Ионин Герман Николаевич


ИÓНИН Герман Николаевич [17.5.1936, Л-д] - поэт, прозаик, литературовед.

Отец, изв. художник Николай Александрович И., родился в д. Наволок Петербургской губ. Мать, Екатерина Николаевна, родилась в г. Бежецк, сестра художника А. Самохвалова. Семьи Иониных и Самохваловых жили в Л-де в одном доме и поддерживали дружеские отношения. Мать, получившая искусствоведческое и ист.-филол. образование, преподавала в школе. В 1934 трагически погиб 11-летний сын Иониных, и родившегося через два года ребенка назвали в его память Германом. Отец никогда не забывал свою крестьянскую родину, лето семья проводила в деревне.

Перв. детские впечатления от природы и деревенской жизни многое определяли в мировоззрении И. Не меньшее влияние на него оказала и городская культура. Мать жила воспоминаниями о писателях, поэтах, художниках, судьбы кот. так или иначе были связаны с Бежецком (А. Ахматова, Н. Гумилев, С. Городецкий и др.). Позднее она многое рассказывала сыну о прошлом, называя имена, бывшие в 1940-е под запретом. Обычными гостями семьи Иониных были художники, скульпторы, среди них В. Синайский, В. Малагис, В. Кузнецов, М. Платунов и др. Детские воспоминания, рассказы матери, возможность наблюдать творч. труд отца - все это определило выбор жизненного пути И. и отразилось в его стихах и прозе, придав им во многом автобиогр. черты.

Перв. блокадную зиму И. прожил вместе с семьей в Л-де. В 1942 Ионины были эвакуированы в Киргизию. Жили в пос. Нахаловка, неподалеку от г. Фрунзе (ныне Бишкек). Впечатления об этом периоде жизни отразились в повести « Киргизия» , где, как и в др. «автобиографических» произведениях И., докум. правда сочетается с худож. вымыслом. В 1944 семья возвращается в Л-д. Подготовленный матерью в домашних условиях, мальчик поступает в среднюю школу, сразу в 3-й класс, затем, сдав вступ. экзамены, переходит в 5-й класс худож. школы при Ин-те им. И. Е. Репина, думает стать художником. Но смерть отца (обстоятельства кот. воссозданы в повести « История болезни ») круто меняет его жизнь. Он возвращается в прежнюю школу, твердо решив «стать поэтом». Ради того чтобы высвободить время для занятий лит-рой, поступает после 7-го класса сначала в заочную, а затем в веч. школу, кот. оканчивает с серебряной медалью. В 1954 как медалист принят на филол. фак-т ЛГУ. После окончания ун-та два года преподавал в веч. школе Октябрьской железной дороги, потом - поступил в заочную аспирантуру без отрыва от работы учителем в школе № 30 Василеостровского р-на.

В 1971 защитил канд. дис. по тв-ву Г. Р. Державина. В 1974 перешел в НИИ общего образования взрослых при Академии пед. наук, где работал под рук. методиста-литератора Т. Браже. С 1982 преподает в ЛГПИ (ныне - РГПУ) им. А. И. Герцена, где в 1990 создал кафедру лит-ры на фак-те народов Кр. Севера. В 1992 защитил докт. дис. по проблеме взаимосвязи литературоведения и школьного изучения лит-ры. Мн. исследования И. посвящ. тв-ву Державина, Радищева, Фонвизина, Батюшкова, Жуковского, Пушкина, Чехова, Есенина, Маяковского, Ахматовой, Булгакова, Л. Леонова и др. В 1987 и 2004 вышли в свет подготовленные им фундаментальные в текстологическом отношении изд. Державина (изд-во «Наука» и «Новая библиотека поэта»). В 1992 становится проф., член.-корр. Петровской АН и искусств (ПАНИ), под его ред. выходят учебники, хрестоматии, метод. труды по лит-ре. Вместе с коллегами в 1999 И. создает в РГПУ ин-т по «метаметодическим» проблемам школьного и вузовского образования. Казалось бы, все было ясно в его судьбе и карьере. Однако гл. сюжет жизни И. связывал с лит. тв-вом.

