Инбер Вера Михайловна


И́НБЕР Вера Михайловна [28.6(10.7).1890, Одесса - 11.11.1972, М.; похоронена на Введенском кладб.] - поэт, про­заик, журналист.

Отец возглавлял типографию и науч. изд-во «Матезис» («Математика»), в работе кот. участво­вали профессора Одесского ун-та. Мать - педагог, преподаватель русского яз., зав. казённым еврейским девичьим училищем. По окон­чании гимназии И. училась на историко-филологич. фак-те Высших женских курсов в Одессе. В 1910 начала печ. стихи в одесских газ., в 1912 - поэтич. дебют в ж. «Солнце России».

Неск. лет жила в Швейца­рии и Париже (вместе с первым мужем, Натаном Инбером), где и выпустила перв. кн. стихов « Печальное вино » (1914). Р. Ива­нов-Разумник отметил в ней игрушечную же­манность, а А. Блок нашел в «Печальном ви­не» горечь полыни, порой настоящую. Вер­нувшись в Россию за месяц до Первой миро­вой войны, И. живет в М., затем в Одес­се, печ. в газ. «Моск. вечерний час», в «Весеннем салоне поэтов». В Одессе выступает в лит.-артистич. клубе со сти­хами, с д-дами « О Париже», «О бельгий­ском искусстве ». Строки И. поет популярная эстрадная певица Иза Кремер. И. в Одессе работает в театре - пишет пьесы, вы­ступает и как актриса. Принадлежала к «Лит. центру конструктивистов» .

В 1917 в Пг. выходит втор. кн. стихов И. « Горькая услада », в 1922 в Одессе - третья кн. стихов « Бренные Слова ». В 1922 окончательно переезжает в М.; 1920-е - расцвет прозы И. Рас­сказы и очерки печ. в газ. М., в ж. «Огонек», «30 дней», «Красная нива», «Прожектор». В сер. 1920-х входит в лит. центр конструктивистов. Одно из широ­ко изв. произведений - стих. о смерти В. И. Ленина « Пять ночей и дней » (1924).

В журналистике И. - меткость наблюде­ний, ненавязчивое остроумие, движение мыс­ли, точный сюжет. Как вспоминали современ­ники, став москвичкой, влюбленной в свой го­род, И. неутомимо изучала столицу, вгляды­ваясь в лица и души людей. Для автобиогр. повести « Место под солнцем » (1928) характерны не только искренность беседы с читателем, но и дневниковая непо­средственность изложения. В очерке И. « От хорошей жизни » рассказывается о том, как летом 1925 Авиахим организовал два агитоблета, и И. полетела по сев. мар­шруту.

В нач. 1930-х И. можно было видеть в шахте строящегося Моск. метропо­литена в каске и горняцкой робе. Отвечая на анкету ж. «Какой нам нужен писатель?», И. сообщала: «Путем личных наблюдений я хо­рошо изучила ламповый отдел на электрозаводе, в частности, вакуумный цех» (На лит. посту. 1931. № 6). Расширяются марш­руты творч. поездок по стране. В 1926–27 вышли кн. стихов « Мальчик с вес­нушками», «Сыну, которого нет ». Среди сб. стихов 1930-х - « Стихи » (1932), « Избр. стихи » (1933), « Переулок мое­го имени » (1935). Стурдзовский переулок в Одессе, где жила И., назван ее именем.

Еще в 1920-е И. как корр. посе­тила Бельгию, Германию, Францию, написа­ла кн. очерков « Так начинается день », путевые записки « Америка в Париже ». В 1924–34 И. в Западную Европу выезжает трижды. Но особенно много путешествует по своей стране. Пишет об Узбекистане - « Вес­на в Самарканде», «Преступление Нор-биби», «Воспоминание об Узбе­кистане ». В посвященном Грузии « Путе­вом дневнике » (1939), кот. был люби­мым произведением автора,- раздумья о жизни, об истории и культуре Грузии, о свершенных преобразованиях на фоне словно омытых чистым воздухом южных гор. В 1930-е И. расширяет и свой жанровый ди­апазон. Создает новые тексты либретто опе­ры Д. Верди «Травиата» и оперетты Р. Планкета «Корневильские колокола». Публикует комедию в стихах « Союз матерей » (1938). Поэма « Овидий » (1939) - произведение философского плана, в кот. воссоздан быт Древнего Рима и осмыслена рассказан­ная Овидием судьба Фаэтона - сына Зевса. Автор сближает Фаэтона с Икаром, придает ему и черты Прометея: Фаэтон выступает против несправедливости богов.

