Ильина Галина Александровна


ИЛЬИНА́ Галина Александровна [2.11.1959, Л-д] - поэт, прозаик, очеркист.

Отец - украинец, ст. инженер НИИ им. Крылова, мать ― русская, всю блокаду вместе с семьей оставалась в Л-де, награждена медалью «За оборону Л-да». Об этом времени И. написала рассказ « Жить в кольце блокады » (Всерусский собор. 2005. № 2). В доме была большая биб-ка и, благодаря матери, работавшей машинисткой, пост. присутствовал «самиздат». Чтение стихов, книг по философии и искусству формировали эстетич. вкусы И. и любовь к поэзии.

В 1979 окончила Лен. техникум легкой промышленности, сменила много профессий. В 2000-е работала корректором и технич. ред. в петерб. ж-лах и альм., газ. «В любимом городе». С 2002 по 2005 – зам. директора ж. «Всерусский собор», с 2007 работает в редакции ж. «Родная Ладога», а также редактором и корректором в «Невском альманахе» и газ. «В любимом городе и области».

Член СП России с 2015.

Перв. стихотв. опыты И. относятся к школьным годам и носят следы подражательности: ориентировалась на С. Есенина, З. Гиппиус, И. Северянина, И. Бунина. Самостоятельный голос И. обретала по мере серьезных занятий поэзией, кот. начались в 1998 в ЛИТО «Молодой Петербург» (рук. А. Ахматов) при СП России; в том же году в сб. этого ЛИТО состоялась первая публ. Участница конф. молодых писателей Северо-Запада (1999, 2001, 2003). С 2000 занималась в лит. мастерской Ю. М. Шестакова. Участник 5 лит.-ист. экспедиций по России под рук. Ю. М. Шестакова (2001–07). Об этих поездках напис. цикл очерков (Всерусский собор. 2002. № 2; 2003. № 1 и 4), где поделилась впечатлениями от посещения полей боевой славы Бородино, Куликово поле, Прохоровка, монастырей Дивеево, Оптина, Холки и др., лит. мест, связанных с именами Пушкина, Есенина, Тютчева, Фета, Некрасова, Рубцова, передала возникшее чувство сопричастности святыням России. Очерк, посвящ. возвращению православной святыни Тихвинской иконы Божией Матери в Россию, был напеч. за рубежом (ж. «Пражские огни». 2004. № 9) и в России (Всерусский собор. 2004. № 3).

Печаталась в журналах «Всерусский собор», «Огни Кузбасса», «Пражские огни», «Огни Севера», «Вертикаль. XXI век», «Родная Ладога», «Невский альманах», «Немига литературная», «Медный всадник», «Окно», «Ёрш»; в антологиях современной петербургской поэзии: «Поэтический форум», «Литературное Приневье», «Благословляю всё, что было», «Дайте Родину мою», «На перекрёстках судеб и времён»; альманахах «Петербургские строфы», «Остров», «Дорога», «Синий апельсин», «Гармония», «Душа на рифму не глядит» и др.; коллективных сборниках «Молодой Петербург», «6 ЛИТО», «В мирах любви», «Алые паруса», «Вдохновение» и др.; в газете «В любимом городе и области».

Две первые кн. стихов И. « Радужный дождь » и « Радуга в ладонях » вышли одновременно в 2005, за ними последовали: « Зачерёмушело… » (2013), « Цветень » (2015), «Ради Галочки» ( 2018) и кн. прозы «Разноцветная галька» , 2010.

В поэзии И. привлекает светлое и гармоничное мироощущение автора. Созерцание природы дарит радость и умиротворение, придает жизненную энергию: «Наслаждаюсь каждым глотком / Солнца, ветра, дождя летящего, / Удивляясь тому, что в простом ― / Столько главного, настоящего» (« Запрещаю »). Худож. мир И. по преимуществу светел и радостен, полон красок, звуков, ароматов: «Запах сена, солнца, чистоты / И понятный сердцу гомон птичий». Его отличают богатая и оригинальная метафорика («Зеленым вздохом / Тронуты макушки / Берез и ив…», «Жаром паленая простынь степи»), удачное словотворчество («горьковато-густой цветопад», «в небе радуга-солнцеграй»), языковые находки («плавкая жара» города), олицетворения («Заморосила осень, заслезилась, / Оплакивая череду утрат…»). Чувство русского яз., образное мышление видно даже в однострочном стих.-загадке: «Желтая ладошка упала на дорожку» (кленовый лист).