И. начал сочинять в 6 лет, в Киргизии. Позднее продолжает пис. стихи и даже занимается переводами - попытки в 5-м классе переложить стихами фрагменты «Фауста» Гете, в 7-м - сделать свой перевод «Слова о полку Игореве». Посл. труд становится известным Д. С. Лихачеву, попадает на выставку, посвящ. 150-летию выхода в свет перв. изд. «Слова». В 6-м классе пишет поэму «Фаэтон» , кот. будет упомянута в поздней повести « Стерх ». К 1958 относится перв. публ. И. (два стих. в альм. «Дружба»). Затем - еще два напечатанных стих., а дальше - перерыв на 30 лет. Причем все эти годы И. не прекращает писать, но после неск. попыток «напечататься» к публикациям больше не стремится. В эти годы закончены повесть «Климовщина» и «Киргизия», множество лирич. стих. Несмотря на поощрительные отзывы Д. Шостаковича, Ц. Кин, В. Рождественского, Л. Друскина, Л. Соловьева, И. не имеет возможности «пробиться в лит-ру». Такие попытки предпринимали и его редактор по альм. «Дружба» А. Хршановский, и проф. Г. Макогоненко, и др. Одной из причин тому была сложность и зашифрованность юношеской лирики, другая заключалась в оппозиционном духе его лирики и нежелании следовать конъюнктуре. Тем не менее тогда постепенно складывалась поэма «Данте» , кот. и была наконец «собрана» и опубл. отдельным изд. в 1996. Затем последовали кн., соединяющие в себе стихи и прозу, - «Троечастие» (1999), «Вторая ипостась» (2004), «Апокалипсис» (2009), « Притчи » (2013), « Сказки » (2018), а также том лирических циклов («поэм») « Преодоление » (2017).

В 2000 принят в СП России (СПбО), где с 2002 руководит секцией критики и литературоведения.

В поэму « Данте » вошли лучшие из лирич. строф И. наряду с др., рефлективными, отражающими трагич. конфликты времени. Поэма состоит из трех частей, названных, как в «Божественной комедии» Данте, «Ад», «Чистилище», «Рай». Лирич. гepoй поэмы - Данте, такой, каким он живет в читательском мире автора, или же сам автор, перевоплощенный в любимого поэта, а порой и прямо говорящий от своего имени, заново путешествует по загробному миру, в кот. за семь веков мировой и российской истории произошли «катастрофические изменения». «В сущности, “Данте” - это лично пережитая и выстраданная “энциклопедия души” - и отдельного человека, и души культуры, переживающих вдруг (и не впервые!) наступление очередных судорог истории» (В. Акимов. Триптих Германа Ионина). Дантовский космос взорван, в него проникли персонажи, явившиеся в более поздние столетия. Потустороннee инобытие и нынешняя современность отождествились. Каждое из стих., составляющих текст поэмы, - голос, принадлежащий кому-либо из персонажей, а в целом - полифония реплик и монологов составляет единую фреску и - одновременно - духовный мир лирич. героя. Именно такая напряженная жизнь души, по мысли И., путь выхода из мирового кризиса, при условии, если в каждом из человеческих «я» осуществится подобная полифония голосов. Вопрос о постмодернистской стилевой природе поэмы «Данте» правомерен, но глубинная направленность позиции автора по отношению к постмодернизму вполне полемична: поэт «расковывает» текст, восстанавливая спасительные для жизни нравственные ценности, кот. исчезают, если, напротив, мир подменяется «текстом».

В дек. 1997 в СПб. трагически погиб мл. сын И. - двадцатишестилетний Михаил. Катастрофа разделила жизнь и тв-во И. на «до» и «после». Смерти сына посвящ. поэма «Миша» и последующие стихотворные циклы «На грани двух миров», «Преодоление», «Россия» и др. Поэма состоит из небольших стихотворений-глав. О трагедии рассказано простым, освобожденным от метафор языком, так, чтобы ритмы и рифмы не замечались. Живое ядро всей композиции - стихи, обращенные к матери убитого сына. В произведении три плана: один - фактически точный, другой - публицистически заостренный (смерть сына обнажает судьбы многих), третий - религиозный (здесь впервые намечены принципы и опоры новой веры, утверждающей ипостасность всего сущего). Текст поэмы напрямую воспроизводит живое слово, характерное для автора в его общении с близкими, учениками, слушателями. Поэма «Миша» знаменует новый этап его творчества. Личная трагическая тема (смерть сына), прямо и страшно явленная в поэме, определяет в последующих сборниках звучание всех остальных тем, объединяя их исповедально личностным переживанием ист. судьбы России. Множество мотивов и образов, перекликаясь и сплетаясь друг с другом, создают единую медитацию. Каждая из картин, особенно в цикле «Преодоление», выписана детально и зримо, четкость рисунка, словесная живопись, бытовые реалии, ясность и прозрачность языка и стиха, ритмич. разнообразие - все свидетельствует о том, «Преодоление» и созданные в последние годы «маленькие поэмы» («Рассказ о Климовщине», «Белокаменка», «Ящера», «Яблоня», «Младенец», «Коран», «Рождество», «Чаша») - наиболее глубинное по содержанию и художественно гармоничное достижение автора в области поэзии.

