); публикация в газ. «Смена» (1991) позднее вошла в антол. «Поздние петербуржцы» с предисл. В. Топорова, отмечавшего тяготение И.-Г. к формальному эксперименту (под влиянием Сосноры) и футуризму, «линию которого, слывущую ныне бесплодной, он пытается возродить». По мнению критика, И.-Г. - «признанный лидер среди поэтов своего поколения», однако его путь - «это трагический путь одиночки». Стихи печ. в газ. «Литератор», ж. «Преображение», «Новая Россия», «Крещатик», «Зинзивер», в антол. «Поздние петербуржцы» (СПб., 1995), «Стихи в Петербурге. 21 век» (СПб., 2005), «Время и Слово» (СПб., 2006), «Антологии Григорьевской премии» (СПб., 2011), сб. «Собрание сочинений: Антология современной поэзии Санкт-Петербурга» (Т. 2., СПб., 2011); статьи и очерки (путевые заметки, лит. и арт-критика, ист. расследования, публицистика) в ж. «Московский ж.», «Русский Дом», «Нева», «Крещатик», «Новый мир искусства», «Петерб. книжный вестник», «Ваш досуг», «Inflight review», «Всемирный следопыт», «Элитное образование», «Зинзивер» «Наука из первых рук», «Сибирские огни», «Родина» и «Время культуры»; в газ. «Веч. Петербург», «Невское время», «Ваш тайный советник», «НГ», «ЛГ», «Книжное обозрение», «Центр Азии» и др. В антол. «Сумерки человечества» (М., 1990) напеч. переводы стих. немецких экспрессионистов В. Клемма и П. Цеха.

В 1995 выпустил кн. стихов «̉΄ ΑΓΓΕΛΟΣ », в 1998 ― « Favor », в 2009 ― « Дорога вМонгун-Тайгу ».

В рец. на «Favor» В. Топоров замечает, что если «̉΄ΑΓΓΕΛΟΣ», как и всякая первая книга, стал в какой-то мере «Избранным» за долгие годы, то вторая кн. И.-Г. имеет два опр. сюжета ― это «книга любви» и «книга странствий», хотя «подобная тематическая узость для И.-Г. вообще-то не характерна: он поэт больших (демонических) амбиций и претензии, как правило, предъявляет непомерные - зато уж ко всему мирозданию сразу». Поэзия И.-Г. «может насторожить иного пуриста некоей нарочитой аграмматичностью», хотя «вообще его стих - пластичный и музыкальный - открыт самому широкому кругу переменчивых влияний»: так, в «Favor'е» заметно «влияние Цветаевой периода «Поэмы конца» и «Поэмы горы».

Критики называют И.-Г. поэтом «выраженно романтического» и даже «байронического» склада, «вроде бы религиозным, но и не без богоборчества тоже» (В. Топоров), определяя его поэтику как исключительно чужеродную для совр. лит. ситуации: «И это более чем лестное определение для поэта: быть “чужеродным” значит быть вне контекста, в кот. тебя пытается втиснуть история, значит быть только самим собой, значит - быть. <…> И именно эта «чужеродность» позволяет поэту И.-Г. не попасть в зависимость от того языка, который “скуден: все слова не те”…» (С. Друговейко-Должанская).

Поэтич. язык И.-Г. (в особенности его синтаксис), зачастую намеренно архаизированный, демонстрирует «тоску по утраченной культуре», напоминая о тех языковых возможностях, кот. с теч. времени ушли в прошлое: так, Л. Зубова отмечает в текстах И.-Г. орфографические архаизмы («жолты»), архаические формы среднего рода («нерво»), этимологич. подтекст («рожь бронею пожали»), архаич. синтаксич. конструкции («письмо клеймо», «в чуж-квартире») и т.п. (см.: Зубова Л. Совр. русская поэзия в контексте истории языка. М., 2000). Ощутим в тв-ве И.-Г. и «осознанный интерес к культурному наследию XVIII в.» (П. Бухаркин и др.).