Стихи И. динамичны, в них есть движение и порыв, ощущение легкости и полноты жизни: «Я два крыла прижму к груди ― / Платка узорного два края./ Гляди, как золото играет, / Как счастье душу бередит…» (« В расшитый золотом платок… »). Лейтмотив ― образ неба, связанный с устремленностью к горнему миру, сопряженный с очищением души и сердца («легкое и радостное небо»). И часто присутствующая в стихах горизонталь ― «поля бескрайние» сопрягается с вертикалью, как в цикле « Родина » ― лес «врос в поднебесье своими верхами».

Плодом рефлексии о собств. тв-ве и призвании стали стих. « Как рыба без живительной воды… », « Выцвела глаз синева… » и др. Автохарактеристики И. встречаются в разных стих. («Не люблю макияж и грим, / Не терплю показушный дым <…> И искусственности броня / Неприемлема для меня»); в целом складывается образ лирич. героини ― выдержанной, рассудительной, спокойной, с сильным характером. И. с улыбкой обыгрывает свое имя: это и птица-галка, рвущаяся в небо («Я птичьим именем довольна: / И легкокрыла, и вольна»), и «разноцветная галька».

В любовной лирике И. превалирует тема прощания, несбывшейся встречи, горечь расставания (« Заметаю следы, / Что протоптаны Вами… »). От раза к разу счастье с любимым оказывается мимолетным, ускользающим (« Как тебе живется без меня… », « Я в разлуке смогла позабыть… »). Иногда героиня терпеливо переносит разлуку и готова смириться (« Я прощаю долги / И тебя от себя отпускаю… »), иногда ― охвачена страстью (« Рука моя с твоей рукой… », « Мокропогодица и листопадица… »). Ритмика древнерус. причитаний и плачей реализована в стих. « Плач », где героиня вновь прощается с любимым.

Пейзажная лирика И. заключает в себе приобретённый на земных путях духовный опыт. Множество стих. посвящ. бесконечным дорогам России («Ложится трасса скатертью под шины…», «Просторы, объемы, пути, километры…»). Это путешествие во времени и пространстве, помогающее понять Россию и одновременно понять себя, смысл существования.

И. тщательно работает над словом и формой, отсюда богатство метрики и рифмовки. Таковы удачная тернарная рифма в стих. « Времена года », дольники с панторифмич. цепочками и регулярными спондеями в стих. « Смог над городом завис… » («Посерели облака лиц / Опрокинуты дома ниц»); кватернарная скользящая рифмовка в стих. « Прокралась осень »; строфы-пентеты в стих. « Какая поздняя весна! ». В то же время внутр. миру героини И. чужда рационалистичность, она отвергает попытки «поверить алгеброй гармонию». Об этом стих. « В горниле сбрендившей погоды… », где И. ведет полемику со своим учителем Ю. Шестаковым, певцом «ментального огня», не приемля искусительную игру ума с вечными понятиями.

Некоторые стих. И. благодаря своей распевности просятся на музыку, как, напр., одно из самых совершенных стих. И. « В марте » со строками: «Упиваясь синевой / рек, / Обновятся небеса / в них. / И растает зимних душ / снег. / И напишется цветной / стих». В этом стих. явственна присущая поэзии И. «философия обнов­ления окружающего мира» (Л. Старикова).

Очень бережно вводится И. тема Творца и мирозданья; взаимоотношения лирич. героини с Богом исполнены покаяния и надежды («Внемлю горним мирам / Все теперь – впереди», «Верую, Господи, верую ― / И воскресаю вербою…»). Отношение к святыням всегда очень личное, серьезное и сдержанно-целомудренное, как в стих. « Святой источник » с воплотившейся метафорой: «Чистейшая вода ― святой любви глоток».

В 2013 И. участвует в колл. сб. стихов «В мирах любви» (СПб., 2013), представляя еще одну грань своего тв-ва: социальные и иронич. стихи, стихи-миниатюры.

Пятая кн. лирики « Ради Галочки » (2018), во многом экспериментальная, состоит из разных частей: «Иероглифы на промокашке» – миниатюры, юмористические, лирические, философские стихи-размышления; «Зарисовки с колёс» – стихи о путешествиях; «Заметки на полях» – мысли и наблюдения, дневниковые записи; «Мысли вслух» – подборка новых стихов, выражающих переживания и мировидение автора, «Перекличка» – диалоги с другими поэтами; в последнем И. обнаруживает склонность к афористичности: «Оптимизм – это не состояние души, это пластырь на ее ране». В этой кн. особенно ощутимо свойственное поэтическому мировидению И. сочетание грусти, сознания драматизма жизни – и задорного веселья, юмора, принятия данной Всевышним судьбы.

