Инбер Вера Михайловна
И́НБЕР Вера Михайловна [28.6(10.7).1890, Одесса - 11.11.1972, М.; похоронена на Введенском кладб.] - поэт, прозаик, журналист.
Отец возглавлял типографию и науч. изд-во «Матезис» («Математика»), в работе кот. участвовали профессора Одесского ун-та. Мать - педагог, преподаватель русского яз., зав. казённым еврейским девичьим училищем. По окончании гимназии И. училась на историко-филологич. фак-те Высших женских курсов в Одессе. В 1910 начала печ. стихи в одесских газ., в 1912 - поэтич. дебют в ж. «Солнце России».
Неск. лет жила в Швейцарии и Париже (вместе с первым мужем, Натаном Инбером), где и выпустила перв. кн. стихов « Печальное вино » (1914). Р. Иванов-Разумник отметил в ней игрушечную жеманность, а А. Блок нашел в «Печальном вине» горечь полыни, порой настоящую. Вернувшись в Россию за месяц до Первой мировой войны, И. живет в М., затем в Одессе, печ. в газ. «Моск. вечерний час», в «Весеннем салоне поэтов». В Одессе выступает в лит.-артистич. клубе со стихами, с д-дами « О Париже», «О бельгийском искусстве ». Строки И. поет популярная эстрадная певица Иза Кремер. И. в Одессе работает в театре - пишет пьесы, выступает и как актриса. Принадлежала к «Лит. центру конструктивистов» .
В 1917 в Пг. выходит втор. кн. стихов И. « Горькая услада », в 1922 в Одессе - третья кн. стихов « Бренные Слова ». В 1922 окончательно переезжает в М.; 1920-е - расцвет прозы И. Рассказы и очерки печ. в газ. М., в ж. «Огонек», «30 дней», «Красная нива», «Прожектор». В сер. 1920-х входит в лит. центр конструктивистов. Одно из широко изв. произведений - стих. о смерти В. И. Ленина « Пять ночей и дней » (1924).
В журналистике И. - меткость наблюдений, ненавязчивое остроумие, движение мысли, точный сюжет. Как вспоминали современники, став москвичкой, влюбленной в свой город, И. неутомимо изучала столицу, вглядываясь в лица и души людей. Для автобиогр. повести « Место под солнцем » (1928) характерны не только искренность беседы с читателем, но и дневниковая непосредственность изложения. В очерке И. « От хорошей жизни » рассказывается о том, как летом 1925 Авиахим организовал два агитоблета, и И. полетела по сев. маршруту.
В нач. 1930-х И. можно было видеть в шахте строящегося Моск. метрополитена в каске и горняцкой робе. Отвечая на анкету ж. «Какой нам нужен писатель?», И. сообщала: «Путем личных наблюдений я хорошо изучила ламповый отдел на электрозаводе, в частности, вакуумный цех» (На лит. посту. 1931. № 6). Расширяются маршруты творч. поездок по стране. В 1926–27 вышли кн. стихов « Мальчик с веснушками», «Сыну, которого нет ». Среди сб. стихов 1930-х - « Стихи » (1932), « Избр. стихи » (1933), « Переулок моего имени » (1935). Стурдзовский переулок в Одессе, где жила И., назван ее именем.
Еще в 1920-е И. как корр. посетила Бельгию, Германию, Францию, написала кн. очерков « Так начинается день », путевые записки « Америка в Париже ». В 1924–34 И. в Западную Европу выезжает трижды. Но особенно много путешествует по своей стране. Пишет об Узбекистане - « Весна в Самарканде», «Преступление Нор-биби», «Воспоминание об Узбекистане ». В посвященном Грузии « Путевом дневнике » (1939), кот. был любимым произведением автора,- раздумья о жизни, об истории и культуре Грузии, о свершенных преобразованиях на фоне словно омытых чистым воздухом южных гор. В 1930-е И. расширяет и свой жанровый диапазон. Создает новые тексты либретто оперы Д. Верди «Травиата» и оперетты Р. Планкета «Корневильские колокола». Публикует комедию в стихах « Союз матерей » (1938). Поэма « Овидий » (1939) - произведение философского плана, в кот. воссоздан быт Древнего Рима и осмыслена рассказанная Овидием судьба Фаэтона - сына Зевса. Автор сближает Фаэтона с Икаром, придает ему и черты Прометея: Фаэтон выступает против несправедливости богов.
