Ирецкий В.
ИРЕ́ЦКИЙ В. (наст. имя Виктор Яковлевич Гликман) [1(13).9.1886, Харьков - 18.11.1936, Берлин] - прозаик, критик.
Родился и воспитывался в семье провинциальных интеллигентов, учился в Белостокском реальном училище, на агрономическом фак-те Киевского политехнич. ин-та, на юридическом фак-те СПб. ун-та. В студенч. годы начал писать рассказы, первоначально о деревенской жизни. В рассказе « Ожидание » (1906) речь шла о крестьянском бунте, в рассказе « Мамонт » (1908) - о фатальном взаимонепонимании помещиков и мужиков, в « Книге без конца » (1912) - о столыпинских казнях, а в « Странниках » (1914) - о разорении дворян.
Одновременно сотрудничал в одной из крупнейших петерб. газ. «Речь», где в библиогр. заметках вел разговор г.о. о выходивших на русском яз. произведениях западноевропейской лит-ры. В 1912 был первым, кто написал рец. на сб. произведений французского поэта Фр. Жамма, вышедший в пер. И. Эренбурга.
Свои рассказы печ. в основном в «тонких» журналах типа популярного «Солнца России» и с 1911 по 1917 опубл. там свыше 30 произведений, отличавшихся хорошо разработанной интригой. Мастерство построения сюжета проявилось у И. не только в рассказах о деревне, но и в произведениях на др. темы: « Белая ночь » (1915) - об отношениях между мужчиной и женщиной; « Опасный путь » (1915) - воен. рассказ, созданный в духе приключ. лит-ры, и др. В 1915 вышла перв. кн. И.- сб. его лучших рассказов « Суета ».
К революции в России И. первоначально отнесся как к мат-лу с лихо закрученной интригой. На основании взятых им интервью И. в 1917 выпустил брошюры « Охранка » и « Романовы ». Однако разразившаяся вслед за революцией Гражданская война, несмотря на обилие в ней авантюрных, трагических и просто захватывающих сюжетов, темой для тв-ва И. не стала. В эти годы он писал рассказы о западноевропейской старине, составившие книгу « Гравюры » (1921).
В перв. годы сов. власти активно занялся обществ. работой на ниве лит-ры. Был одним из организаторов Всероссийского профессионального союза писателей, состоял в числе руководителей пг. Дома литераторов. Эта деятельность не удовлетворяла новые власти России, и в 1922 был выслан за границу.
Оказавшись в Берлине, немедленно включился в лит. жизнь Русского зарубежья. Он был среди пост. посетителей берлинского Дома искусств, выступал там с д-дами, регулярно сотрудничал с русскими газ. Берлина, Нью-Йорка и особенно Риги, где в газ. «Сегодня» в 1924–36 опубл. свыше 100 статей, рец. и рассказов.
Произведения И. печ. и в выходивших в Берлине сб. «Собачья жизнь» (1922), «Пчелы» (1923), в альм. «Струги» (1923) и мн. др. Одна за другой выходили авторские кн. И.- роман из сов. жизни « Похитители огня » (1923), трагикомедия « Мышеловка » (1924) (постав. на русской сцене в Берлине), сб. рассказов « Коварство и любовь » (1926), роман « Наследник » (1928), роман в рассказах « Холодный уголь » (1930), роман « Пленник » (1931), повесть « Прибежище » (1931).
В 1931 в рижской газ. «Сегодня» печ. воспоминания о его лит. молодости, где в частности рассказывалось о начале лит. деятельности Н. Гумилева.
Умер И. в 1936. Посмертно вышла лишь одна его книга - сб. рассказов о родине « Она » (1937). С тех пор произведения И. не переизд., а его имя упоминалось лишь в связи с др. писателями, судьбы кот. нередко пересекались с И. Так, он был в дружеских отношениях с А. Блоком в посл. годы жизни поэта, о чем Блок неоднократно упоминал в «Записных книжках» и письмах. Связывала судьба И. и со мн. писателями Русского зарубежья, о чем рассказали Л. Флейшман, Р. Хьюз, О. Раевская-Хьюз в кн. «Русский Берлин. 1921–23» (Paris, 1983), Н. Берберова в кн. «Железная женщина» и др.
Соч. : Суета: Рассказы. Пг., 1915; Гравюры: Рассказы. Пг., 1921; Она: Сб. рассказов. Берлин, 1937.
В. Попов