Иванен Анатолий Вильямович


И́ВАНЕН Анатолий Вильямович [17.4.1950, Якутская АССР - 31.12.2013, СПб. (г. Пушкин)] - поэт.

Как сказано в стихах И., родился он «на льдине», при впадении Лены в море Лаптевых, в семье рыбака. Родители были вывезены по «Дороге жизни» из блокадного Л-да 25.3.1942. Вырос под Л-дом в д. Хиттолово, куда семья вернулась, когда будущему поэту было 9 лет. Для поэта, родившегося «на льдине», всю жизнь важен был поиск своих истоков и корней. «Я долго не мог понять значение своей фамилии, - признается он. - По происхождению она не финская, хотя и с финским окончанием. Правильно, по отцу, пишется Ивонен: через “о”, ударение на первый слог; “а” появилось по ошибке писаря. Очевидно, он был украинец. А по-украински как слышится, так и пишется, - известная фамилия Иваненко» (« Автобиография» ). Корень своей фамилии поэт нашел в Новгородской писцовой кн. Бежецкой пятины - «в Петровском погосте в Тихвинском». Там она одна из самых распространенных: «Да за Третьяком же Яковлевского поместья Ивонина деревня…» Ивоня - имя собственное, встречается в писцовых книгах с такими именами, как Суни и Матар. «Суни, - сообщает И., - фамилия моей бабушки, а Матар превратился в Матарайнена. Из других источников известно, что около Тихвина жила псковская чудь. Запись в писцовой книге относится к концу ХV в. Не исключено, что после “Столбовского мира” шведы оттеснили коренное население Тихвина в глубь Карельского перешейка, подальше от пограничного района. И до недавних пор Суни, Матарайнены, Ивонены были чуть ли не соседями в одной деревне, недалеко от Кавголово-Токсово. Мои предки - летописная “чудь белоглазая”, изначально вошедшая в состав Великого Новгорода» («Автобиография»).

Вот как рассказывает И. о своем детстве в предисл. ко втор. кн. стихов « Венцы ». «В юности я вел дневник. О смешном и веселом легко писалось от первого лица, но как только речь заходила о чем-то серьезном, сокровенном - начинал повествовать о себе в третьем лице. Стих сам по себе спасает от такого перехода, он терпит любое откровение. <…> С детства по рассказам матери и отца я понял: великое должно быть простым, будь то люди или дела их».

В 17 лет начал публ. в газ. «Невская заря», посещал в теч. неск. лет ЛИТО «Ладога» (при газ. «Невская заря»). ЛИТО руководил журналист и писатель Н. Солохин. Там бывали поэты С. Николаев, В. Брюховецкий, И. Юрьев, В. Кречетов, талантливый, но рано ушедший поэт С. Пронин. В ЛИТО еще была жива память о Н. Рубцове, печатавшемся в 1959–60 на страницах всеволожской газ. «Трудовая слава».

В 1970-х существовала Лен. организация самодеятельных литераторов обл. Возглавляли ее изв. книголюб из пос. Токсово Е. Тимошенко и Т. Гнедич, переводчица Байрона и поэтесса. Они проводили в г. Пушкине смотры и конкурсы пишущей молодежи. Жюри, в состав кот. входили изв. мастера пера, определяло победителей и давало им рекомендации в редакции газ. и ж., выдвигало на республиканские и всесоюзные совещания молодых. Как сообщает Солохин, от Всеволожска в таких совещаниях принимали участие И., С. Николаев, С. Пронин.

С 1975 И. занимался в ЛИТО филфака в ЛГУ у изв. критика и литературоведа Г. В. Филиппова. Стихи И. стали появляться на страницах альм. «Молодой Л-д», в ж-лах «Аврора», «Звезда», «Огонек», в газ. «Лит. Россия», в молодогвардейском сб. «Вдохновение». И. был участником 4-х конф. молодых писателей Северо-Запада, Всесоюзного фестиваля в Кызыле (1980). Его стихи получили высокую оценку на VII Всесоюзном совещании молодых писателей.

И. окончил филфак ЛГУ. Неск. лет жил в Финляндии. С 2005 постоянно жил в г. Пушкине (б. Царское Село). Впервые появился в Пушкине в 1969. После ухода из жизни Т. Гнедич в 1976 И. руководил ЛИТО «Лира». С нач. 1980-х до 1989 был лит. консультантом при газ. «Вперед» (г. Пушкин). С 1992 - член СП России. Лауреат лит. премии им. Б. Корнилова за 2008 (СПб.).

Уже в перв. кн. « Родство » виден автор, умеющий мыслить исторически. Его интересует история формирования Русского государства и соотношение вклада славянских и финно-угорских племен. «Ингрия и Водская пятина, / Гардарика, а где она была? / Года идут и памяти плотина / В пучине лет ничто не сберегла! // Пусть обмелела светлая Ижора / И Чуди нет на озере Чудском, / И Ладога на Волхове не город - / Былинные останки под песком! // Пусть время применило свое вето, / Но верю я, что эта синева / В моих глазах, прищуренных от света - / Ничто иное как сама Нева // Мелеют реки, но милеют лица… / И вряд ли знает, даже сам Господь, / Где там была иль не была граница, / Где чудь и ямь, где ингрики и водь. // Пусть племена, сродненные Невою, / Давно свои не помнят имена - / Не разорвать извечное родство их, / Доколе Русь стоит - / На всех одна!».