Во время Великой Отеч. войны И. находится в осажденном Л-де. Ее третий её муж, проф. медицины Илья Давыдович Страшун, работал в 1-м Мед. ин-те в осаждённом городе. Вы­ступает в газ. «Лен. правда», по радио, на митингах, на з-дах, в школах, в воинских частях, на линии фронта, на ко­раблях. «Моряки Балтики, как и все ленин­градцы, полюбили творчество этой малень­кой смелой женщины... Она была крепко сло­женной, собранной, энергичной, подвижной, постоянно соблюдала высокую дисциплину труда, даже в тяжких блокадных условиях» (Азаров Вс. Ветры нашей молодости. Л., 1987). Вс. Вишневский записал в дневник осенью 1942: «Заходила Вера Инбер с мужем. Она была в Кронштадте, прове­ла двенадцать выступлений, устала. Расска­зывала морякам об Одессе, о своем пути, о своем творчестве. Моряки в ответ: „Вот на­ша одесская мама!”».

Героич. стойкость ленинградцев во время блокады - осн. тема стихов и прозы И. воен. лет. Не обладая каким-либо фронтовым опытом, И. сумела найти точные и впечатляющие слова для передачи событий жестокой и кровавой борьбы. Облик фронтового города запечатлен в стихах « Трамвай идет на фронт», «Заботливая женская рука», «На врага » и др. Написа­ла и ряд очерков, кот. были опубл. в отеч. и зарубежной печ. В послевоен. десятилетия пост. вспо­минали работу И. в блокадном Л-де: «Наш старший товарищ» Е. Долматовского (Известия. 1965. 10 июля); «Отсюда переда­чи шли на город...» А. Половникова (Нева. 1965. № 5); «Присягаем победой!» А. Пав­ловского (Нева. 1975. № 5).

Осн. произведениями того времени стали лен. дневник « Почти три го­да » и поэма « Пулковский меридиан ». Ра­бота над поэмой была начата в окт. 1941, ее главы принадлежат к наиболее заметным яв­лениям поэтич. публицистики. Автор пе­редает трагизм блокадной жизни и личную скорбь о своем маленьком внуке, погибшем в эвакуации, как выражение скорби о малень­ких ленинградцах, не переживших блокаду. Своеобразием блокадной жизни рождены и сравнения, щедро рассыпанные в поэме: луч прожектора уподобляется грозно поднятой руке, Ладога, по кот. доставляли продо­вольствие Л-ду, - птице, кормящей сво­их детей, булькающий (после долгого зимнего морозного молчания) водопроводный кран - весеннему соловью. «Пулковский меридиан» в отличие от ряда предшествующих произве­дений И. написан с большим пафосом. Наряду с четкой прорисовкой деталей поэма отлича­ется и аллегорич. образностью.

Работа над поэмой продолжалась и после выхода в 1943 первого ее изд. «Пулковский меридиан» пользовался большой попу­лярностью, А. Фадеев сказал о нем: «Это прекрасно... Это на века!». Находили читательский отклик и др. произведения И. воен. лет: « Душа Ле­нинграда » (1942), « О Ленинграде » (1943), « О ленинградских детях » (1942). Работа И. была еще во время войны высоко оценена в статьях В. Гусева «В боевом походе» (Правда. 1942. 19 окт.), И. Эренбурга «В боевом порядке» (Знамя. 1943. № 5–6), Г. Макогоненко «Лен. те­ма» (Знамя. 1945. № 1), в послевоен. статьях К. Зелинского «Вера Инбер» (Ок­тябрь. 1946. № 5), А. Фадеева «Сов. лит-ра» (Культура и жизнь. 1946. 20 дек.).

Энергичная творч. работа продол­жалась и после войны. Своеобразный тематич. цикл стихов и прозы составили очерк « Три недели в Иране » (1946), очерк об Узбекистане « На линии воды » (1951), кн. стихов « Путь воды » (1951). Выходят ретроспективные кн. « Как я бы­ла маленькая » (1954), « Вдохновение и мастерство » (1957), в 1960 выходит кн. « Апрель », посвященная ленинской теме. В 1962 умерла дочь И. - Жанна Гаузнер, та­лантливая писательница, автор повестей «Я увижу Москву», «Мальчик и небо». Пре­одолевая горе, И. работает над новыми кни­гами: « За много лет » (1964), « Страницы дней перебирая...: Из дневников и за­писных книжек » (1967).