Во время Великой Отеч. войны И. находится в осажденном Л-де. Ее третий её муж, проф. медицины Илья Давыдович Страшун, работал в 1-м Мед. ин-те в осаждённом городе. Выступает в газ. «Лен. правда», по радио, на митингах, на з-дах, в школах, в воинских частях, на линии фронта, на кораблях. «Моряки Балтики, как и все ленинградцы, полюбили творчество этой маленькой смелой женщины... Она была крепко сложенной, собранной, энергичной, подвижной, постоянно соблюдала высокую дисциплину труда, даже в тяжких блокадных условиях» (Азаров Вс. Ветры нашей молодости. Л., 1987). Вс. Вишневский записал в дневник осенью 1942: «Заходила Вера Инбер с мужем. Она была в Кронштадте, провела двенадцать выступлений, устала. Рассказывала морякам об Одессе, о своем пути, о своем творчестве. Моряки в ответ: „Вот наша одесская мама!”».
Героич. стойкость ленинградцев во время блокады - осн. тема стихов и прозы И. воен. лет. Не обладая каким-либо фронтовым опытом, И. сумела найти точные и впечатляющие слова для передачи событий жестокой и кровавой борьбы. Облик фронтового города запечатлен в стихах « Трамвай идет на фронт», «Заботливая женская рука», «На врага » и др. Написала и ряд очерков, кот. были опубл. в отеч. и зарубежной печ. В послевоен. десятилетия пост. вспоминали работу И. в блокадном Л-де: «Наш старший товарищ» Е. Долматовского (Известия. 1965. 10 июля); «Отсюда передачи шли на город...» А. Половникова (Нева. 1965. № 5); «Присягаем победой!» А. Павловского (Нева. 1975. № 5).
Осн. произведениями того времени стали лен. дневник « Почти три года » и поэма « Пулковский меридиан ». Работа над поэмой была начата в окт. 1941, ее главы принадлежат к наиболее заметным явлениям поэтич. публицистики. Автор передает трагизм блокадной жизни и личную скорбь о своем маленьком внуке, погибшем в эвакуации, как выражение скорби о маленьких ленинградцах, не переживших блокаду. Своеобразием блокадной жизни рождены и сравнения, щедро рассыпанные в поэме: луч прожектора уподобляется грозно поднятой руке, Ладога, по кот. доставляли продовольствие Л-ду, - птице, кормящей своих детей, булькающий (после долгого зимнего морозного молчания) водопроводный кран - весеннему соловью. «Пулковский меридиан» в отличие от ряда предшествующих произведений И. написан с большим пафосом. Наряду с четкой прорисовкой деталей поэма отличается и аллегорич. образностью.
Работа над поэмой продолжалась и после выхода в 1943 первого ее изд. «Пулковский меридиан» пользовался большой популярностью, А. Фадеев сказал о нем: «Это прекрасно... Это на века!». Находили читательский отклик и др. произведения И. воен. лет: « Душа Ленинграда » (1942), « О Ленинграде » (1943), « О ленинградских детях » (1942). Работа И. была еще во время войны высоко оценена в статьях В. Гусева «В боевом походе» (Правда. 1942. 19 окт.), И. Эренбурга «В боевом порядке» (Знамя. 1943. № 5–6), Г. Макогоненко «Лен. тема» (Знамя. 1945. № 1), в послевоен. статьях К. Зелинского «Вера Инбер» (Октябрь. 1946. № 5), А. Фадеева «Сов. лит-ра» (Культура и жизнь. 1946. 20 дек.).
Энергичная творч. работа продолжалась и после войны. Своеобразный тематич. цикл стихов и прозы составили очерк « Три недели в Иране » (1946), очерк об Узбекистане « На линии воды » (1951), кн. стихов « Путь воды » (1951). Выходят ретроспективные кн. « Как я была маленькая » (1954), « Вдохновение и мастерство » (1957), в 1960 выходит кн. « Апрель », посвященная ленинской теме. В 1962 умерла дочь И. - Жанна Гаузнер, талантливая писательница, автор повестей «Я увижу Москву», «Мальчик и небо». Преодолевая горе, И. работает над новыми книгами: « За много лет » (1964), « Страницы дней перебирая...: Из дневников и записных книжек » (1967).