Перв. завершенная повесть И. - «Климовщина» (название деревни, где после войны жили родственники отца). Композиционно повесть представляет собой цепь небольших главок, рассказывающих о детстве автора. Это самое светлое из всех произведений И. Оно рисует исторически наиболее гармоничный и добрый момент отеч. истории XX в. - лето 1946, когда, после великой победы, все как будто бы начиналось заново. В повести много персонажей - взрослых и детей, горожан и деревенских жителей, и все они «на равных» окружают гл. героя. Мягкая самоирония, открытый психологизм, цветные, подобные этюдам отца, картины природы, бытовые зарисовки, доверительная простота языка и яркая выразительность создают худож. органику этой повести.

«Киргизия» знаменует новый шаг И.-прозаика. Психологизм становится более углубленным. Как и прежде, вокруг осн. героя много людей, как и прежде, особое внимание уделяется отцу и матери. И все же главный автобиографич. персонаж более определенно перемещается в центр повествования. Внутренний мир героя обнаружен словно под увеличительным стеклом. Идет подробный рассказ о детской религиозности шестилетнего мальчика и о том, как игры с ребятами-ровесниками позволяют ему пережить вполне взрослые ситуации поиска призвания и нравственной цели в жизни. Кажется невероятным, что ребенок может так думать и так поступать. Несомненно, многое в повести привнесено воображением и последующей взрослой рефлексией. Тем не менее в «Киргизии» состоялось особое открытие детства, психологически вполне достоверное, согретое юмором и подтвержденное богатством реалий.

Посл. повести И., смыкаясь с поэмой «Миша» и циклами «Россия» и «Преодоление», резко отличаются по проблематике и худож. решениям от первых двух повестей. Им свойствен, если употребить условный термин автора, «ипостасный психологический реализм». « История болезни » рассказывает о смерти отца. Биогр. канва, пунктирно выведенная с помощью конкретных эпизодов (довоенное время, блокада, скрытый конфликт с временем, отчуждение от офиц. заказов и смерть во вр. работы над последней из заказных картин), позволяет автору нарисовать панораму истории страны в сов. период. Тема детской религиозности, затронутая в «Киргизии», здесь находит завершение; ипостасная вера на миг воскрешает отца и приоткрывает тайну сознания на грани бытия и небытия. В повести определенно указаны истоки и спасительная почва новой религии, связанная с традиц. русской культурой. «История болезни» - введение к повестям «Один» и « epx ». Повесть «Один» - поток сознания Миши Ионина в теч. ночи за неск. недель до гибели от рук наёмных убийц. Задача автора чисто художественная, прямые публицистич. обобщения и акценты из повести изъяты. Тем не менее из внутреннего монолога Миши встает страшная картина 1990-х. Ей автор противопоставляет непосредственно воссозданный духовный мир сына-единомышленника. Это тем убедительней, что сын находится в гуще событий того мира, кот. несет ему смерть. «Стерх» построен иначе. Миша уже за чертой бытия. Но отец, тоже но его следам побывавший за этой чертой и вернувшийся назад, открывает в себе способность на какое-то время вернуть оттуда и сына. Вместе им удастся прожить лишь два дня. Первая часть повести - сверхсознание отца, вторая - такое же, но иное сверхсознание Миши. По отношению друг к другу каждое из них - вторая ипостась. Поэтому читателем не только осознается тождество этих сознаний и в то же время их разграниченность, но создается почти физическое ощущение возможности взаимоперехода сознаний – главное из открытий «ипостасного реализма», позволяющего воздействовать на гл. всепоглощающую и творящую силу - Небытие. Финал повести горек, но не безнадежен.

