Илюхина Галина Александровна


ИЛЮ́ХИНА Галина Александровна [26.12.1961, Л-д] - поэт.

Оба родителя - художники. И. закончила худож. школу в Л-де (1974–77), работала в межрайонном клубе ДОСААФ (1978–91), параллельно приобрела специальность юрисконсульта в Лен. политехникуме им. М. Фрунзе (1986–89).

Перв. публ. И. состоялась в сент. 1986 в Новороссийске: в газ. «Новороссийский рабочий» опубл. стих. «Пятнадцатый причал» , напис. по горячим следам трагич. кораблекрушения парохода «Адмирал Нахимов», во время кот. погиб первый муж И. ― В. Илюхин.

Стихи И. начала пис. с детства, но в «официальную» лит-ру она вошла в сорокалетнем возрасте. В 2000 И. впервые попадает в поэтич. среду - в лит. клуб «XL». В 2001 изд. в соавт. с поэтом В. Макаровым перв. кн. стихов «Зеркальный трезубец» , через четыре года - перв. самостоятельную кн. стихов «Пешеходная зона» .

Лирика И. многослойна, объемна и философична. О. Земляная, разбирая стих. «Настоящее, прошлое. Времени юркая ртуть…», писала: «…стихотворение властно погружает в незамутненное юношеское переживание своей человеческой принадлежности и своей человеческой бесприютности. <…> В лирике И. многие стихотворения-воспоминания, так или иначе, отталкиваясь от традиционных представлений о доме, семье, женщине как хранительнице домашнего очага, выталкивают на осмысление гендерных проблем… В творчестве Галины Илюхиной стихотворения-воспоминания очевидно доминируют. Привлекая читателя к проживанию собственных детско-юношеских чувствований, они его тоже уводят куда-то вглубь и ввысь, ибо нам неведомо, как наше слово отзовется. Как мне представляется, именно это неосознанное читателем подталкивание его на дорогу осмысления прошлого, а с этим осмыслением - и к познанию основных бытийных вопросов - главная причина мощной притягательной силы стихов-воспоминаний Г. Илюхиной».

В 2006 к И. обратилась член Союза композиторов В. Малаховская с предложением написать стих. текст для кантаты «Ксения Петербургская» . Работа над текстом велась в соавт. с поэтом Т. Кекиликовым. «Их работа шла больше 2-х лет, были изучены жизнеописания блаженной Ксении Петербургской, бытовые особенности Петербургской стороны, где жила святая. Текст был представлен для консультации нескольким священникам Русской Православной Церкви и скорректирован с учетом их замечаний. Еще полтора года ушло на написание музыки. Композитор поставил себе задачу сделать кантату максимально доступной восприятию широкого слушателя, не пренебрегая строгостью стиля, которую требовала тема, и художественной ценностью материала. Задача чрезвычайно сложная, и решена ли она, судить могут только слушатели. Однако о высокой художественной ценности кантаты говорит тот факт, что за первое ее исполнение взялся известный петербургский дирижер Николай Корнев . В день памяти блаженной Ксении, 6-го февраля 2008 года “Петербург-концерт” провел неофициальную премьеру кантаты в Духовно-просветительском центре “Святодуховский” Свято-Троицкой Александро-Невской лавры , в форме бесплатного благотворительного концерта», ― говорила в интервью прессе В. Малаховская. «Светское произведение представляет собой яркое музыкальное действие в пяти частях, созданное по мотивам жития петербургской подвижницы. Сочинение создано в полном согласии с православной духовной традицией», ― сообщалось на сайте Церковно-Научного Центра «Православная энциклопедия». «Это первое в русской классической музыке произведение, посвященное блаженной Ксении. Кантата состоит из пяти частей: “Свадьба”, “Юродивая Христа ради”, “На рынке”, “Покаяние и молитва”, “Радуйся, Ксения Блаженная”! Перед слушателями пройдут картины из жизни петербургской подвижницы, раскрывающие высокий смысл страдания и смысл судьбы женщины, которая, пройдя через собственную скорбь, пришла на путь помощи людям», ― писали «СПб. ведомости».