Кн. прозы « Разноцветная галька » (2010), куда включены зарисовки с натуры, городские рассказы, детские воспоминания, письма внуку, сказки, путевые заметки, стихи в прозе, ― продолжает традицию малых форм русской лит-ры (от «Камушек на ладони» В. Солоухина до «Крупинок» В. Крупина). Прозу И. отличает изящество стиля, ясность и легкость языка, за кот. стоят подлинные проблемы мира, глубокие смыслы. Слово И. естественное, природное, нравственно цельное, лишенное рисовки. И. бережно вслушивается в мир и передает музыку живой жизни. Природа для автора и источник вдохновения, и объект созерцания, воплощенная красота: «На самом деле, жизнь удивительна и разноцветна. Она переливается всеми цветами радуги. Наполняет нашу бесцветность, серость, блёклость» (« Мои переливы »). И в прозе, как и в поэзии И., неизменен философский посыл ― принятие жизни: «Этот мир мне нравится. Причём, чем дольше живу на свете ― тем больше нравится… И полной мерой смогу ощутить это счастье ― жить».

В целом тональность миниатюр светло-радостная, но оптимизм автора выстрадан опытом нелегкой жизни. Так, в эссе « Одиночество в сети » звучит тема разобщенности в условиях огромного мегаполиса и виртуальных сетей, «когда пишешь и пишешь, а ответа всё нет и нет. И кажется, что на всём белом свете ты одна, и глас вопиющей в сети так похож на глас вопиющего в пустыне!». В мечтах о далеком возлюбленном возникает нежный образ «медвежонка коалы», вдруг влетающего в окно на воздушных шариках.

Размышления о смысле жизни звучат в различных регистрах - от юмористич. разговоров на кухне с подругой до бесстрашного самоанализа перед операционным столом: «Остановись. Оглянись. Так ли живёшь, то ли делаешь? Господи, Ты снова даёшь мне шанс всё обдумать, понять, исправить».

Поэтич. образность в описаниях природы наследует традиции М. Пришвина и В. Бианки , как в зарисовке « Три берёзки », где деревца сравниваются с девушками, у каждой из кот. свой особый характер: «беззащитная нагота белых стволов ― неизменная, светящаяся даже в хмурой осенней темноте. Кусочек света, пусть неяркий, словно от свечи».

И. владеет словом и чувствует его. Наблюдает за языком малышей (« Говорят дети ») и случайно встреченных прохожих (« Словотворчество »). В книге есть и тонкий анализ музыки Пьяццоллы с живущей в ней «истерзанной душой» композитора, и рецензия на стихи любимого И. поэта и барда Б. Краснова.

От изящных, добрых и смешных историй И. поднимается до серьезного осмысления своего пути и молитвенного обращения: «ищу себя на перекрестиях великих русских дорог, ищу смысл своего бытия, ищу Бога. Господи, помоги в моих исканиях» (« Подорожная »). О своем тв-ве И. говорит: «А пока пишется ― пишу, дышу, радуюсь этому чуду ― слову русскому, что сопровождает меня с рождения, а, соединившись однажды с творческими моими муками, являет себя во всей своей чудесной полноте» (« Стихи и проза »). В эссе о творческом труде писателя и судьбе книг, увидевших свет, И. обращается к собратьям: «мы, как мне кажется, не научились самому главному! <…> Мы не умеем радоваться! Радоваться успехам друг друга. Новой книге. Выступлениям. Открытиям. Вообще жизни, и поэтической в том числе» (« За одного битого… », 2018).

Соч. : От великой России к святой (Путевой очерк) // Всерусский собор. 2002. № 2 (в соавт. с И. Важинской); Неразводные мосты России // Всерусский собор. 2003. № 1; Ныне исполняется пророчество: К 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского // Всерусский собор. 2003. № 4; Радужный дождь. СПб., 2005; Радуга в ладонях. СПб., 2005; Разноцветная галька: Кн. прозы. СПб., 2010; По Руси (Путевые заметки) // Лит. Приневье. Кн. 1. СПб., 2012; Зачерёмушело… СПб., 2013; Цветень / Послесл. А.Любомудрова. СПб., 2015; «Нет-нет. Ни слова о блокаде…» (и др. стихи) // Невский альм. 2016. № 3; Подорожник (стихи) // Невский альм. 2017. № 4; Ради Галочки. Стихи. СПб., 2018; «За одного битого двух небитых дают» или «Ради галочки из-под палочки». Эссе // http://dompisatel.ru/?p=11004 (08.06.2018).

Лит.: Старикова Л. Автор судьбы // Ильина Г. Зачерёмушело… СПб., 2013; Любомудров А. «...И тридцать три моих стихотворенья выплескивает на берег волна». О поэзии и прозе Галины Ильиной // Родная Ладога. 2014. № 3; Апрельская Н. «Ради Галочки» // http://dompisatel.ru/?p=10443 (20.04.2018).

А. Любомудров

  • Ильина Галина Александровна