В кн. И. « Троечастие », « Вторая ипостась » и «Апокалипсис» большое значение имеет композиц. расположение стихов и прозы, а в двух последних - порядок повестей. Т.о. книга может быть рассмотрена как единое произведение. Напр., цикл «На грани двух миров» вводит в прозу. Рассказ «История болезни» оказывается вторым прологом к ней. Дальше повести следуют не по порядку их написания, а по хронологии событий (война, лето 1946, конец века). Проза И., при всей ее психологичности и изобразительности, в большей мере, чем прежде, сближается со стихами - ее ритмичность, а порой гекзаметричность как будто помогают ощутить естественную и запредельную реальность взаимоперехода сознаний - главное из откровений «ипостасного реализма».

В повестях «Ипостась», «Апокалипсис», «Поединок», «Исповедь», «Правитель, «Политик», «Илья», «Трое» автор совершает переход к наиболее острым сегодня темам и проблемам нашей современности. Они решительно перемещаются на первый план, раскрывая возможности «ипостасного реализма». При этом усиливаются моменты притчевой условности и фантастики - они, как под увеличительным стеклом, выявляют конкретность и трагизм современных реалий.

В. М. Акимов неоднократно писал об уникальности и вместе с тем назревшей востребованности сегодня творч. опыта И.

Соч . Данте: поэма. СПб., 1996; Троечастие: поэмы, проза. СПб., 1999; Стерх // Космическое видение на грани тысячелетий. СПб.-Ханты-Мансийск, 2002; История болезни // От Невы до Камчатки: Спец. приложение к ж-лу «Новый век». 2004; Вторая ипостась: повесть. СПб., 2004; Апокалипсис. М., 2009; Лит-ра. 10 класс: в 3 кн. (в соавт.). М., 2011; Лит-ра. 11 класс. Базовый и профильный уровни: в 3 кн. (в соавт.). М., 2011; Притчи: поэма, повести. СПб., 2013; Возвращение классики. СПб., 2014 (в соавт. с А. Хватовым); Преодоление: поэмы. СПб., 2016; Рассказ о Климовщине // Невский альм. 2016. № 4; Сказки. СПб., 2018; Поединок: повесть // www. drugoe – reshenie.ru (2018).

Лит.: Акимов В. «Прообразы живые, убейте пустоту…» // Ионин Г. Данте. СПб., 1996; Акимов В. Триптих Германа Ионина // Ионин Г. Троечастие. СПб., 1999; Акимов В. Память души // Ионин Г. Вторая ипостась. СПб., 2004; Берг М. Тридцать лет спустя (30-я, 10-б 1969-го) // Звезда. 1998. № 5; Ланин Б. Герман Николаевич Ионин // Методика преподавания и изучения литературы. Sapporo: Slavic Research Center: Hokaido Universitiy. 2001; Кречетов В. Герман Ионин - поиски нового пути в лит-ре // Музы на Фонтанке. Вып. 17. СПб., 2008; Кречетов В. Отец и сын // Аврора. 2008. № 3; Кречетов В. Поиск нового пути в лит-ре. Герман Ионин // Петерб. лит-ра на рубеже веков: сб. лит.-крит. статей о совр. писателях. СПб., 2011; Сереброва Г. Исповедь (Отклик читателя на книгу Г. Ионина «Апокалипсис») // Невский альм. 2011. № 2 (57); Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб., 2011; Акимов В. Бесстрашие и мудрость погружения в мир // Герман Ионин. Преодоление. СПб., 2016; Андрюшкин Александр. Поэма длиною в жизнь. К 80-летию Г. Н. Ионина // Современная литература. Традиции и новаторство: сб. статей. К восьмидесятилетию Г. Н. Ионина. СПб., 2016; Амфилохиева М. О реках, литературных размерах и бессмертии // Окно: ж-л поэзии. Вып. 16. СПб., 2016; Медведев А. У слияния Стикса и Иордана (о поэме Г. Ионина «Ящера») // Окно: ж-л поэзии. Вып. 17. СПб., 2017; Роговер Е. Г. Н. Ионин // Роговер Е. С. Методика преподавания литературы: уч. пособие. Т. 3. СПб., 2017.

В. Кречетов

  • Ионин Герман Николаевич