В 1965–66 избирается членом правле­ний СП РСФСР и СССР, председателем сек­ции поэзии СП СССР, председателем комис­сии по узбекской лит-ре при СП СССР, рабо­тает членом редколл. ж. «Знамя», пере­водит стихи Т. Шевченко, М. Рыльского, Я. Райниса, П. Элюара, Ш. Петефи, И. Бехера, Д. Унгаретти. В 1971 выходят две итого­вые кн.: « Анкета времени. Избр. стихи » и «Избр. проза ». К 40-летию Победы в 1985 лен. дневник И. «Почти три года» переведен в Велико­британии и США. Публикуются воспомина­ния И. о М. Рыльском, М. Пришвине, А. Тол­стом. В год 90-летия И. вспоминали: «Вера Михайловна Инбер писала о своей жизни: „...Это настоящая жизнь, за кот. мне не будет стыдно в день смерти...” На такие сло­ва писательница имела полное право...» (Вечная молодость сердца // Знамя. 1980. № 7).

Между тем судьба И. не была ровной. Будучи двоюродной племянницей Л. Троцкого (её отец, Моисей (Моня) Филиппович (Липович) Шпенцер был двоюродным братом Троцкого по материнской линии), в годы репрессий, опасаясь за собств. жизнь из-за родства с «неблагонадежным» политиком, горячо любимым ею прежде, кот. она посвятила ряд стих., кот. бывала неоднократно тепло принята в его «высоком кабинете», И. по собств. инициативе выступила с публичным ярким словом, в кот. призывала расстрелять «врагов народа», в т.ч. Троцкого. (Л. Троцкий жил и воспитывался в семье И. в пору учёбы в Одессе в 1889–95). В послевоен. годы была причастна к травле ряда отеч. литераторов, в т.ч. Л. Пастернака, Л. Чуковской.

Награждена орденом «Знак Почета» (1939). Лауреат Сталинской премии 2-й степ. (1946). Получила два ордена Трудового Красного Знамени.

В. Казак: «Инбер начинала как одарённая поэтесса, но растеряла свой талант в попытках приспособиться к системе. Её безыскусно рифмованные стихи порождены рассудком, а не сердцем; ее стихи о Пушкине, Ленине и Сталине носят повествовательный характер. Отличительными особенностями поэм Инбер, посвящённых актуальным темам советской действительности, являются однообразие, растянутость; они далеко не оригинальны».

Адрес в Л-де: авг. 1941–46 - ул. Толстого , д. 6.

Соч.: Избр. произв.: В 2 т. М., 1955; Избр. произв.: в 3 т. М., 1958; СС: в 4 т. М., 1965–66; Страницы дней перебирая...: Из дневников и записных книжек. М., 1977; Стихотворения. Пулков­ский меридиан. Почти три года. Место под солнцем. М., 1981; Пальмовая ветвь, залитая кровью // Звезда. 1982. № 2; Словно старого друга встретил! // Вопросы лит-ры. 1984. 5; Воспоминания об А. Н. Толстом. М., 1982; Воспоминания о М. Рыльском. М., 1984; Воспоминания о Михаиле Пришви­не. М., 1991; Иду на почту // Гимн любви. М., 1991. Т. 1; Смерть луны: Сб. рассказов 1924–38 гг. М., 2011; Сеттер Джек: сб. детских стихов. М., 2011.

Лит.: Гринберг И. Вера Инбер. М., 1961; Мака­ров А. Человеку о человеке. М., 1971; Дмитриева Ц. Поэт и время // Инбер В. Анкета време­ни. М., 1971; Бать Л. Незабываемые встречи. М., 1972; Тихонов Н. Большая судьба // Ин­бер В. Душа Л-да. Л., 1979; Егоро­ва Л. Подвиг русских писателей // Вопросы лит-ры. 1982. № 12; Резник О. Экраны памяти. М., 1985; Каленкова О. Ранняя лирика Веры Инбер // Русский яз. в нац. школе. 1990. № 7; Казак В. Лексикон русской лит-ры XX в. М., 1996; Либединская Л. О Вере Инбер... // 24 часа. 1997. № 9; Либединская Л. О Вере Инбер // Александровская слобода. Александ­ров, 1998; Старшинов Н. Что было, то бы­ло... // Поэзия. 1999. № 1; Словарь лит. окружения Игоря-Северянина (1905–1941): в 2 т. / вст. ст., сост, комм. Д. С. Прокофьев. Псков: Гименей, 2007.

В. Шошин

  • Инбер Вера Михайловна