В 1965–66 избирается членом правлений СП РСФСР и СССР, председателем секции поэзии СП СССР, председателем комиссии по узбекской лит-ре при СП СССР, работает членом редколл. ж. «Знамя», переводит стихи Т. Шевченко, М. Рыльского, Я. Райниса, П. Элюара, Ш. Петефи, И. Бехера, Д. Унгаретти. В 1971 выходят две итоговые кн.: « Анкета времени. Избр. стихи » и «Избр. проза ». К 40-летию Победы в 1985 лен. дневник И. «Почти три года» переведен в Великобритании и США. Публикуются воспоминания И. о М. Рыльском, М. Пришвине, А. Толстом. В год 90-летия И. вспоминали: «Вера Михайловна Инбер писала о своей жизни: „...Это настоящая жизнь, за кот. мне не будет стыдно в день смерти...” На такие слова писательница имела полное право...» (Вечная молодость сердца // Знамя. 1980. № 7).
Между тем судьба И. не была ровной. Будучи двоюродной племянницей Л. Троцкого (её отец, Моисей (Моня) Филиппович (Липович) Шпенцер был двоюродным братом Троцкого по материнской линии), в годы репрессий, опасаясь за собств. жизнь из-за родства с «неблагонадежным» политиком, горячо любимым ею прежде, кот. она посвятила ряд стих., кот. бывала неоднократно тепло принята в его «высоком кабинете», И. по собств. инициативе выступила с публичным ярким словом, в кот. призывала расстрелять «врагов народа», в т.ч. Троцкого. (Л. Троцкий жил и воспитывался в семье И. в пору учёбы в Одессе в 1889–95). В послевоен. годы была причастна к травле ряда отеч. литераторов, в т.ч. Л. Пастернака, Л. Чуковской.
Награждена орденом «Знак Почета» (1939). Лауреат Сталинской премии 2-й степ. (1946). Получила два ордена Трудового Красного Знамени.
В. Казак: «Инбер начинала как одарённая поэтесса, но растеряла свой талант в попытках приспособиться к системе. Её безыскусно рифмованные стихи порождены рассудком, а не сердцем; ее стихи о Пушкине, Ленине и Сталине носят повествовательный характер. Отличительными особенностями поэм Инбер, посвящённых актуальным темам советской действительности, являются однообразие, растянутость; они далеко не оригинальны».
Адрес в Л-де: авг. 1941–46 - ул. Толстого , д. 6.
Соч.: Избр. произв.: В 2 т. М., 1955; Избр. произв.: в 3 т. М., 1958; СС: в 4 т. М., 1965–66; Страницы дней перебирая...: Из дневников и записных книжек. М., 1977; Стихотворения. Пулковский меридиан. Почти три года. Место под солнцем. М., 1981; Пальмовая ветвь, залитая кровью // Звезда. 1982. № 2; Словно старого друга встретил! // Вопросы лит-ры. 1984. 5; Воспоминания об А. Н. Толстом. М., 1982; Воспоминания о М. Рыльском. М., 1984; Воспоминания о Михаиле Пришвине. М., 1991; Иду на почту // Гимн любви. М., 1991. Т. 1; Смерть луны: Сб. рассказов 1924–38 гг. М., 2011; Сеттер Джек: сб. детских стихов. М., 2011.
Лит.: Гринберг И. Вера Инбер. М., 1961; Макаров А. Человеку о человеке. М., 1971; Дмитриева Ц. Поэт и время // Инбер В. Анкета времени. М., 1971; Бать Л. Незабываемые встречи. М., 1972; Тихонов Н. Большая судьба // Инбер В. Душа Л-да. Л., 1979; Егорова Л. Подвиг русских писателей // Вопросы лит-ры. 1982. № 12; Резник О. Экраны памяти. М., 1985; Каленкова О. Ранняя лирика Веры Инбер // Русский яз. в нац. школе. 1990. № 7; Казак В. Лексикон русской лит-ры XX в. М., 1996; Либединская Л. О Вере Инбер... // 24 часа. 1997. № 9; Либединская Л. О Вере Инбер // Александровская слобода. Александров, 1998; Старшинов Н. Что было, то было... // Поэзия. 1999. № 1; Словарь лит. окружения Игоря-Северянина (1905–1941): в 2 т. / вст. ст., сост, комм. Д. С. Прокофьев. Псков: Гименей, 2007.
В. Шошин