Тв-во И. отличается гибкостью и стилистич. разнообразием. Она одинаково интересна и в авторской лирике, и в тонких и очень узнаваемых версификациях. Однако и в произведениях, написанных, казалось бы, в подражательной манере, всегда угадывается личность и позиция автора.

В 2010 выходит кн. стихов « Ближний свет ». «Книга подчёркнуто питерская, насыщенная топонимикой сев. столицы, но дело даже не в этом. Самые “петербургские” её черты - увлеченная игра строфикой, ритмом (по большей части традиционным), а также то, что я назвал бы “элегическим вещизмом”. Печальное и скорбное в стихах Илюхиной не переходит в надрыв, хотя в книге много эпитафий, посвящений умершим, воспоминаний. Автор сосредоточен на деталях. Беседуя с собою-ушедшей (“Скорость” ) даёт картинки почти без объяснений: “цыплячьи лопатки”, “сигарета за сигаретой”. Нерв стихотворения - сцена сожжения вещей: “фото, письма”. Они овеществляют время, делают его измеримым буквально на пальцах. Отсюда и философский вздох в конце: “Жизнь длинная, да. Но скорость, такая скорость”. Эта скорбь по вещам особенно чётко видна в стихах, посвящённых памяти умерших. Даже двоемирие мирского и вышнего выражено через предметы: майоликовый ангел на кружке в стихотворении “памяти Л.” противостоит сломанной кофемолке, обоям, копоти и прочему. Автор не говорит, что река времен уносит все дела людей. Он просто показывает, как это происходит - прямо здесь, на хрущевской кухне. В других стихах - показана временная статика, застывшие вещи в руках застывших людей (“Ноябрь” ). Весь этот печальный вещизм, однако, вовсе не ключ к стихам Илюхиной - он лишь внешность, показной конфликт оловянных солдатиков. Читателю нужно пройти сквозь этот пёстрый слой, порою кажущийся завалом вещевого хлама, чтобы почувствовать спокойную доверительную интонацию автора» ― пишет А. Черный (www.litlive.ru).

Наряду с поэтич. тв-вом, И. активно включается в организацию совр. лит. процесса. В качестве ред. ведет работу с молодыми поэтами в ЛИТО «Пиитер» (с 2005), становится одной из учредителей «Ассоциации творч. объединений Северо-Запада». Детищем «Ассоциации» явился лит.-поэтич. фестиваль «Петерб. мосты» (И. ― основатель и бессменный организатор фестиваля, начиная с 2004). Как в собств. произведениях, так и в деятельности, связанной с организацией лит. процесса, И. сохраняет верность культурным и лит. традициям: «Я исповедую подвергаемую гонению многими моими коллегами идею ремесленничества. Дар божий без учебы - это неограненный драгоценный камень. Масса талантливых поэтов нынче бренчит на расстроенной лире» (Петербург на Невском. 2007. № 12).

Член СП СПб. (2006). Составитель антол. «Аничков мост» (2010). Частый гость петерб. теле- и радиостудий. С 2002 - пресс-секретарь лит. клуба «XL». Автор лит. проектов «Город Мастеров», «Невская перспектива», международного поэтич. конкурса им. Н. Гумилёва «Заблудившийся трамвай», турнира им. Д. Хармса «Четвероногая ворона», детского поэтич. конкурса «Первый автограф».

Финалист международного лит. Волошинского конкурса (2008). Лауреат независимой лит. премии «Молодой Петербург» в номинации «Поэзия» (2009).

Соч.: Пешеходная зона. СПб., 2006; Ближний свет. СПб., 2010.

Лит.: Беломлинская Ю. Инт. // Петербург на Невском. 2007. № 12.

А. Ахматов

  • Илюхина Галина Александровна