В предисл. ко втор. кн. И. « Ветер с Ладоги » Г. Филиппов писал: «Главное ее достоинство - своеобразие поэтической интонации, чувство родства человека и природы, любовь к отчему краю и земле, которая помнит о минувших испытаниях, сыновняя привязанность и верность Отчизне. Они пронизывают лучшие стихи Анатолия Иванена и, что особенно ценно, соотнесены с нашим сегодняшним днем, с историей родной земли» (Филиппов Г. Об авторе // Иванен А. Ветер с Ладоги. М., 1985). История и современность сливаются в стихах И. Их невозможно разорвать, а порой и отличить, что делает поэзию И. особенно ценной и притягательной.

В предисл. к третьей кн. И. « Мост » (1986) И. Лысцов отмечал «нестандартность жизненного мат-ла, богатство чувств и пронзительность интонаций, основательность, образный, сочный язык, народный язык…». Но если пронзительность интонаций, образность и народный язык могут быть достоянием разных поэтов, то «нестандартность жизненного материала» - качество, свойственное именно И. Его нестандартность проистекает из его корней, которые он не может в себе преодолеть, хотя порой, кажется, он и готов отказаться от них в пользу чисто русской традиции и принадлежности. Но И. поэт, принадлежащий к ингерманландской культуре, без кот. он не мыслим, хотя при этом он остается русским поэтом. Вот эта культурная двойственность, или культурная раздвоенность и определяет его подлинное своеобразие и тем самым его особую ценность в общекультурном плане. В И. живет и память предков, и живое восприятие сегодняшнего дня. Он бывает не только глубоко историчен, но и ярко гражданственен. В этом отношении показательно болевое стих. « Плацдарм », где поэт выражает свою политическую позицию. «От воинского ремесла / К одной я истине прикован: / Пока пехота не прошла, / Плацдарм еще не завоеван. / Я вспоминаю со стыдом, / Что враг был мною не опознан, / Когда громили Белый дом, / Вооружался срочно Грозный. / И мы предстанем пред судом / Своей истории великой. / Слепцы! Бомбили отчий дом / С такою ненавистью дикой. / Шел брат на брата, на отца / Восстал сыночек стоеросов, / И нет ни званья, ни лица / У тех, что предали бойца: / - Стрелять, и никаких вопросов! / Пусть празднует победу трус / И поклоняется мамоне, / И развалившие Союз / Пока покоятся на троне. / Пусть нас и травят, и костят, / И римский клаб стоит у гроба, / На наших гибельных костях / Санкт-Петербург и вся Европа».

Городские - ленинградские/петербургские - мотивы проходят через все книги И., а пятая кн. - своего рода избранное - « Трагический тенор » (СПб., 1999) органично и не случайно корреспондирует с поэзией А. Блока уже самим названием.

Соч.: Родство: стихи. Л., 1982; Ветер с Ладоги: стихи / предисл. Г. Филиппов. М., 1985; Мост: стихи / предисл. И. Лысцов. М.: Молодая гвардия, 1986; Венцы: cтихи. Л., 1987; Трагический тенор: cтихи / предисл. С. Смирнов. СПб., 1999; «А родина не так и велика…»: стихи // Карелия. 2005. № 33. 31 март.; Когда Нева не знала берегов. Семилистники: стихи. СПб., 2008; Стихи // Петербургские строфы / сост. М. Аникин. СПб., 2009; Стихи // Созвездия катренов Петербурга / гл. ред. и сост. Н. Н. Бутенко. Т. 3. СПб., 2013; Избранное / сост. М. Швец, худ. О. Маценович. СПб.: СП России, 2014; Другие слова: стихи // Невский альм. 2015. № 2 (81); PS: Из Дневника Анатолия Иванена // Невский альм. 2016. № 5 (91); Другие слова: стихотворения. СПб.: Арт-Экспресс, 2020.

Лит .: Солохин Н. Родство // Невская заря. 1983. 15 окт.; Малярова И. <Приложение> // Иванен А. Трагический тенор. СПб., 1999; Николаев С. Неводы деревень. Лирика Анатолия Иванена // Там же; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб., 2011; :Кудрявцев В. «Неисповедимые» пути Анатолия Иванена // Иванен А. Избранное. СПб., 2014; Швец М. Большое видится на расстояньи… // Там же; Зайцев С. Слово о брате // Там же; Афанасьев Ю. Феномен творческой судьбы поэта Анатолия Иванена // Гул толпы. 2015, июнь; Михайлова Г. «Ома Хиттола!»// Гул толпы. 2016, май.

В. Кречетов

  • Иванен Анатолий Вильямович