В 2005 опубл. кн. « Пропущенное поколение », где описал лит. среду и судьбы участников лен. поэтич. андеграунда 1970–80-х, кот. «родились и выросли впотьмах, в безопасном, теплом, темном и бесконечно скучном подполье застойного времени». Не претендующая на исследовательскую глубину, кн., по сути, автобиографична. Получила неоднозначную оценку в критике как «не то антология с обильным комментарием составителя, не то мемуарно-публицистическое сочинение, посвященное творчеству десяти (или одиннадцати, считая самого автора) петербургских поэтов, родившихся между 1958 и 1969 годом (восемь из них - участники ЛИТО Виктора Сосноры в ДК им. Цюрупы)» (В. Шубинский), проникнутое очевидной метафорой «особости», при помощи кот. «автор выделяет “свой мир”, противопоставляя его внешнему советскому» и описывая своего рода «закрытый на “замок гениальности” анклав, где провозглашались “особые” от массовых ценности и стили, где происходило интенсивное общение “маленьких гениев”» (Б. Гладарев), притом что героев кн. объединяет между собой лишь личный вкус ее автора: среди них «есть настоящие поэты…, есть и средние стихотворцы, чьи произведения наряду с многими другими участвуют в формировании “большого контекста”» (В. Шубинский).

Ист. штудии И.-Г., начатые с составления комм. к кн. Владимира Михневича «Язвы Петербурга» (СПб., 2003), привели к созданию трилогии « Хроники петербургских преступлений »: « Блистательный и преступный. Криминальный Петербург ,1861–1917 » (2007), « Черные тени красного города. Криминальный Петроград,1917–22 » (2008), « В тихом омуте нэпа. Криминальный Петроград-Ленинград, 1922–26 » (2009).

Материалы, собранные в экспедициях и корреспондентских поездках по России, легли в основу книг «Удивительные места России» (2014) и «Тридевятые царства России» (2015). Интерес к тематике русского революционного движения, к событиям и биографиям времен Первой мировой войны, революции и Гражданской войны в России стал причиной написания книг «Самоубийство империи. Терроризм и бюрократия, 1866–1916» (2012), «Три цвета знамени. Генералы и комиссары, 1914–1921» (2014), Три Александра и Александра. Портреты на фоне революции» (2017).

Лауреат I Международной Григорьевской поэтич. премии (2010).

Соч .: ΄΄ΑΓΓΕΛΟΣ: Стих. СПб., 1995; Favor: Стих. СПб., 1998; Пропущенное поколение: Докум. проза. СПб., 2005; Блистательный и преступный. Криминальный Петербург, 1861–1917: Докум. проза. СПб., 2007; Черные тени красного города. Криминальный Петроград, 1917–22: Докум. проза. СПб., 2008; В тихом омуте нэпа. Криминальный Петроград-Ленинград, 1922–26: Докум. проза. СПб., 2009; Дорога в Монгун-Тайгу: Стих. СПб., 2009; Самоубийство империи. Терроризм и бюрократия, 1866–1916. СПб., 2012. (изд. 2-е, доп. - СПб., 2015); Святые Русской земли. СПб., 2013; Три цвета знамени. Генералы и комиссары, 1914– 1921. М ., 2014; Удивительные места России. СПб., 2014; Тридевятые царства России. СПб., 2015; Чёрные тени красного Петрограда. СПб., 2017; Три Александра и Александра. Портреты на фоне революции. СПб., 2017.

Лит. : Крупский В. Иконниковы и Иконниковы-Галицкие // Известия русского генеалогич. об-ва. Вып. 4. СПб., 1995; Топоров В. [Предисл.] // Поздние петербуржцы: Поэтич. антология. СПб., 1995; Топоров В. Удача улыбается несчастливым // Петербургский книжный вестник . 1999. № 3 (6); Зубова Л. Совр. русская поэзия в контексте истории языка. М., 2000; Шубинский В. [Рец. на кн. «Пропущенное поколение»] // Критич. масса. 2005. № 3–4; Гладарев Б. Жизненные миры «особой» лен. молодежи // Неприкосновенный запас. 2004. № 4 (36); Из-за «Баллады о ментах», в которой фигурирует Путин, закрыт студенческий ж-л // Гаzета. СПб., 2007. 21 нояб.; Бухаркин П., Матвеев Е., Пономарева М. Концепция « Электронной антологии русской лит-ры XVIII в.» //  ; Друговейко-Должанская С. [Послесл.] // Иконников-Галицкий А. Дорога в Монгун-Тайгу. СПб., 2009; Топоров В. «Григорьевка» - над гробом и на пороге // Фонтанка.ру. 2010. 7 дек.; Лица Петерб. поэзии: 1950–90-е гг. Автобиографии. Авторское чтение: Мат-лы к энц. / сост. Ю. Валиева. СПб., 2011.

С. Друговейко-Должанская

  • Иконников-Галицкий Анджей Анджеевич